Тема НЕ пишется на доске
Ход урока
Эпиграф (записан на доске):
Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста –
выразить внутренний мир человека, дать свою оценку.
(И.Глазунов)
На доске прикрепляются таблички:
- «Черты лица»,
- «Фигура»,
- «Поза»,
- «Одежда»,
- «Общее впечатление»,
- «Индивидуальные особенности»,
- «Черты характера»
Вступительная беседа (антиципация)
- По эпиграфу и табличкам скажите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
- Давайте присмотримся друг к другу и ответим на вопросы. Как мы разговариваем? Как смотрим? Каково выражение наших лиц?
- Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение? (Чтобы читатели могли себе представить героев и через описание внешности понять их внутренний мир, объяснить их поступки)
Определение героев произведений по их внешним признакам, автора я НЕ называю (антиципация, предугадывание)
- Назовите автора и произведение? Укажите, по каким признакам вы узнали героя или героиню?
«…был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия…»
Тарас Бульба. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
«…считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время…»
Остап. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
«Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза. Все окрестные мужики боялись его как огня. По их словам, не бывало еще на свете такого мастера своего дела: "Вязанки хворосту не даст утащить; в какую бы ни было пору, хоть в самую полночь, нагрянет, как снег на голову, и ты не думай сопротивляться, - силен, дескать, и ловок как бес: И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет»
Бирюк. И.С.Тургенев «Бирюк»
«…был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх…»
Митраша. М.Пришвин «Кладовая солнца»
Вывод
- Вы прочли описание совершенно разных людей. Что, прежде всего, отмечали авторы во внешности своих героев? (Автор должен прежде всего указать на то, что является самым ярким во внешности, особенным, присущим именно этому человеку. Это может быть взгляд, манера говорить, ходить, улыбаться и т.д.)
- Вот вы и постарайтесь в своих описаниях отметить исключительные черты, которые выделяют человека среди других людей. Итак, с чего начнем описывать внешность человека? (С описания лица)
Проверка перспективной домашней работы: зачитать свое описание друга, остальные угадывают человека.
Работа над пословицами
На предыдущих уроках развития речи мы отметили, что самая выразительная деталь на лице человека - глаза. Вот о них мы и поговорим.
- Коль очи светятся - душа чиста.
- Душа в глазах светится.
- Хорошего человека по глазам видно.
- Глазами кос, да душою прям.
- Глаза - зеркало души.
- Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
- Глаз мал, да далеко видит.
- По когтям да по зубам зверей знавать, а человека по глазам видать.
- О чем говорится во всех этих высказываниях? (В глазах отражается сущность человека, его душа).
- Какое из этих высказываний стержневое? (Глаза - зеркало души)
- При описании глаз важно показать их цвет, форму, а также взгляд человека. Какие части речи нам в этом помогут? (Прилагательные и причастия).
Заполнение дневника. Подберите прилагательные и причастия для описания глаз и взгляда.
Глаза |
серые, карие, синие, чёрные, зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые, темные, светлые, смеющиеся, прищуренные, маленькие, большие, узкие, раскосые, широко раскрытые |
Взгляд |
бархатный, бездонный, горячий, задорный, искрометный, лучистый, мерцающий, оживленный, понимающий, светлый, чудесный, энергичный, ясный, твердый взгляд, беглый, быстрый, долгий, длинный, короткий, мгновенный, мимолётный, неторопливый, стремительный, задумчивый |
Физминутка «А кто его знает, чего он моргает»
Подмигните соседу по парте правым глазом 5 раз подряд. Проделаем то же самое левым глазом. А теперь поморгаем обоими глазами 10 раз.
Работа с карточками (текстовая работа)
Карточка № 1
Задание: Прочитайте, определите стиль и тип речи. Укажите вначале строчки, в которых дана портретная характеристика деда Архипа, а затем Леньки.
Костлявая и длинная фигура дедушки Архипа вытянулась поперек узкой полоски песка; задремавший Ленька лежал калачиком сбоку деда. Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях, он казался корявым сучком, отломленным от деда – старого иссохшего дерева, перенесенного и выброшенного сюда, на песок, волнами реки.
Дед, приподняв на локте голову, смотрел на противоположный берег, залитый солнцем и бедно окаймленный редкими кустами ивняка. Его тусклые и воспаленные глаза, с красными опухшими веками, беспокойно моргали, а сморщенное морщинами лицо замерло в выражении томительной тоски. (М.Горький)
Карточка № 2
Задание: Прочитайте, подчеркните описание внешности мальчика. Напишите антонимы к прилагательным и причастиям.
