Цели урока:
- Образовательные: формировать умения находить в тексте изобразительно-выразительные средств языка – эпитет; составлять высказывания – описания состояния окружающей среды (снега).
- Развивающие: развитие устной монологической речи, умение раскрыть тему текста, развитие познавательной культуры учащихся, умение выделять из текста слова, словосочетания, фразы, соответствующие поставленному вопросу.
- Воспитательные: учить чувствовать и воспринимать красоту природы через эмоции, настроения от прочитанных произведений, картинных полотен, музыкальных произведений.
Оборудование урока:
- проектор
- словарик «царственных» слов
- мини-сборники отрывков из произведений русских писателей и поэтов
- репродукции картин: А.А.Пластов «Первый снег», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», А.И. Куинджи «Солнечные пятна на снегу»
- зимний фрагмент «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» П.И.Чайковского, музыкальный фрагмент «Зима» из альбома «Времена года»А.К.Глазунова
- песня «Снег кружится» в исполнении ансамбля «Самоцветы».
Ход урока
I. Слово учителя.
Н.В.Гоголь восхищался эмоциональной образной речью, которая не оставляет никого равнодушным – ни читателя, ни слушателя. «Метко сказанное русское слово живёт веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту». Анна Ахматова писала:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственного слова.
«Царственное слово» – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. «Царственное слово» является вдохновенному поэту в минуту его творческого взлёта и остаётся на века в сокровищнице художественных образов, запечатлённые памятью многих поколений.
Сегодня на уроке нам предстоит пользоваться такими словами.
II. Повторение ранее изученного материала.
1) - Когда пишем сочинение, мы обязательно используем в нём художественные тропы.
-Что такое художественные тропы? Для чего они нужны в тексте?
Если бы их не было, наша речь стала немного скудней. Образность достигается часто употреблением слов в переносном значении.
2) - Об одном из видов тропов, а именно эпитете, мы будем говорить на уроке, используя художественные тексты, в которых вы увидите описание состояния окружающей среды (снега).
Звучит зимний фрагмент «Декабрь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского.
- Какая картине предстала перед вами глазами, когда вы слушали эту мелодию?
3) - Вспомним, что же такое эпитет?
Воспроизведение на экране:
Эпитет – прилагательное, употреблённое в переносном смысле, которое характеризует какое-то явление или предмет.
Эпитет – это такой троп, который использует переносное значение предмета, чтобы сделать ярче его характеристику.
Чаще всего эпитет – прилагательное. Но бывают эпитеты и других частей речи.
4) - Известны различные классификации эпитетов. Мы рассмотрим две большие группы эпитетов: изобразительные, придающие содержанию картинность, образность, конкретность и выразительные эпитеты, выражающие экспрессивность, выразительность, окрашенность чувствами.
Воспроизведение на экране:
Изобразительные эпитеты |
|
|
Выразительные эпитеты |
световые |
|
|
эмоциональные |
цветовые |
|
|
оценочные |
слуховые |
|
|
метафорические |
звуковые |
|
|
|
III. Практическая работа.
1. Работа по вариантам.
Первый вариант работает с прозаическими текстами.
Второй вариант – с поэтическими текстами.
Задание следующее:
- в данных отрывках найти эпитеты, связанные со словом «снег», выпишите их в словарик «царственных» слов
- какую роль играют эпитеты в тексте
Прозаические тексты
… ночью сквозь сон, он иногда слышал: однообразно шумит с однообразным напором на дом, потом бурно налетает, сыплется стрекочущим снегом в ставни, потрясая их, - падает, отдаляясь, шумит усыпительно.
И.Бунин.
Сплошной, непроницаемой стеной повалил снег. Высоко где-то в небе лёгкие сухие шестигранные снежинки, переходя в нижние более тёплые слои воздуха, соединялись между собою, сырели, тяжелели, и сюда их тяжести сама собой, без всяких без всякого подчинения скульптору или какому бы то ни было управлению лепила, всё на сучках и вершинах всяких деревьев самовольные и затейные формы.
М.Пришвин
…двор, ещё вчера по-дегтярному чёрный и вязкий от грязи, в блюдцах серо-свинцовых лужиц, сейчас отливал синевой свежего, первого в эту зиму снега. Он по-хозяйски укутал землю ватными клочьями, повис на сучьях деревьев, выбелил крыши домов и надворных построек. И этот девственно чистый снег на дворе, и приснившиеся сегодня яблони в белом цвету – это для Варвары смелось во что-то волнующе светлое, радостное и праздничное. .
Л.Конорёв.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки.
К.Паустовский
Поэтические тексты
Скользя по утреннему снегу, друг милый,
Предадимся бегу нетерпеливого коня и
Навестим поля пустые, леса недавно
Столь густые, и берег милый для меня.
А.С.Пушкин.Свет серебристо-голубой,
Свет от созвездий Ориона,
Как в сказке льётся над тобой
На снег морозный с небосклона.
А.А.Фет.Яркий снег сиял в долине:
Снег растаял и ушёл:
Вешний злак блестит в долине:
Злак увянет и уйдёт.
Ф.ТютчевБелого снега большие охапки
Мы завалили, округу слепя.
Чист, как дитя,
Хрустальный снег.
Вл.Петонов
Прослушаем музыкальный фрагмент «Зимние фантазии» из альбома «Времена года» А.К.Глазунова.
- Какие чувства вызывает музыка, какие картины рисует воображение при её прослушивании?
2. Творческая работа.
Класс работает по трём группам.
1)
- Каждая группа выбирает понравившуюся репродукцию картин.
