Цели:
- Образовательные:
- Развивающие:
- Воспитательные:
расширить представление учащихся о разнообразии имен и их форм, истории возникновения древнерусских и современных имен.
развивать умение собирать и систематизировать материал, создавать на его основе текст; развивать внимание, мышление, память, фонетический слух.
воспитывать уважительное отношение к своему и чужому имени, бережное отношение к другому человеку, любовь к семье, к Родине.
Тип урока: урок развития речи.
Методы и приёмы: лекция учителя с различными видами заданий; соучастие в подготовке лекции учителя; самостоятельная исследовательская деятельность учащихся; подготовка и защита мини-проектов; работа учащихся в малых группах.
Формы работы: активные
Оснащение урока: мультимедийный компьютер, проектор, экран.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Целеполагание.
3. Лекция учителя.
4. Проверка домашнего задания (выступления детей).
5. Физкультминутка.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
Ход урока
- У каждого из нас есть имя. Оно дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь. Сегодня мы поговорим о том, что такое имя. Узнаем о происхождении имен, о связи между именем человека, его характером и судьбой. Постараемся оценить красоту и достоинство имен, помогающих осознать себя, свое назначение в жизни и место в обществе.
Слайд 2. “Имя – личное название, даваемое при рождении”. (Ожегов С. И. “Толковый словарь русского языка”)
- Лекция учителя.
- Во все времена и у всех народов имя играло важную роль в общении людей. У наших имен интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие появились совсем недавно. Сила имени велика, и это было известно со времен, когда первые люди научились говорить. Они не сомневались в том, что вся последующая участь человека предначертана и заключена в его имени. Вот почему, подбирая имя младенцу, близкие ему люди старались дать такое имя, чтобы уберечь ребенка от возможных несчастий, а также наделить необходимыми ему качествами.
В Древней Руси имена напоминали прозвища.
Слайд 3.
- Такие имена, как Гнилозуб, Опухлой, Ончутка(черт) – на самом деле являлись именами – оберегами и были призваны оберегать дитя от дурного глаза(от плохих зубов, различных опухолей и нечистой силы).
Слайд 4.
- Другие имена отмечали особенности внешности. Прочтите некоторые из них, используя код.
А) 1, 2, 4, 7, 10, 5
Б) 6, 8. 9, 3, 5, 11, 5
В) 12, 7, 13, 9, 14,10
Слайд 5. Милуша, Чернава, Кудряш.
- Некоторые имена подчеркивали особенности характера малыша. Произнесите их.
Слайд 6.
Слайд 7. Пискун, Добрыня, Несмеяна, Шумило.Неупокой.
- А еще имена показывали порядок появления ребенка в семье. Прочитайте их, правильно подобрав “ключик”
Слайд 8. ЙОВЕРП ЯНУРОТВ КЯЬТЕРТ
Слайд 9. Первой, Вторуня, Третьяк.
- Были в Древней Руси Зимы, Вешняки, Субботы…
- Догадайтесь, на что указывали эти имена? (время рождения).
- А также Жданы, Любимы, Нечаи, Любавы (радость родителей).
- Даже были Коты, Волки, Гуси, Лебеди и Зайцы (схожесть с животными).
- С принятием христианства в 10 веке на Русь пришли новые имена. После крещения старое “языческое” имя заменялось новым. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Новые имена брались из перечня святых, помещенного в церковном календаре. Исконно русских имен осталось очень мало. Например, такие.
Слайд 10.
- Прочтите их, пользуясь стрелками.
Слайд 11. Людмила, Светлана, Владимир.
- Русские имена тесно связаны с историей страны. Так, после революции 1917 года общество пыталось покончить со старой жизнью и создать все новое, в том числе и имена. Именно тогда появились Искра, Октябрина, Нинель.
Слайд 12.
- Очень популярными в то время стали:
Владлен – Владимир Ленин
Марлен – Маркс, Ленин
Донара – дочь народа
Рената – революция, наука, труд
“Революционные имена” представляют собой самые разные аббревиатуры и сокращения.
- Что такое аббревиатура?
Слайд 13. “Аббревиатура – существительное, образованное из усеченных отрезков слов, начальных звуков”. (Ожегов С. И. “Толковый словарь русского языка”).
- Среди современных русских имен встречаются древнерусские, а также заимствованные из различных языков и созданные после революции 1917 года.
- Каково происхождение и значение ваших имен?
(ответы детей)
- Кто может рассказать, почему родители его так назвали?
(ответы детей)
- Проверка домашнего задания (выступления детей)
Слайды 14, 15, 16, 17, 18.
- Особое значение имя играет при первом знакомстве, при вхождении в новый коллектив, когда имя человека – то немногое, что люди знают о нем. Ведь что прежде всего сообщают друг другу двое людей, когда знакомятся? Должность? Зарплату? Нет. Они открывают друг другу свои имена.
