Урок развития речи с элементами риторики по теме «Подготовка к сочинению-описанию животного по личным впечатлениям»

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: обучение составлению связного текста описания.

Знать.

1. Способы составления риторической схемы текста.

2. Строение текста типа описания.

Уметь.

1. Составлять схему текста.

2. Создавать текст описания животного.

Методы и приемы: словесный (беседа), практический, репродуктивный (построение схемы описания), исследовательский.

Оборудование: тетради по развитию речи, распечатанные для каждого ученика тексты.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Вступительное слово учителя

Только недавно мы познакомились с художественным описанием очаровательной любимицы А. И. Куприна кошки Ю-ю... Писать изложение, приближаясь к стилю первичного текста, и интересно, и полезно. Но не менее, а может быть, и более интересно написать собственное сочинение о четвероногом друге-собаке,или еже, или хомячке, или о птице. Ведь они живут рядом с вами, вы подружились с ними, вы изучили их повадки, характер, возможно, даже чему-то сами научились в процессе общения с животными, которые не только получают от нас пищу и кров, но и одаривают нас своей привязанностью, любовью.

В течение недели каждый из вас наблюдал за своим питомцем.

- О каких же животных вам хочется написать?

- Давайте попробуем описать своего любимца!

2. Составление описания (5 минут)

3. Выборочное чтение (2-3 работы)

4. Анализ работ.

Беседа.

- Интересны ли описания одноклассников? Чем?

- Как вы думаете, чего не хватает в работах?

- А что лишнее?

(Отсутствие последовательности, излишняя детализация).

Давайте прослушаем небольшой текст и попробуем догадаться, о каком животном или птице идет речь.

5. Чтение текста художественного стиля.

Он (Петух) был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье.

Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой, грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.

Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два-три шага, будто предоставлял ему возможность еще раз подумать. Если тот не убирался, он(петух)стремительно обрушивался на него. При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле как плащ. (По Е. Носову).

- Как вы думаете, о ком этот текст?

- Как вы догадались?

- Какую цель поставил автор в своем сочинении о петухе?

- Понравился ли вам текст? Почему?

Можно прочитать сотни описаний и ничему не научиться!

Существует ли схема описания животного, предмета, пейзажа?

Конечно же, универсальной, то есть схемы на все случаи жизни, нет...

Но мы все-таки попытаемся понять, как рождается описание, и попробуем создать схему. Поставим в центр наше животное.

6. Составление схемы описания.

(Учитель совместно с обучающимися составляет риторическую схему описания животного). (См. далее)

Любой предмет или живое существо имеет признаки внешние и признаки внутренние (Характер).

- А какие внешние признаки вам известны?

- Как вы думаете, какая часть речи помогает описать внешность? (Прилагательное).

- Приведите примеры, характерные для каждого внешнего признака. (Обучающиеся работают с текстом, который лежит у каждого на парте, здесь же составляют схему).

Но каждое животное имеет и внутренние признаки. (Характер)

- Что это за признаки?

- Какая часть речи помогает передать характер? (Глаголы).

- Приведите примеры.

- Ребята, а как вы думаете, к какому стилю относится данный текст?

- Почему вам так кажется? (Благодаря выразительному письму автора).

- К каким художественным средствам выразительности прибегнул автор для передачи своего впечатления? (Ээпитет, сравнение, олицетворение, метафора).

- Приведите примеры.

На этом можно поставить точку, но у каждого описания есть идея...

- Какая идея, то есть мысль, будет заложена в вашем сочинении? (Мы должны испытать восхищение или умиление, читая описания).

- Тогда подумаем, кого же не хватает в нашей схеме?

(Нас) - местоимение - Я)

 Cхема 1

Образец текста, который раздается учащимся

Петух

Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине-черные перья. Держался он гордо. Выступал вперед широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, поднимал лапы с загнутыми острыми шпорами.

Был он храбр, как истинный гвардеец. На улице делал к противнику два-три неторопливых шага, будто предоставлял ему возможность еще раз подумать. Если тот не убирался, петух стремительно обрушивался на него.

При этом он зонтиком растопыривал на шее медно-красные перья, низко пригибал голову. Его длинный хвост волочился по земле как плащ.

 Схема 2

Главным является то, какую мысль мы хотим вложить в нашу работу.

У описания всегда есть цель найти красоту в обыкновенном, или оценить службу обыкновенных, привычных вещей в нашей жизни, или, одушевив предмет, через него рассказать о человеке, похвалить или развенчать...

Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку, художественности описания. Вдохнуть жизнь в описание иначе невозможно.

Попробуем создать такой текст, из которого было бы ясно, насколько красив и дорог вам ваш любимец.

Но не будем забывать о том, как строится текст типа описания, а также

и о том, что основная мысль текста должна быть отражена в вашем заголовке.

(На обратной стороне доски представлен план сочинения-описания)

1. Вступление.

Краткая предыстория. Место проживания животного.

2. Основная часть.

а) внешний вид (голова, глаза, окраска, строение и т.д.);

б) внутренние признаки (образ жизни, характер, общение);

в) интересный эпизод из его жизни.

3. Заключение.

Мое отношение к животному. Чем мне дорог мой друг?

7. Создание текста.

8. Представление текста.

III. Итог урока

- Понравился ли вам урок?

- Интересно быть писателем?