Урок развития речи по теме "Учимся писать письма". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели:

Образовательные:

  • Знакомить с примерами эпистолярного жанра и создавать устойчивуюмотивационную базу для углубленной самостоятельной работы по совершенствованию своей речи.
  • Знакомить с историей появления письменности на Земле.

Развивающие:

  • Учить правильно использовать в письме обращения и вводные слова, соблюдая правила пунктуации.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся на примере образцов из художественных произведений и из жизни выдающихся людей.

Воспитательные:

  • Расширять читательский кругозор.
  • Воспитывать культуру письменной речи.

Форма: групповая, индивидуальная.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: ИКТ, технология витагенного обучения с голографическим методом проекции.

Оборудование:

  1. Словарь Ожегова.
  2. Листы с образцами писем.
  3. Примеры писем из художественной литературы.
  4. Экран, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Учитель: Наш урок будет посвящен древнему, благородному, но, к сожалению, утраченному нами искусству – умению писать письма.

Кто из вас получал письма? От кого были эти письма? Интересно ли было их читать? А вы сами пишете письма? А что вам легче: написать письмо или позвонить по телефону? Почему?

А ведь когда-то наши соотечественники умели и любили писать. Тогда доверяли тщательно отобранным словам, уважая себя и корреспондента, переписывая черновик, чтобы поиск слова остался тайной писавшего. А читающий должен воспринять найденное, как единственное, только ему предназначенное.

Многие литературные произведения сохранили образцы этого искусства и сам процесс письма. Давайте вспомним их.

(Учащиеся зачитывают заранее подготовленные отрывки из произведений.)

  • А.С. Пушкин “Капитанская дочка”
  • Н. В. Гоголь “Ревизор”
  • И.С. Тургенев “Ася”

– Современный молодой человек не стесняется произнести: “Я не умею писать писем, лучше я вам по телефону позвоню”.

Ему и в голову не придет, что сознаваться в этом почти так же неприлично, как если бы он бесхитростно объявил: “Я, знаете ли, прочитать этого не сумею – грамоты не одолел”

3. Сообщение темы урока

– Сейчас много говорится о необходимости возрождения утерянных культурных традиций, о важной значимости эпистолярного жанра.

– А что значит – эпистолярный жанр? /написанный в форме писем/(смотрим в словаре Ожегова)

– И наш сегодняшний урок хотелось бы назвать: Учимся писать письма!

Я призываю вас быть соучастниками возрождения искусства эпистолярного сочинительства.

Вопросы.

– Как вы думаете, почему так важно уметь писать письма? Зачем люди вообще придумали письмо? Сегодня мы считаем вполне обычным делом отправить по почте письмо. А как это делали раньше? (ученики подготовили об этом материал)

1 ученик: Так, например, в Древней Греции служили необычайно выносливые гонцы – гемеродромы. Некоторые из них были способны пробежать за сутки более 200 км!

2 ученик: Доставка писем нередко была делом отважных людей. Во времена освоения Америки существовала почтовая линия “Пони-экспресс”. Рискуя жизнью в перестрелках с бандитами и индейцами, наездники перевозили почту через весь континент всего за неделю.

3 ученик: Какими только способами не переправляли письма! Когда корабль терпел бедствие, в море бросали закупоренную бутылку с посланием. Иной раз из Англии она доплывала до Австралии. Первооткрыватель Колумб тоже воспользовался “бутылочной” почтой. Правда, его письмо было выловлено из воды через 363 года.

4 ученик: Почтальонами работали голуби. И даже пчелы, которые хорошо ориентировались в полетах и легко могли найти свой улей, расположенный за много километров.

Учитель: А какой путь проделывает письмо, чтобы дойти до адресата?

Ученик: Итак, сначала письмо опускают в почтовый ящик, затем приходит почтальон и собирает письма изо всех ящиков квартала и относит их в центральное почтовое отделение. Сотрудник почты делает гашение марок и штемпелевание. Потом письма сортируются. Это очень кропотливая работа: нужно учитывать различные области, районы и города нашей страны и зарубежных стран. Почта, которую приходится отправлять самолетом, упаковывается в специальные мешки, их отвозят в аэропорт. Обычная почта отвозится на грузовиках на вокзалы. В поездах дальнего следования существуют специальные вагоны, и там почта сортируется согласно месту назначения. Так упаковки с письмами передаются с одного вокзала на другой. К вокзалам подъезжают грузовики и развозят письма по почтовым отделениям в зависимости от адресов, указанных на конвертах. Там письма сортируются в последний раз и разносятся почтальонами каждому конкретному адресату.

