Дидактические цели урока:
- Систематизировать знания по строению текста сочинения.
- Закрепить навыки написания сочинения.
Методические задачи урока:
- формировать информационные умения учащихся;
- познакомить с жизнью и творчеством замечательного русского живописца В. Сурикова;
- сформировать представление о создании постоянного войска в России - стрельцов;
- развивать творческие способности и образное мышление школьников, отбирать материал на основе литературоведческого текста;
- обогащать словарный запас школьников;
- воспитывать интерес к истории и культуре своего народа.
Дидактический материал: литературоведческий текст, репродукции картин В. Сурикова “Утро стрелецкой казни”, “Боярыня Морозова”, “Переход Суворова через Альпы” и другие картины художника.
Формы работы: слово учителя, сообщения учащихся.
Предварительное задание:
- подготовить сообщение о стрелецком бунте;
- жизни и творчестве В.И. Сурикова;
- подготовить сообщение о создании картины.
Ход урока.
I. Постановка темы и задач урока.
II. Работа над темой урока.
1. Сообщение учащегося.
1 ученик ...Конец XVII в. в России - сложное, противоречивое время. Московское восстание 1682 г., стрелецкое восстание 1698 г. и жестокая расправа над их участниками стали трагической страницей русской истории. Стрельцы - старое допетровское войско, которое Петр заменил регулярной армией. Царевна Софья, мечтавшая о самодержавной власти, чувствуя недовольство измученных постоянными войнами, нищетой и бесправием стрельцов, возглавила мятеж. Их бунт расценивался как скрытый поединок между царевной Софьей и Петром I, который обернулся казнью более 1000 стрельцов, поверивших Софье.
2 ученик. Значительную часть русского войска составляли стрельцы, полки которых были созданы в России около 1550 г.
Стрельцы — пешие ратники, обученные строю и ружейной стрельбе, в мирное время несшие гарнизонную службу в своих городах, а в военную годину выступавшие в поход на врага. Царь с детства не любил и даже боялся их, навсегда запомнив кровавое восстание стрельцов 1682 года, когда на его газах были убиты родственники и друзья его матери Нарышкиной Натальи Кирилловны. Когда царь подрос, он решил завоевать крепость Азов, построенную турками в устье Дона. Дважды, с большой армией, молодой царь пытался завоевать этот город, пока не овладел ею в июле 1696 года. Наиболее отличились при осаде Азова стрелецкие полки, потерявшие при штурме крепости половину своего состава.
Жившие со своими семьями в особых слободах, стрельцы лишь во время войны выступали в поход, в мирное время кормились торговлей и промыслами. Гарнизонная служба в разрушенном и заново отстроенном Азове, вдали от детей и стрельчих, легла тяжелым бременем на их плечи. Все мечтали о возвращении в родную Москву. Вместо этого летом 1697 года четыре полка были направлены в Великие Луки, на Литовскую границу.
Новый поход для стрельцов был очень тяжелым - им приходилось на себе тянуть по рекам суда, впрягаться вместо лошадей и тащить по бездорожью пушки, им не доплачивали жалования. И они восстали, выбрали себе новых командиров, двинулись домой. Но в 50 километрах от столицы их встретило царское войско. Отказавшихся подчиниться стрельцов расстреляли из пушек, а разбежавшихся переловили и поместили в тюрьмы. Сразу было повешено более 100 стрельцов.
Царя Петра в это время в России не было. Уехав учиться за границу, он побывал и в Германии, и в Англии, и в Голландии и собирался ехать в Венецию. Но узнав о бунте, он вернулся в Россию. Прибыв в Москву, начал свое расследование. Свезенных отовсюду стрельцов страшно пытали, “вымучивая у них признание в злодейских замыслах погубить Петра и возвести на престол его сестру Софью”. Вскоре начались казни. Стрельцам рубили головы в селе Преображенском, вешали под стенами Новодевичьего монастыря, четвертовали на красной площади…
Расправы продолжались до февраля 1699 года. Активным участником ее был сам царь, и его приближенные, среди которых особенно выделялся Алексашка Меньшиков, добивавший четвертованных выстрелами из пищали. Только во время казни 4 февраля 1699 года царь отрубил мечом головы 84 стрельцам.