Сейчас имена у вас короткие: Настя, Миша, Вика. Но вы подрастете, и имя ваше подрастет: Анастасия, Михаил, Виктория. А когда станете совсем взрослыми, то к именам добавится еще и отчество. Как ни странно, в Древней Руси не было отчеств. И достаточно долго не появлялось.
(рассказ детей о происхождении отчеств)
- А сейчас я попрошу каждого из вас представиться полным именем.
(ответы детей)
- Многообразие имен не раз вдохновляло поэтов. Можно найти и целые сборники, и отдельные произведения, посвященные именам. Вот одно из них.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Алла клумбу поливает,
Боря воду подает,
Вера вишенку сажает,
Галя песенку поет.
Дима шарик надувает,
Ева с ежиком играет,
Женя лепит пирожки,
Ира ходит с кратким Й.
Коля строит дом с трубою,
Валя чинит самосвал,
Маша машет мне рукою,
Надя чистит самовар.
- Сколько имен вы запомнили? (12).
Назовите их.
Слайд 19.
- Измените краткое имя на полное.
- Что вы заметили?
- У некоторых имен нет полной формы.
- Некоторые имена относятся и к мужским, и к женским.
- На земле не найдется, наверное, ни одного человека, у которого не было бы имени. Случается, что и самого-то человека давно нет на свете, а имя его продолжает жить. Так до нас дошли имена великих поэтов, историков, ученых, музыкантов, героев Великой Отечественной войны. Приведите примеры таких имен.
- А вы знаете, кто такой тезка?
Слайд 20. “Тезка – человек, имеющий одинаковое с кем-нибудь имя” (Ожегов С. И. “Толковый словарь русского языка”).
- А есть ли у вас знаменитые тезки?
(ответы детей)
- Я думаю, что вы сможете стать не менее доблестными сыновьями дочерьми не только своих родителей, но и Отечества. Вы получили такие славные имена и, надеюсь, вы унаследовали вместе с ними силу духа, волю, храбрость, красоту и благородство. Мне очень хочется, чтобы делами всей своей жизни вы придали своему имени вес и уважение.
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке,
Одно-единственное движение губ,
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
6.Рефлексия.
- А сейчас вспомните все, о чем говорили сегодня на уроке, и разгадайте кроссворд (работа в группах).
Слайд 21
- Имя-оберег, защищающее ребенка от порчи зубов.
- Имя, подчеркивающее особенности внешности (черные волосы)
- Имя, показывающее порядок появления ребенка в семье.
- Человек, имеющий с кем-нибудь одинаковое имя.
- Автор “Толкового словаря русского языка”.
- Исконно русское мужское имя.
- Слово, образованное из усеченных отрезков слов, начальных звуков.
- Имя, отмечавшее особенности характера (грустная, неулыбающаяся девочка).
- Древнерусское имя, указывающее на сходство с длинноухим трусливым животным.
Проверка, заполнение большого кроссворда.
Слайд 22
1 - Гнилозуб, 2 – Чернава, 3 – Вторуня, 4 – тёзка, 5 – Ожегов, 6 – Владимир,
7 – аббревиатура, 8 – Несмеяна, 9 – Заяц.
7. Подведение итогов.
- Почитайте словосочетание, получившееся в выделенном столбце (береги имя).
- Ребята, а что значит беречь имя?
(Не использовать прозвища, уважительно относиться к другому человеку, не совершать плохих поступков, воспитывать в себе лучшие качества)
- Почему необходимо беречь не только свое, но и чужое имя?
(За любым именем скрывается человек, нужно уважать и ценить окружающих людей.
Любое имя – это частичка истории нашей страны, народа.
Наши имена – это память о близких и дорогих людях.)
8. Домашнее задание.
-Сделать правильный выбор, осуществить мечты, достигнуть поставленных задач, да и просто стать хорошими людьми нам помогают своим примером родные, друзья, известные и популярные личности. Напишите дома сочинение-миниатюру “Человек, на которого хочу быть похожим”. Запишите домашнее задание в дневник.
Используемая литература
- Орлова Л. Полная энциклопедия имен. Мн.: Харвест, 2007.
- МищенковаЛ.В. Тесты, кроссворды, загадки и развивающие задания. Ярославль: Академия Развития; Владимир: ВКТ, 2008.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. "Толковый словарь русского языка”Издательство "Азъ", 1992.
- Цветаева М. “Стихи к Блоку” world-art.ru›Литература›lyric.php…
- Барто А. “стихи для детей” agniyabarto.ru
Приложение. Компьютерная поддержка урока (подробнее… )
Приложение. Кроссворд.
Приложение. Детские работы представлены без исправлений подробнее…