Цель урока: обучение составлению связного текста описания.
Знать.
1. Способы составления риторической схемы текста.
2. Строение текста типа описания.
Уметь.
1. Составлять схему текста.
2. Создавать текст описания животного.
Методы и приемы: словесный (беседа), практический, репродуктивный (построение схемы описания), исследовательский.
Оборудование: тетради по развитию речи, распечатанные для каждого ученика тексты.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Вступительное слово учителя
Только недавно мы познакомились с художественным описанием очаровательной любимицы А. И. Куприна кошки Ю-ю... Писать изложение, приближаясь к стилю первичного текста, и интересно, и полезно. Но не менее, а может быть, и более интересно написать собственное сочинение о четвероногом друге-собаке,или еже, или хомячке, или о птице. Ведь они живут рядом с вами, вы подружились с ними, вы изучили их повадки, характер, возможно, даже чему-то сами научились в процессе общения с животными, которые не только получают от нас пищу и кров, но и одаривают нас своей привязанностью, любовью.
В течение недели каждый из вас наблюдал за своим питомцем.
- О каких же животных вам хочется написать?
- Давайте попробуем описать своего любимца!
2. Составление описания (5 минут)
3. Выборочное чтение (2-3 работы)
4. Анализ работ.
Беседа.
- Интересны ли описания одноклассников? Чем?
- Как вы думаете, чего не хватает в работах?
- А что лишнее?
(Отсутствие последовательности, излишняя детализация).
Давайте прослушаем небольшой текст и попробуем догадаться, о каком животном или птице идет речь.
5. Чтение текста художественного стиля.
Он (Петух) был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье.
Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой, грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.
Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два-три шага, будто предоставлял ему возможность еще раз подумать. Если тот не убирался, он(петух)стремительно обрушивался на него. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле как плащ. (По Е. Носову).
- Как вы думаете, о ком этот текст?
- Как вы догадались?
- Какую цель поставил автор в своем сочинении о петухе?
- Понравился ли вам текст? Почему?
Можно прочитать сотни описаний и ничему не научиться!
Существует ли схема описания животного, предмета, пейзажа?
Конечно же, универсальной, то есть схемы на все случаи жизни, нет...
Но мы все-таки попытаемся понять, как рождается описание, и попробуем создать схему. Поставим в центр наше животное.
6. Составление схемы описания.
(Учитель совместно с обучающимися составляет риторическую схему описания животного). (См. далее)
Любой предмет или живое существо имеет признаки внешние и признаки внутренние (Характер).
- А какие внешние признаки вам известны?
- Как вы думаете, какая часть речи помогает описать внешность? (Прилагательное).
- Приведите примеры, характерные для каждого внешнего признака. (Обучающиеся работают с текстом, который лежит у каждого на парте, здесь же составляют схему).
Но каждое животное имеет и внутренние признаки. (Характер)
- Что это за признаки?
- Какая часть речи помогает передать характер? (Глаголы).
- Приведите примеры.
- Ребята, а как вы думаете, к какому стилю относится данный текст?
- Почему вам так кажется? (Благодаря выразительному письму автора).
- К каким художественным средствам выразительности прибегнул автор для передачи своего впечатления? (Ээпитет, сравнение, олицетворение, метафора).
- Приведите примеры.
На этом можно поставить точку, но у каждого описания есть идея...
- Какая идея, то есть мысль, будет заложена в вашем сочинении? (Мы должны испытать восхищение или умиление, читая описания).
- Тогда подумаем, кого же не хватает в нашей схеме?
(Нас) - местоимение - Я)
Образец текста, который раздается учащимся
Петух
Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.
Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два-три неторопливых шага, будто предоставлял ему возможность еще раз подумать. Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него.
При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле как плащ.
Главным является то, какую мысль мы хотим вложить в нашу работу.
У описания всегда есть цель найти красоту в обыкновенном, или оценить службу обыкновенных, привычных вещей в нашей жизни, или, одушевив предмет, через него рассказать о человеке, похвалить или развенчать...
Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку, художественности описания. Вдохнуть жизнь в описание иначе невозможно.
Попробуем создать такой текст, из которого было бы ясно, насколько красив и дорог вам ваш любимец.
Но не будем забывать о том, как строится текст типа описания, а также
и о том, что основная мысль текста должна быть отражена в вашем заголовке.
(На обратной стороне доски представлен план сочинения-описания)
1. Вступление.
Краткая предыстория. Место проживания животного.
2. Основная часть.
а) внешний вид (голова, глаза, окраска, строение и т.д.);
б) внутренние признаки (образ жизни, характер, общение);
в) интересный эпизод из его жизни.
3. Заключение.
Мое отношение к животному. Чем мне дорог мой друг?
7. Создание текста.
8. Представление текста.
III. Итог урока
- Понравился ли вам урок?
- Интересно быть писателем?