Казнили стрельцов на Красной площади в Москве. Это событие отразил в своей картине “Утро стрелецкой казни” русский художник В.И. Суриков. В этой картине нашла отражение противоречивая, полная социальных конфликтов атмосфера петровского времени.
Стрелецкое войско прекратило свое существование, и с этого времени берет свое начало русская регулярная (постоянная) армия.
2. Сообщение учащегося о жизни и творчестве В. И. Сурикова.
В искусстве и судьбе Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо. Родился он в сибирского города Красноярска. Предки художника по отцовской линии - потомственные казаки, те самые, что вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. Огромное влияние на Василия Ивановича оказала его мать Прасковья Фёдоровна. Она была незаурядным человеком - сильная, смелая, проницательная. Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах.
Когда Сурикову было одиннадцать лет, и умирает его отец. Прасковья Федоровна с тремя детьми оказалась в трудном материальном положении. После окончания училища Василий поступил на службу в канцелярию, но занятий живописью он не оставил, твердо решил стать художником. Суриков добился признания в Красноярске: его акварели ценились земляками, он давал уроки в доме губернатора. Губернатор познакомил Сурикова с золотопромышленником П.И. Кузнецовым, который решил принять участие в судьбе талантливого юноши и предоставил ему стипендию на обучение в Академии художеств в Петербурге.
Первая попытка поступить в Академию была неудачной. Однако Суриков не пал духом, не растерялся. Он поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художников, отучился в ней три месяца, осенью успешно сдал экзамен и был принят в Академию. Учился Суриков в Академии (1869-1875) с увлечением, успешно переходя из класса в класс, получая награды как за рисунок с натуры, так и за живописные композиции
На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста". В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Суриков расширил тему, включив в композицию толпу - римских воинов и горожан, напряженно слушающих вдохновенную речь Павла. Картина вышла живой и выразительной, но, несмотря на возражения прогрессивной части профессоров, в особенности Павла Чистякова, очень ценившего Сурикова, золотая медаль, а вместе с ней и командировка за границу так и не были ему присуждены.
Вместо этого Суриков получил очень выгодный заказ на выполнение четырех росписей на тему истории Вселенских соборов для строящегося тогда в Москве храма Христа Спасителя. Эта работа давала художнику материальную независимость, к которой он всегда стремился. Переезд в Москву сыграл в творческой судьбе художника решающую роль. По свидетельству самого Сурикова: "Началось здесь, в Москве, со мною что-то странное. Прежде всего почувствовал я себя здесь гораздо уютнее, чем в Петербурге. Было в Москве что-то гораздо больше напоминавшее мне Красноярск, особенно зимой.
Именно здесь художник создает выразительные исторические полотна, делая народ основным героем своих произведений. Лучшие из них -“Утро стрелецкой казни”, “Меншиков в Березове”, “Боярыня Морозова”.
Суриков был художником редкого таланта. Он умел предвидеть, постигать, проникая сквозь завесу столетий. Мастер учился и по стенам кремлей, и по книгам. Он встречал своих будущих героев на улицах, и одновременно они являлись ему в мечтах и снах. Художник давал всякому явлению новую жизнь в искусстве, воплощая это явление в цвете, композиции, ритме.
Сообщение о создании картины. Василий Иванович Суриков - один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Его очень интересовала русская история, он уже создал картины на историческую тему. Однажды, прогуливаясь по Москве, Суриков вышел на Красную площадь. О том, что внезапно почувствовал, он сам вспоминает так: “Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина. Поспешил домой и до глубокой ночи все делал наброски, то общей композиции, то отдельных групп…” картина действительно получилась потрясающая. То, что изображено на картине, – это последние минуты перед казнью, перед концом старой жизни. Две России замерли друг перед другом: одна – народная, горестно прощается со своими защитниками - стрельцами, и Россия Петра, его сподвижников и верных ему солдат – преображенцев. Вот-вот прольется кровь, и на этой крови будет стоять здание создаваемой Петром империи….
Тревожный пейзаж холодного утра пронизан ожиданием трагедии. Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Суриков тонко передает душевное состояние приговоренных к смерти и свидетелей казни, ощущение длящегося времени.
В центре картины - стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю.