В комнате было чисто и уютно: удобный диван, над ним большой ковер, посредине комнаты накрытый красивой скатертью стол. Под потолком модная люстра, одну из стен от пола до потолка занимали стеклянные полки с книгами.
В комнату вошел парнишка. Коренастый, крепкий, светлые волосы аккуратно причесаны, школьный костюм чистенький, выглаженный, будто только из магазина, ботинки хорошо начищены. Он спросил солидно, как взрослый: «Вы ждете отца?» (Н.Метелкин)
Карточка № 3
Задание: Прочитайте. Подчеркните фразы с описанием деда Каширина. Пользуясь текстом, дайте деду устную характеристику?
Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его. Помню, мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз. Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого.
В час отдыха, во время вечернего чая, когда он, дядья и работники приходили на кухню из мастерской, усталые, с руками, окрашенными сандалом, обожженными купоросом, с повязанными тесемкой волосами, все похожие на темные иконы в углу кухни, – в этот опасный час дед садился напротив меня и, вызывая зависть других внуков, разговаривал со мною чаще, чем с ними. Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях. (М.Горький)
Карточка № 4
Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Подчеркните фразы с описанием внешности Алексея.
Алексей, с (не)покрытой головой, в клетчатой ковбойской рубахе с засуч_нными до локтей рукавами и в бриджах вправл_нных в сапоги стоял на пригорке поросшем орешником. Зачесанные назад волосы его выцвели за лето и были почти пш_ничного цвета среди них потерялась седая прядь. Лицо руки стали темно-коричневыми. Алексей успел побриться, и по лицу его, свежему и юному, нельзя было предположить холодную сырость и отмахивался от налетевших на него комаров и мошкары. (В.Ажаев)
Карточка № 5
Задание: Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания; подчеркните слова, указывающие на описание внешности.
Выйдя из кустарника Быланин направился к балк_. Прямо перед собой на холмик_ он увидел человека. Положив лицо на ладони человек сидел неподвижно. С минуту Быланин пристально всматривался в согбенную фигуру. Потом, улыбнувшись про себя, быстрей зашагал по тропинк_, размахивая шапкой-ушанкой в руке.
Человек живо вскочил приложил к глазам руку. Это был старик – невысокий худощавый с седыми волосами торчащими из-под выцветшей солдатской фуражки с реденькой и, как пучок пеньки, помятой бороденкой. Он узнал Быланина, мелкими быстрыми шажками побежал с пригорка. (Ф.Наседкин)
Работа над художественным описанием (текстовая работа, восстановление текста по изученной орфограмме)
Задание: Перед вами отрывок из произведения А.Грина «Алые паруса» - портрет Ассоль. Вставьте пропущенные буквы, расставьте пропущенные знаки препинания, глаголы в скобках поставьте в нужную форму.
(страдательное причастие образованное от глагола стирать) много раз ситцевое платье (деепричастие образованное от глагола пр..крыть) до колен худенькие, (причастие образованное от глагола заг..реть) ноги девоч(?)ки. Её темные густые волосы (стард причастие от глагола забрать) в кружевную косынку сбились, (глагол прошедшего времени от к..саться) плеч(?). Каждая черта Ассоль была выразительно л..гка и ч..ста, как п..лёт ласточ(?)ки. Темные, с оттенком грус(?)ного вопроса глаза (глагол прошедш. Времени от к..заться) несколько старше лица; его (не)правильный мя..кий овал был овеян того рода пр..лес(?)ным з..гаром, который присущ здоровой белизне кожи. (страдатд причастие + приставка полу- от глагла ра..крыть) маленький рот (глагол прошедшего времени от глагола бл..стеть) кроткой улыбкой.
Послетекстовая работа
- В какой последовательности описывается внешность Ассоль? (Одежда, волосы, глаза, овал лица, рот)
- Какие определения использовал автор для описания волос? Глаз? Рта?
Физминутка «Невербальное общение». При помощи жестов и мимики передать следующую информацию:
- «Наконец-то я додумался!»
- «А, да ладно!»
- «Что я наделал?!»
- «Ничего не поделаешь»
- «Не знаю»
- «От всего сердца рада вас видеть!»
Пропедевтика речевых ошибок. Заполнение дневника (продолжить заполнение дневника). Давайте попробуем подобрать прилагательные и причастия для описания губ, волос, носа, бровей.
