Урок развития речи. Изобразительно-выразительные средства языка (Эпитет)

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательные: формировать умения находить в тексте изобразительно-выразительные средств языка – эпитет; составлять высказывания – описания состояния окружающей среды (снега).
  • Развивающие: развитие устной монологической речи, умение раскрыть тему текста, развитие познавательной культуры учащихся, умение выделять из текста слова, словосочетания, фразы, соответствующие поставленному вопросу.
  • Воспитательные: учить чувствовать и воспринимать красоту природы через эмоции, настроения от прочитанных произведений, картинных полотен, музыкальных произведений.

Оборудование урока:

  • проектор
  • словарик «царственных» слов
  • мини-сборники отрывков из произведений русских писателей и поэтов
  • репродукции картин: А.А.Пластов «Первый снег», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», А.И. Куинджи «Солнечные пятна на снегу»
  • зимний фрагмент «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года» П.И.Чайковского, музыкальный фрагмент «Зима» из альбома «Времена года»А.К.Глазунова
  • песня «Снег кружится» в исполнении ансамбля «Самоцветы».

Ход урока

I. Слово учителя.

Н.В.Гоголь восхищался эмоциональной образной речью, которая не оставляет никого равнодушным – ни читателя, ни слушателя. «Метко сказанное русское слово живёт веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту». Анна Ахматова писала:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственного слова.

«Царственное слово» – это, несомненно, не то, что слетает с наших уст в будничной суете, когда мы спешим обменяться необходимыми репликами. «Царственное слово» является вдохновенному поэту в минуту его творческого взлёта и остаётся на века в сокровищнице художественных образов, запечатлённые памятью многих поколений.

Сегодня на уроке нам предстоит пользоваться такими словами.

II. Повторение ранее изученного материала.

1) - Когда пишем сочинение, мы обязательно используем в нём художественные тропы.

-Что такое художественные тропы? Для чего они нужны в тексте?

Если бы их не было, наша речь стала немного скудней. Образность достигается часто употреблением слов в переносном значении.

2) - Об одном из видов тропов, а именно эпитете, мы будем говорить на уроке, используя художественные тексты, в которых вы увидите описание состояния окружающей среды (снега).

Звучит зимний фрагмент «Декабрь» из альбома «Времена года» П.И.Чайковского.

- Какая картине предстала перед вами глазами, когда вы слушали эту мелодию?

3) - Вспомним, что же такое эпитет?

Воспроизведение на экране:

Эпитет – прилагательное, употреблённое в переносном смысле, которое характеризует какое-то явление или предмет.

Эпитет – это такой троп, который использует переносное значение предмета, чтобы сделать ярче его характеристику.

Чаще всего эпитет – прилагательное. Но бывают эпитеты и других частей речи.

4) - Известны различные классификации эпитетов. Мы рассмотрим две большие группы эпитетов: изобразительные, придающие содержанию картинность, образность, конкретность и выразительные эпитеты, выражающие экспрессивность, выразительность, окрашенность чувствами.

Воспроизведение на экране:

Изобразительные эпитеты

 

 

Выразительные эпитеты

световые

 

 

эмоциональные

цветовые

 

 

оценочные

слуховые

 

 

метафорические

звуковые

 

 

 

III. Практическая работа.

1. Работа по вариантам.

Первый вариант работает с прозаическими текстами.

Второй вариант – с поэтическими текстами.

Задание следующее:

  • в данных отрывках найти эпитеты, связанные со словом «снег», выпишите их в словарик «царственных» слов
  • какую роль играют эпитеты в тексте

Прозаические тексты

… ночью сквозь сон, он иногда слышал: однообразно шумит с однообразным напором на дом, потом бурно налетает, сыплется стрекочущим снегом в ставни, потрясая их, - падает, отдаляясь, шумит усыпительно.
И.Бунин.