Погружен в горькие и гневные размышления чернобородый стрелец. Этот человек не сломлен. В нем нет ни страха, ни смирения.
Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. “Рыжий стрелец это могильщик, на кладбище я его увидел, - рассказывал художник, - злой, непокорный тип”. С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага - царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пересечении их взглядов - непримиримость столкнувшихся сил.
Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты - “начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни” (А. С. Пушкин).
3. Устная работа по картине (описание картины).
Слово учителя.
- Какое событие из русской истории В. И. Суриков взял для сюжета своей картины “Утро стрелецкой казни”?
- Кого изобразил художник на картине?
- В какое время суток происходит, изображенное на картине событие?
- Что изобразил художник на первом плане?
- Как передает он настроение собравшихся на площади людей?
- Как изображен Петр I на картине?
- Какое впечатление произвела на вас эта картина и события на ней изображенные?
- Как вы думаете, о чем хотел нам напомнить художник своей картиной или может от чего – то нас предостеречь, о чем-то задуматься?
4. Чтение литературоведческого текста по картине В.Сурикова “Утро стрелецкой казни”.
УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ (В. СУРИКОВ)
...Раннее утро. Красная площадь в Москве. Сияют разноцветные главы храма Василия Блаженного, четко вырисовываются в небе ласточкины хвосты кремлевской стены. А на телегах лежат, стоят, сидят осужденные стрельцы. Казнь сейчас начнется, одного из стрельцов уже ведет солдат к месту казни. Рыдают матери, жены, дети...
Из Спасских ворот выезжает Петр I, и его твердый, непреклонный взгляд скрестился с другим взором. На него гневно смотрит стрелец с острой бородой. Он не покорился, этот стрелец. Даже зажженную свечу он сжал в руке, словно нож.
Утро стрелецкой казни...
Два мира стоят друг против друга. Уходящая в прошлое исконная московская старина отчаянно сопротивляется неизбежному для нее новому началу, перелому в истории, который несет с собой этот высокий человек в преображенском мундире. Но старое обречено. Жизнь стрельца погаснет, как свеча в руке женщины, стоящей рядом с ним.
Трепетные огоньки выхватывают из лиловатой дымки рассвета лица, фигуры множества людей. И над всем царит красный цвет, напоминающий о брызгах крови, которые сейчас обагрят площадь. Он вспыхивает на одеждах, на узорах лошадиных дуг, на алом платочке девочки. Она не понимает того, что происходит, но ей страшно, и она не может удержать крика, глядя на суровых, сосредоточенных людей, полных и страдания, и ненависти. /По М. Андреевой, А. Антоновой, О. Дмитриевой)
5. Составление плана и устного сочинения по картине.
План
- В. И. Суриков – яркий представителей исторического жанра в русской живописи.
- История создания картины.
- Изображение места казни.
- Образ Петра I.
- Образы стрельцов и народа.
- Впечатление от картины
6. Работа над подбором рабочего материала по картине.
Рабочий материал.
Красноярск, Ермак, древним казачьим родом, Енисей, Петербург, Академия художеств, Школа рисования при Обществе поощрения художников, храм Христа Спасителя, картины “Боярыня Морозова”, “Меньшиков в Березове”, “Покорение Сибири Ермаком”, “Взятие снежного городка”, “Утро стрелецкой казни”.
Красная площадь, храм Василия Блаженного, ласточкины хвосты кремлевской стены, осужденные стрельцы, лежат, сидят, стоят на телегах, Спасские ворота, Петр I, твердый непреклонный взгляд, гневно смотрит на стрельцов, стрелец с острой бородой, держит зажженную свечу , словно нож, два мира стоят друг против друга, уходящая старина, новое начало, несет с собой высокий человек в преображенском мундире, старое обречено, жизнь стрельца погаснет, как свеча в руке женщины.
Рассвет, царит красный цвет, напоминающий брызги крови, низкое серое небо, туман, замершая толпа, тускло мерцающие огоньки свечей в руках облаченных в белые рубахи смертников. Девочка не понимает того, что происходит на площади, не может удержать крика.
7. Работа над черновиками сочинения.
8. Редактирование черновиков.
9. Написание сочинения в творческую тетрадь.