Цели:
Обучающая:
- Повторить изученное по лексике;
- Закрепить умение работать со словарями.
Развивающая:
- Развивать умение открывать неизвестное в известном, навык работы в парах, группах.
Воспитательная:
- Воспитывать уважение друг к другу.
Тип урока: комбинированный (повторение, закрепление, контроль)
Технология: игровая, информационная.
Оборудование: экран, компьютер, проектор.
Ход урока
I.Оргмомент
Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок по теме… Какая тема мы узнаем позже. Мы поработаем в парах, в группах. У нас такие правила:
- Слушаем.
- Слышим.
- Обсуждаем.
Вас оценивать будут эксперты-старшеклассники, а в группах у нас есть инспекторы, которые в конце урока должны будут оценить работу каждого представителя группы, затем каждый оценит свою работу на уроке.
II. Задание на ассоциации
Учитель: Я называю вам слово – правда. С чем оно у вас ассоциируется?
(ребята называют слова: ложь, истина и т.д.)
Можем ли мы это слово охарактеризовать с разных сторон (толкование, происхождение и т.д.)? Что же надо делать? (обратиться к словарям) Значит, чем мы с вами будем заниматься? (будем работать со словарями)
Итак, тема нашего урока: “ В гостях у словарей…” (учитель читает эпиграф А.Франса)
Учитель: А сейчас нам разные словари расскажут о слове правда.
III. Представление словарей
Ребята зачитывают информацию о слове правда в разных словарях:
- толковый словарь Ожегова;
- толковый словарь Даля;
- словарь синонимов;
- словарь антонимов;
- морфемный словарь;
- этимологический словарь;
- фразеологический словарь;
- орфографический словарь;
- словарь афоризмов.
IV. Работа со словарями
Учитель: Итак, словари представили нам слово правда с разных сторон. Узнали ли вы что-нибудь новое для себя? А сейчас мы поработаем по словарям с другими словами.
Теперь работаем в группах, учитывается не только правильность, но и быстрота выполнения заданий.
Игра “Справочное бюро”
Задание: выберите слово, соответствующее лексическому значению.(группы вытягивают листочки со словами)
- Колорит, компонент, комфорт, компромисс (составная часть чего-либо”).
- Констатировать, конспирировать, конкурировать, консолидировать (“сплотить кого-либо для усиления деятельности).
- Коалиция, коллегия, коллектив, коллекция (“объединение, соглашение, союз государств, партий и др. для достижения общих целей”).
(группы выступают, эксперты оценивают их на доске)
Конкурс “Следствие ведут знатоки”
Учитель: Сейчас вы побываете в роли знатоков, вы должны будете определить, в каких значениях употребляется в тексте слово угол.
(группы тянут листочки с заданиями)
Мать говорила: “Марш в угол!”
После войны я снимал углы, в самые худшие годы.
Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с верным.
(выступление групп, оценка экспертами)
Игра “Эрудит”
Учитель: А сейчас я вам хочу проверить вашу эрудицию, для этого предлагаю вам задание, требующее индивидуального решения.
Задание: раскройте значение выделенных слов.
Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, благодеяние, покаяние, достоинство, совесть. (В.Г.Костомаров)
Игра “Эстафета”
Учитель: Сейчас мы проведём эстафету, я приглашаю по одному представителю от группы, вы должны написать на каждой ступеньке лесенки слово. Правильность написания группы проверяют друг у друга:
1группа у 2-ой, 2-я у 3-ей, а 3-я у 1 группы. Эксперты оценивают работу групп. Далее все проверяют по слайдам на экране.
- Стюарде_а, гри_аса, инте_генция.
- А_ликация, су_огат, га_ерея.
- Ко_ерсант, а_алогия, ветер_нар.
- Стюардесса, гримаса, интеллигенция.
- Аппликация, суррогат, галерея.
- Коммерсант, аналогия, ветеринар.
Игра “Диктор”
Учитель: Скоро вы закончите гимназию, будете выбирать себе профессию.
Я предлагаю вам попробовать себя в роли диктора.
Задание: расставьте ударение, произнесите правильно.(10 сек)
Группы тянут слова, эксперты оценивают работу групп, результаты отмечают на доске.
- Каталог, баловать, диспансер, камбала.
- Ломоть, ракушка, хаос, цемент.
- Щавель, договор, тефтели, партер.
Конкурс “Кто больше?”
Учитель: Ребята, сейчас мы его проведём конкурс. Каждая группа подбирает синонимы к словам, побеждает та группа, которая подберёт больше слов.
- Грустить
- Известить
- Пугаться
(правильный вариант на слайде, оценка экспертов)
V. Рефлексия
- Оценка работы в группах, индивидуальная оценка.
- Определите, кем вы себя ощущаете? (лимон, муравей, бабочка)
VI. Итоги урока
- Полезен ли был урок?
- Чему научились?
- Пригодятся ли вам полученные знания?
VII. Домашнее задание
Составить словарь объёмом 10-15 слов.
Тематика: 1) спортивный словарь; 2) словарь добрых слов; 3) словарь моих любимых слов.