Сплошной, непроницаемой стеной повалил снег. Высоко где-то в небе лёгкие сухие шестигранные снежинки, переходя в нижние более тёплые слои воздуха, соединялись между собою, сырели, тяжелели, и сюда их тяжести сама собой, без всяких без всякого подчинения скульптору или какому бы то ни было управлению лепила, всё на сучках и вершинах всяких деревьев самовольные и затейные формы.
М.Пришвин

…двор, ещё вчера по-дегтярному чёрный и вязкий от грязи, в блюдцах серо-свинцовых лужиц, сейчас отливал синевой свежего, первого в эту зиму снега. Он по-хозяйски укутал землю ватными клочьями, повис на сучьях деревьев, выбелил крыши домов и надворных построек. И этот девственно чистый снег на дворе, и приснившиеся сегодня яблони в белом цвету – это для Варвары смелось во что-то волнующе светлое, радостное и праздничное. .
Л.Конорёв.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки.
К.Паустовский

Поэтические тексты

Скользя по утреннему снегу, друг милый,
Предадимся бегу нетерпеливого коня и
Навестим поля пустые, леса недавно
Столь густые, и берег милый для меня.
А.С.Пушкин.

Свет серебристо-голубой,
Свет от созвездий Ориона,
Как в сказке льётся над тобой
На снег морозный с небосклона.
А.А.Фет.

Яркий снег сиял в долине:
Снег растаял и ушёл:
Вешний злак блестит в долине:
Злак увянет и уйдёт.
Ф.Тютчев

Белого снега большие охапки
Мы завалили, округу слепя.
Чист, как дитя,
Хрустальный снег.
Вл.Петонов

Прослушаем музыкальный фрагмент «Зимние фантазии» из альбома «Времена года» А.К.Глазунова.

- Какие чувства вызывает музыка, какие картины рисует воображение при её прослушивании?

2. Творческая работа.

Класс работает по трём группам.

1)

  • Каждая группа выбирает понравившуюся репродукцию картин.

Воспроизведение на экране предлагаемых репродукций.

Работа с репродукциями картин: А.А.Пластова «Первый снег», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»,А.И.Куинджи «Солнечные пятна на снегу»

  • Опишите картину по следующему плану(воспроизведение на экране): 

План описания картины.

  1. О чём картина?
  2. Что изображено на картине?
  3. Какое время года запечатлел художник?
  4. Как соответствует название картины с её темой?
  5. Какова правильность идеи, которую утверждает художник своей картиной?
  6. Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно?
  7. Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами художник пользуется для передачи своих чувств?

2).

  • Для описания можно использовать словарик «царственных» слов, в котором записаны слова:

Розовато-сиренево-бордовые тона
Холодный световой тон
Бледно-сиреневый тон
Желтовато-розовый тон
Нежно-голубой тон
Белый цвет – успокаивает
Красный – будоражит
Зелёный – радостен, цвет первых всходов
Жёлтый, красный, оранжевый – тёплый
Голубой, синий, лиловый – холодные цвета

3). - К каждой выбранной картине подберите то стихотворение, которое ей больше всего соответствует:

Элида Дубровина

…И вдруг возникает красота
Из хлопьев снега, лап зелёных,
Из синей тени у куста,
Из проводов посеребрённых.

И разум перед ней молчит
И объяснить её не может,
О, как незнание томит!
Что шевельнулось? Что тревожит?

Волнистый снег иль след крыла?
Иль то, что в нас – в душе и зренье,
Та дымка, что обволокла
Весь мир таинственным свеченьем?

И смотрят очи, не мигая,
Как будто видят в первый раз,
Как будто бы не понимая,
Что красота – от нас, от нас!

Афанасий Афанасьевич Фет

Поверхность всей моей усадьбы
Сегодня утром снег покрыл…
Подметить всё и записать бы,-
Так первый снег мне этот мил!

Скорей подметить! Он победу
Уступит солнечному дню;
И к деревенскому обеду
Уж я всего не оценю.

Там, в поле, вижу чёрной пашни
С каймою снежной борозду;
Весь изменился вид вчерашний
Вокруг дома, в роще и в саду.