4. Чтение письма молодого человека.

Выскажите свое отношение к прочитанному тексту.

…Не умею писать писем. Для чего их вообще пишут? Может быть, храня их, можно увидеть, что со временем меняются взгляды и почерк, и даже начинает казаться, что менялся и сам человек, их пишущий. Эволюция в письмах смогла бы пригодиться для наблюдения Дарвину, который при желании усмотрел бы отмирание атавизмов в словах и поступках. Жизненный опыт – это накопление атавизмов и постепенная их утрата. Спорно? (отрывок из личного письма)

Что является спорным в этом высказывании?

Какие слова требуют пояснения? (атавизм, эволюция)

Как автор относится к письмам? Какие строчки из этого письма все-таки убеждают, что письма очень важны? Запишите это предложение к себе в тетрадь. Сделайте его синтаксический разбор.

Может быть, храня их, можно увидеть, что со временем меняются взгляды и почерк, и что меняется и сам человек, их пишущий.

Вывод:

Письма нужны, они сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Они дают возможность состояться содержательному диалогу. Они в какой-то степени формируют характер человека. Ведь в письме человек сосредотачивается, сам себя познает, объясняет себя другому. Эпистолярный слог всегда являлся и является показателем культуры и самосознания человека.

Прежде чем перейдем непосредственно к написанию писем, давайте вспомним историю возникновения письменности на Земле.

5. Историческая справка.

Появление письменности. Осмысление понятий (выступление учеников)

1 ученик. Первая письменность, которая возникла на Земле – шумерская. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад.

Письменность их названа клинописью по своей позднейшей форме. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки из камыша. Таблички обжигались в печи, высушивались и поэтому стали вечными (дошли до нашего времени). По ним мы и можем проследить историю возникновения письменности.

Очень давно человеку захотелось послать известие друзьям из другого племени, и он придумал значки, рисуночное письмо ПИКТОГРАФИЯ.

Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы – лодку, дом и др.

Существует более двухсот знаков в основном использовании для всех целей корреспонденции. Предметы представлены их изображениями. Чаще всего использовались бусы и раковины.

Во время опасности или войны, бусы и раковины использовались для передачи сообщения.

Эти бусы и раковины окрашивались, и каждая имела свое значение, в соответствии с положением на нити. Черный цвет означал войну или смерть. Белый – мир и благополучие. Красный – сердце врага. Частично красный и белый или оба смешаны – начало мира или начало войны.

2 ученик. Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.

Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о "письме" скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришел в лагерь персов и положил перед царем подарки, "состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел". Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл "письма". Долго совещался Дарий со своими воинами и, наконец, сказал, как он понял послание: мышь живет в земле, лягушка живет в воде, птица подобна лошади, а стрелы – военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость.

Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал "письмо": "Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел".

Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий. Персы не смогли победить неуловимых скифов, кочевавших в степях Северного Причерноморья, Дарий ушел со своим войском из скифских земель.

3 ученик. Следующим этапом было символическое письмо, или ИДЕОГРАФИЯ. Примером может служить древнеегипетская письменность.

Самая знаменитая из идеографических письменностей и почти единственная дожившая до наших дней – это китайские ИЕРОГЛИФЫ. Ею до сих пор широко пользуются в Китае, и они же легли в основу современной японской письменности.

Китайские иероглифы возникли из рисунков (13 в до н.э.) До настоящего времени иероглифы мало изменились, но изменилась грамматика языка, (современный китаец может прочитать тексты, написанные до н. э., узнает символы, но смысла не уловит). Рисунок стилизуется, упрощается, стандартизируется.

Необходимость быстро записывать сложные и длинные тексты привела к тому, что рисунки упростились, стали условными значками -– иероглифами (от греческого hieroglyphoi – священные письмена)

12–13 вв. до н.э. на ближнем востоке – время появления синайских надписей. Это шаг к резкому уменьшению количества письменных знаков. Были выработаны знаки, которые обозначали слог. Письменность стала слоговой. Для разных слов сочетание согласного и гласного разное.