Воспроизведение на экране предлагаемых репродукций.
Работа с репродукциями картин: А.А.Пластова «Первый снег», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»,А.И.Куинджи «Солнечные пятна на снегу»
- Опишите картину по следующему плану(воспроизведение на экране):
План описания картины.
- О чём картина?
- Что изображено на картине?
- Какое время года запечатлел художник?
- Как соответствует название картины с её темой?
- Какова правильность идеи, которую утверждает художник своей картиной?
- Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно?
- Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами художник пользуется для передачи своих чувств?
2).
- Для описания можно использовать словарик «царственных» слов, в котором записаны слова:
Розовато-сиренево-бордовые тона
Холодный световой тон
Бледно-сиреневый тон
Желтовато-розовый тон
Нежно-голубой тон
Белый цвет – успокаивает
Красный – будоражит
Зелёный – радостен, цвет первых всходов
Жёлтый, красный, оранжевый – тёплый
Голубой, синий, лиловый – холодные цвета
3). - К каждой выбранной картине подберите то стихотворение, которое ей больше всего соответствует:
Элида Дубровина
…И вдруг возникает красота
Из хлопьев снега, лап зелёных,
Из синей тени у куста,
Из проводов посеребрённых.И разум перед ней молчит
И объяснить её не может,
О, как незнание томит!
Что шевельнулось? Что тревожит?Волнистый снег иль след крыла?
Иль то, что в нас – в душе и зренье,
Та дымка, что обволокла
Весь мир таинственным свеченьем?И смотрят очи, не мигая,
Как будто видят в первый раз,
Как будто бы не понимая,
Что красота – от нас, от нас!
Афанасий Афанасьевич Фет
Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня утром снег покрыл…
Подметить всё и записать бы,-
Так первый снег мне этот мил!Скорей подметить! Он победу
Уступит солнечному дню;
И к деревенскому обеду
Уж я всего не оценю.Там, в поле, вижу чёрной пашни
С каймою снежной борозду;
Весь изменился вид вчерашний
Вокруг дома, в роще и в саду.Кусты в уборе белых шапок,
Узоры стынущей воды,
И в рыхлом снеге птичьих лапок
Звездобороздые следы.
Людмила Татьяничева
Оно
Сурово
Солнце января.
Но с каждым днём
Становится всё ярче.
А поздняя январская заря
Декабрьской и приветней
И богаче.
Снегов крупчатых ровные пласты
Уложены надёжно.
В три наката.
Но гнёзда вить
Готовятся клесты,
Вот-вот должны родиться
Медвежата…
Какая б сила стуже ни дана,
И как бы ветер
Ни казался резок
В смолистых шишках
Зреют семена –
Лесов еловых
Будущий подлесок…
Нет, не сурово солнце января!
Задание:
- Читаем выразительно выбранное стихотворение. Называем эпитеты к слову «снег». Объясняем значение этих эпитетов.
3. Работа с текстом Марты Гумелевской.
Выполните следующую работу к тексту:
- прочитайте текст и найдите в нем эпитеты, занесите их в словарик
- обозначьте их (какие это эпитеты –выразительные или изобразительные).
Почему снег белый?
Замечательно за городом, в лесу! Особенно после обильного снегопада. Да ещё в ясный морозный денёк.! Идёшь по тропинке, а ещё лучше – на лыжах среди деревьев. В лесу тихо. Только слышно, как скрипит снег под ногами – это ломаются хрупкие кристаллики - снежинки, да черный дятел в красной шапочке долбит ствол своим крепким клювом, добывает себе еду на обед. А вокруг лежит чистый снег, и ослепительная белизна его даже глаза режет.
Помню, как-то пришлось ехать на санях по зимней дороге. Вокруг расстилались белые поля, вдоль дороги стояли запорошенные снегом кустарники и деревья. Белым-бело…Казалось, на свете нет другого цвета, кроме белого. И эту белизну я особенно почувствовала, когда вдруг впереди, справа от дороги, мелькнуло нечто яркое – красное. Словно на снег бросили громадный драгоценный камень – рубин; мне даже казалось, что это красное пятно сверкает! А то просто нарядная птица наших зимних лесов – снегирь. Он прыгал, скакал, перепархивал с ветки на ветку; с веток, сверкая на солнце, осыпалась снежная пыль, и снегирь со своей красной грудкой тоже блестел, а снег вокруг был белый-белый, чистый, пушистый. Снежная белизна…Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту какого-либо предмета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье…
В чём же секрет белоснежного снега?
Когда снежинка, каждая красивая звёздочка в отдельности свободно пропускала бы через себя весь солнечный, как лёд. И тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой; все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. А ведь луч солнца, солнечный зайчик, - белый. И снег потому мы видим белым.
Но утром, в часы восхода, лучи солнца кажутся нам золотисто-розовыми и освещенный ими снег тоже становится золотисто-розовым. Он может быть и зелёным, и красным, если его освещают праздничные новогодние огоньки на ёлках, устроенных под открытым небом, в парке. Любой цвет, падающий на снег, целиком отражается беспорядочно лежащими снежинками.
Но на снег обычно падает солнечный луч. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнечный луч.
Ответьте на вопрос: Почему снег бывает не только белым?
Звучит песня в исполнении ансамбля «Самоцветы».
IV. Итог урока.
- Мы обратились к изображению состояния природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас. И каждый раз убеждались в том, что нам помогают изобразительно-выразительные средства языка(эпитеты)
- Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру «Снег и моё настроение», используя материал нашего урока развития речи.