Кусты в уборе белых шапок,
Узоры стынущей воды,
И в рыхлом снеге птичьих лапок
Звездобороздые следы.

Людмила Татьяничева

Оно
Сурово
Солнце января.
Но с каждым днём
Становится всё ярче.
А поздняя январская заря
Декабрьской и приветней
И богаче.
Снегов крупчатых ровные пласты
Уложены надёжно.
В три наката.
Но гнёзда вить
Готовятся клесты,
Вот-вот должны родиться
Медвежата…
Какая б сила стуже ни дана,
И как бы ветер
Ни казался резок
В смолистых шишках
Зреют семена –
Лесов еловых
Будущий подлесок…
Нет, не сурово солнце января!

Задание:

- Читаем выразительно выбранное стихотворение. Называем эпитеты к слову «снег». Объясняем значение этих эпитетов.

3. Работа с текстом Марты Гумелевской.

Выполните следующую работу к тексту:

  • прочитайте текст и найдите в нем эпитеты, занесите их в словарик
  • обозначьте их (какие это эпитеты –выразительные или изобразительные).

Почему снег белый?

Замечательно за городом, в лесу! Особенно после обильного снегопада. Да ещё в ясный морозный денёк.! Идёшь по тропинке, а ещё лучше – на лыжах среди деревьев. В лесу тихо. Только слышно, как скрипит снег под ногами – это ломаются хрупкие кристаллики - снежинки, да черный дятел в красной шапочке долбит ствол своим крепким клювом, добывает себе еду на обед. А вокруг лежит чистый снег, и ослепительная белизна его даже глаза режет.

Помню, как-то пришлось ехать на санях по зимней дороге. Вокруг расстилались белые поля, вдоль дороги стояли запорошенные снегом кустарники и деревья. Белым-бело…Казалось, на свете нет другого цвета, кроме белого. И эту белизну я особенно почувствовала, когда вдруг впереди, справа от дороги, мелькнуло нечто яркое – красное. Словно на снег бросили громадный драгоценный камень – рубин; мне даже казалось, что это красное пятно сверкает! А то просто нарядная птица наших зимних лесов – снегирь. Он прыгал, скакал, перепархивал с ветки на ветку; с веток, сверкая на солнце, осыпалась снежная пыль, и снегирь со своей красной грудкой тоже блестел, а снег вокруг был белый-белый, чистый, пушистый. Снежная белизна…Белее нет ничего на свете. Недаром, когда хотят подчеркнуть безупречную чистоту какого-либо предмета, его всегда сравнивают со снегом: белоснежный лебедь, белоснежные лепестки лилии, белоснежное платье…

В чём же секрет белоснежного снега?

Когда снежинка, каждая красивая звёздочка в отдельности свободно пропускала бы через себя весь солнечный, как лёд. И тоже была бы бесцветна. Но снежинки в беспорядке падают друг на друга, лежат рыхлой массой; все вместе они становятся непрозрачными и потому не могут пропустить через себя весь луч солнца. Они его целиком отражают нам в глаза. А ведь луч солнца, солнечный зайчик, - белый. И снег потому мы видим белым.

Но утром, в часы восхода, лучи солнца кажутся нам золотисто-розовыми и освещенный ими снег тоже становится золотисто-розовым. Он может быть и зелёным, и красным, если его освещают праздничные новогодние огоньки на ёлках, устроенных под открытым небом, в парке. Любой цвет, падающий на снег, целиком отражается беспорядочно лежащими снежинками.

Но на снег обычно падает солнечный луч. И снег потому ослепительно белый, что он отражает солнечный луч.

Ответьте на вопрос: Почему снег бывает не только белым?

Звучит песня в исполнении ансамбля «Самоцветы».

IV. Итог урока.

- Мы обратились к изображению состояния природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас. И каждый раз убеждались в том, что нам помогают изобразительно-выразительные средства языка(эпитеты)

- Что общего вы смогли заметить в пейзажных зарисовках в разных видах искусства? Что их объединяет?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Снег и моё настроение», используя материал нашего урока развития речи.