Финикийцы, познакомившись с этими буквами, на их основе создали свое алфавитное письмо, упростив знаки слоговой письменности. Каждому знаку этой письменности была приписана безразличная огласовка.

Арабами и евреями использовалось письмо без гласных.

Греки заимствовали финикийскую систему, вводят знаки для гласных – это переворот. Они же изобрели полную систему письменности. Изображались все гласные.

Алфавиты создавались и позже, в эпоху нашей, новой эры, образованными людьми своего времени.

Кириллом и Мефодием было создано письмо для славянских языков. И благодаря им мы имеем возможность писать и читать.

Месроп Маштоц создал алфавитное письмо для армянского языка.

У народов Крайнего Севера и Сибири до Октябрьской революции не было письменности. Теперь научные сотрудники Института народов Севера создали для них алфавитное письмо.

Создаются письменности и в странах современной Африки.

6. Слово учителя. Работа со словарём.

– Что же значит это слово письмо? (в словаре Ожегова)

-Письмо – 1.написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. 2. Умение писать. 3. система графических знаков для передачи, запечатления речи. 4. Манера художественного изображения.

– О каком из толкований этого слова будет идти сегодня речь на уроке?

– Как вы думаете, что люди могут сообщать в письмах?

– Каковы жанровые разновидности личного письма? (дружеское, деловое, письмо-поддержка, письмо– просьба, письмо– поздравление, письмо – рекомендация, письмо- соразмышление).

– А как оформляется письмо? Из каких композиционных частей оно состоит?

  1. Этикетная (установление контакта с адресатом).
  2. Основная (привлечение внимания, рассказ о каком-либо событии, рассказ о своей жизни, сообщение каких-либо сведений, вопросы к собеседнику).
  3. Этикетная (прощание)
  4. Р.S. (постскриптум)

7. Словарная работа.

  • АДРЕСАТ – отправитель
  • АДРЕСАНТ – получатель
  • ПОСТСКРИПТУМ – приписка к оконченному и  подписанному письму.

8. Редактирование текста.

– Процесс создания письма довольно сложен. Он требует большого жизненного опыта. А если этого нет, то письмо может иметь довольно неприглядный вид. Вот примеры писем.

Привет, Саша.
Пишу тебе из дома 24 февраля сего года. Вот решил написать тебе.
У нас все как всегда. А как у вас? Скоро у нас будет смотр художественной самодеятельности. В последние зимние каникулы мы ездили на елку в Кремль. Там мне очень понравилось новогоднее представление.
Ну ладно, кончаю тебе писать. Больше писать нечего.
Ну, пока.

Колян.

Вопросы.

-Отвечает ли текст этого письма требованиям, предъявляемым к высказываниям эпистолярного жанра? Какие композиционные части отсутствуют? (Нет основной части, в которой адресат рассказал бы подробно о своей жизни, нет вопросов к собеседнику, не соблюдается этикетная форма конца письма.)

– Какие задачи эпистолярного жанра не выполнены? (Нет желания быть интересным.)

– Попытайтесь переделать это письмо, чтобы оно соответствовало нормам письма.

Самостоятельная работа.

Чтение полученных работ. Рецензирование.

9. Анализ опыта переписки.

Письмо – это кусочек человеческой жизни, к которому потом, спустя время, интересно вернуться. Это попытка объяснить себя окружающим и самому себе.

А теперь обратимся к опыту переписки, который поможет вам решить спорные вопросы.

1. Милая Леночка!
Я очень огорчен тем, что не состоялся наш поход в библиотеку Союза кинематографистов. Вина у нас взаимная, но теперь уже нет смысла выяснять отношения. Надеюсь, что Вы еще появитесь в Москве.
Пишу же Вам по поводу, о котором упоминал. Хочу попросить Вас зайти в бюро междугородного квартирного обмена и заполнить там обменную карточку на имя моей сестры, проживающей в Иркутске и исполненной желания перебраться, путем обмена квартир, в Ярославль. Вам придется внести при этом какой-то взнос, но мы сочтемся, когда снова будете в столице.
Для заполнения анкеты на обмен сообщаю Вам необходимые данные… Требуется однокомнатная квартира в г. Ярославле.
Буду, как говорили в старину, весьма и премного Вам обязан за эту услугу.
А еще прошу Вас не забывать меня и писать почаще. Буду отвечать.
Самые искренние пожелания.
15 августа 1984 г.
Москва.