Губы, улыбка |
тонкие, пухлые, плотно сжатые, алые, бледные, смущенная, открытая, широкая, интересная |
Лицо |
смуглое, круглое, загорелое, широкое, усеянное веснушками, улыбающееся, высокое |
Волосы |
темно-русые, коричневые, тщательно причесанные, растрепанные, длинные, волнистые, кудрявые, серые |
Нос |
слегка вздернутый, прямой, с горбинкой |
Брови |
нахмуренные, дугой, тонкие |
Прослушать записи песни Анны Герман.
А как голос характеризует человека? (характер человека хорошо проявляется через его голос)
Голос |
мягкий, нежный, задушевный, обаятельный, грубый, сиплый, жёсткий |
Работа над сочинением
К слову ТЕКСТ подобрать ассоциативные слова, указывая смысловые связи (примерный ассоциативный куст).
Текст – письмо (составление связного текста через графическое оформление)
Текст – текстура (структура ткани, нити – это слова)
Текст – ткань (текст состоит из слов, ткань состоит из нитей, текст как полотно ткани)
Текст – обучение (анализ текста на уроках, написание сочинений)
Работа с понятием «текст». Работа со словарем.
- Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом. Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.
- Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?
Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова «текст». Учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь. Этимология слова: текстура, ткань.
Вывод. Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли. Текст – это не что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
Исправление ошибок. Карточки с искаженными текстами (текстовая работа).
Текст с ошибкой |
Правильный вариант |
Десятки людей, опрокинув головы, смотрели на вершины сосен. |
Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на вершины сосен. |
А прямо на нас движется задумчивая женская фигура в темном платье. |
А прямо на нас движется женская фигура в тёмном платье. Лицо женщны задумчиво. |
Лена была послабже Люды |
Слабее |
Мужчина был весьма полон |
Был полным |
Озирая по сторонам, шел охотник |
Озираясь |
Натруженные руки этого человека утверждают, что ему приходилось много работать |
|
Удивительно поднялись его брови |
Удивленно |
Она была гладко причесана, румяной. |
|
В доме Простакова была главная, она управляла всем, а ее муж под нее постоянно подстеливался был подкаблучником. |
|
Главное еще, чем запомнилась Маша – это неожиданное раскрытие ее характера, это прям главная изюминка Марьи Ивановны. |
|
Эта девочка была пионерка, потому что у нее был красивый балкон, на котором растут яркие цветы |
|
Петя, он всегда опаздывал в школу. |
|
Охотник «одел» шапку и вышел. |
Надел |
«ихняя мама»; |
|
Леня, когда вернулся в отряд, он был в генеральском кителе. |
|
Петя – он был самый сильный из ребят. |
|
... я в семье более старшая, чем брат… |
|
...писатели, напишущие в будущем свои книги… |
|
Орлов пишет о себе, что «я не сирота, пока на свете существует этот человек» |
|
Наташа Ростова некрасивая, княжна Марья тоже некрасивая, но у них есть внутренняя красота... |
|
У Маши глаза и очертания лица увлечены фильмом |
|
Он всегда серьезный, среднего роста, волосы немного кудрявые по краям, необидчивый |
|
Очень просто был одет мальчик. Он был одет в куртку, подбитую цигейкой. На ногах были одеты носки, проеденные молью" - свидетельствуют не о синтаксических нарушениях, а о неумении разнообразно изложить мысли. |
|
Красный молодец победил Змея |
Красна девица |
Непосредственное написание сочинения
- Описать близкого человека в радости.
- Близкий человек грустит (огорчен).
- Близкий человек занимается любимым делом.
- Близкий человек читает книгу (смотрит передачу).
Беседа
- С чего начинаем работу над сочинением? (с заглавия.)
- Подумайте, как можно озаглавить ваше сочинение? Заглавие должно быть интересным, отражать основную мысль текста.
- Составим план сочинения. Сколько составных частей мы выделяем в сочинении? (три)
- Какие? (вступление, основная часть, заключение)
- Поговорим о первой части. С чего можно начать сочинение? (указать, о ком пойдет речь, при каких обстоятельствах мы наблюдаем за его внешностью.) Верно. Напишите вступление. Дети пишут на черновиках. Прослушиваются 2–3 варианта, исправляются ошибки, отмечаются достоинства.
- Как закончите сочинение? (описанием своего отношения к этому человеку.)
Рефлексия
Закончите одну из предложенных фраз
- у меня получилось;
- меня удивило;
- больше всего мне запомнилось и понравилось на уроке;
- мне захотелось.
Домашнее задание
Дома напишите сочинение – описание внешности человека.