Б. М.

– К какому жанру мы можем отнести это письмо?
– С какой целью пишутся такие письма?
– Какова композиция этого письма?
– На какие части можно его разделить? На 3 части: 1) этикетная цель – установить контакт с адресатом; 2) деловая – содержит непосредственную просьбу; 3) этикетная – прощание.
– Какую роль играют в этом письме этикетные части? (В начале письма – создание дружеского расположения, в конце – установление контакта для продолжения переписки).

2. Лена!
Много ли человеку надо? И, да и нет.
Я понял (прочитав твое письмо), что ты из тех, кто любит писать вообще, хочет писать в частности, но не знает до конца, для чего он этого хочет.
Сейчас я скажу тебе слова, которые мог бы сказать тебе уже состоявшийся писатель. Я таковым быть никогда не хотел, но чувствую смысл их труда настолько, что все-таки даю тебе совет:
– Реши сегодня, раз и навсегда, что является предметом искусства для тебя, т.е. сразу исключи те темы и проблемы, которые не твои.
– Найди свой круг, т.е. пока еще не себя, а целое множество себя – круг вокруг себя – пиши об этом только то и только так, чтобы в конце даже я понял, чего же ты хочешь.
Для этого надлежит тебе перестать писать просто слова и предложения. Нет красивых слов – есть красивые мысли. Пусть у тебя все они будут таковыми. И все вместе пускай подчиняются только одной – твоей идее. Все остальные (и пусть даже красивые!) следует жестоко, но справедливо отбросить.
Сегодня много бытописателей, но мало писателей. Помни об этом. В твоих руках в чьи ряды тебе встать
Все.
Желаю успеха!

До свидания! Миша.

– Какая ситуация человеческого общения вызывает письма такого рода?

– Что можно сказать о нем? Как бы вы определили жанровую разновидность этого письма? (Письмо-рекомендация.)
Письма такого рада пишутся, чтобы посоветовать, поразмышлять вместе с адресатом, поделиться своим опытом. Это, как правило, ответ на письмо – исповедь.

10. Подготовка к самостоятельной работе

– С какой целью пишутся письма?

– К какому стилю отнесем?

– Обращение к хорошо знакомому лицу дает возможность автору выказать свое отношение к рассказу, его героям непринужденно, эмоционально.

– Надеюсь, что образцы писем, прочитанные на уроке, помогут вам в создании собственных произведений.

Ваша задача на сегодняшнем уроке – рассказать неизвестному товарищу о своем родном крае так, чтобы он захотел обязательно к нам приехать и все увидеть своими глазами. Не забудьте главную задачу письма – быть интересным собеседником. Давайте вспомним, о каких интересных местах родного края вы могли бы рассказать. (высказывания учеников.)

11. Самостоятельная работа. Написание писем (в черновом варианте).

12. Домашнее задание. Дописать письмо и оформить его согласно правилам этикета.

Приложение. Образцы писем.

В.Жуковский – А.С.Пушкину.

Мой милый друг! Прошу тебя отвечать как можно скорее на это письмо… Я услышал от твоего брата и от твоей матери, что ты болен: правда ли это? Скорее, скорее ответ.

Из письма И.Ф.Арманд дочери.

…Ты, моя родная дочка, с большим негодованием отвергаешь мое мнение, что ты сильная, говоришь, что тебе даже больно, что я так думаю и пишу. Мне, конечно, ужасно не хочется сделать тебе больно, но никак не могу отказаться от своего мнения. Я считаю тебя сильной – ни в коем случае и никогда не считаю тебя трусихой, как ты называешь себя. Ты застенчива, ты еще мало знаешь себя, мало знаешь свои силы, мало знаешь себе цену, и это, в конце концов, довольно понятно и довольно естественно. Свои силы, свою цену узнаешь только постепенно, по мере того как разрешаешь те или иные жизненные задачи и путем сравнения себя с другими людьми, а это предполагает во всяком случае длительный жизненный опыт…