Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы 2012

    Автор: Митенева Лариса Юрьевна

    Уроки литературы побуждают вести диалог о непростых проблемах нашей жизни, сложной судьбе героев произведений, бездуховности, утрате нравственных идеалов, добре и зле, роли семьи в воспитании человека. На уроках русского языка необходимо анализировать тексты, несущие информацию и влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни.

  • Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка. Глагол как часть речи. 5-й класс 2011

    Автор: Зарипова Гулюса Ирековна

    При изучении тем стараюсь подбирать материал для урока по определенной нравственной теме: взаимоотношение поколений, родители и дети, человек и богатство, любовь, дружба. Прозаические и поэтические тексты трогают детей до глубины души. Подобная работа даст свой результат не сразу, а с годами: ученики смогут подняться на более высокие нравственные позиции.

  • Духовно-нравственное воспитание учащихся через исследовательскую работу по этимологии 2009

    Автор: Рябкова Ирина Викторовна

    В статье идёт разговор об организации научно-исследовательской работы по русскому языку во внеурочное время. Такая форма работы воспитывает у учащихся не только любовь к родному языку, но и бережное отношение к культуре предков, Родине.

  • Духовно-нравственный аспект в обучении на уроках русского языка Пунктуация. Повторение. 7-й класс 2015

    Автор: Тельнова Оксана Александровна

    Цель урока: повторение и систематизация знаний учащихся; развитие умения анализировать материал, последовательно излагать свои мысли, пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, объяснять смысл пословиц, определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; воспитывать патриотизм, любовь к русскому языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

  • Духовно-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения 2012

    Автор: Ларионова Светлана Николаевна

    На уроках русского языка и чтения автор воспитывает в своих учениках духовно-патриотические чувства. В уроки включаются упражнения, которые знакомят младших школьников с государственной символикой России. В статье предлагаются упражнения, которые расширяют знания и представления о государственной символике России, знакомят с историческими памятниками российского государства.

  • "Душа обязана трудиться…" Подготовка старшеклассников к монологу с опорой на прочитанный текст 2012

    Автор: Быстрицкая Марина Александровна

    Обучение русскому языку в старшей школе формирует духовный мир учащихся, мировоззренческие представления, общечеловеческие ценностные ориентиры; развивает умение выражать свои чувства по отношению к различным явлениям, морально-этическим, эстетическим, общественным проблемам. Занятие готовит старшеклассников к высказыванию на нравственную тему.

  • Дюма на Кавказе 2022

    Автор: Цаликова Альбина Солтанбековна

    Прошлым летом я просмотрела фильм «Три мушкетера» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Сюжет фильма основан на всемирно известном романе Дюма "Три мушкетёра". Действие фильма происходит во Франции XVII века. Герои фильма оказываются втянутыми в придворные интриги, противостояние с могущественным кардиналом Ришелье, в котором демонстрируют ловкость, смелость, взаимовыручку и пренебрежение опасностями ради славы. Фильм пронизывает романтика подвига и дружбы. Фильм настолько захватил меня, что я решила прочитать роман великого Александра Дюма «Три мушкетера». Поделившись своими впечатлениями со своим учителем, я с удивлением узнала от неё, что, оказывается, Дюма в свое время посетил Россию, и, более того, побывал на Кавказе. Факт пребывания А.Дюма на Кавказе заинтересовал меня еще больше. Так я начала собирать материал, изучая научные работы о Дюма и пользуясь интернет-ресурсами.


  • Е.Евтушенко. "Я сибирской породы" 2012

    Автор: Арсеньева Наталья Сергеевна

    Поэзия Е.Евтушенко – это поэзия социально активного действия. Понятия неправды и правды – фундаментальные опоры гражданской позиции поэта. Он безбоязненно вступается за преследуемых талантов, в защиту свободы творчества, прав человека.

  • ЕГЭ по русскому языку. Часть С: структура и компоненты сочинения-рассуждения 2014

    Автор: Федорова Тамара Ивановна

    Система презентаций выстроена по единой схеме: знакомство с критерием проверки сочинения, теоретические сведения по теме презентации, типичные ошибки, клише, образцы выполнения задания, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ, источники. Проект рассчитан на учащихся 10–11-х классов, но целесообразно использование презентаций или их фрагментов в 8−9-х классах, так как они содержат систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения.

  • ЕГЭ по русскому языку: подготовка к части "С" 2018

    Автор: Моисеева Марина Григорьевна

    Что же оценивается в работе? Насколько адекватно, глубоко и полно понят смысл прочитанного текста (К1-К4); способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте (К1); можете ли ясно и убедительно изложить свою позицию и, если она не совпадает с авторской, способны ли вежливо, корректно отстаивать свою точку зрения (К3, К4, К5, К11); хороша ли ваша речь (К-6, К-10); умеете ли вы излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации (К7-К10).

  • ЕГЭ: подготовка к части С. Речевое оформление текста 2013

    Авторы: Зотова Елена Александровна, Мациенко Лидия Викторовна, Сафоклова Ирина Владимировна

    Планируя уроки по подготовке учащихся к сочинению (часть С), необходимо создавать условия для формирования умения самостоятельно находить речевые ошибки в тексте, вырабатывать умение исправлять их, не допускать в своей работе. Занятия подобного плана позволяют актуализировать, упорядочить и расширить знания учащихся по выполнению анализа текста на лингвистическую тему. Такие уроки помогают создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.

  • ЕГЭ: проблемы и возможности 2013

    Автор: Сафина Зоя Николаевна

    Неспособность выпускников самостоятельно мыслить - следствие "натаскивания" на ЕГЭ, беспочвенны. ЕГЭ лишь выявляет эту неспособность, показывая, что выпускник не имеет хорошей школы в работе с информацией. Существуют упражнения, которые приучают ученика следить за ходом мысли, постоянно "ощущать эту мысль в ее словесном воплощении". Подготовка ученика к ЕГЭ в таком случае становится не "натаскиванием", а работой, полезной для его последующего образования.

  • Единство обучения и воспитания на уроках русского языка 2011

    Автор: Бардиж Светлана Анатольевна

    Решение проблемы единства обучения и воспитания зависит от умения учителя слить в единый процесс воспитание и обучение на каждом уроке. И если при обучении русскому языку руководством для учителя являются программа и учебник, то решение воспитательных задач открывает необозримое поле деятельности для творчески работающего учителя. Ведь характер этой работы меняется в зависимости от подбора учащихся в классе, возраста учеников, их индивидуальных особенностей, специфики семейных условий и др.

  • Ежели вы вежливы… 2012

    Автор: Балачий Галина Викторовна

    Педагог должен понимать, что нельзя всех детей считать одинаковыми, то есть работать в режиме внеличностной парадигмы образования. Поэтому учитель должен стремиться наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого учащегося, развить его неповторимую индивидуальность. Это возможно при использовании личностно ориентированного подхода в обучении, когда педагог прилагает все усилия для развития у ребенка уникальных личностных качеств.


  • Есть на Земле замечательный город (подготовка к домашнему сочинению в 7-м классе) 2008

    Автор: Потапова Карина Анатольевна

    Сочинения на публицистическую тему - ценнейший вид упражнений в развитии ума и речи, и начинать их надо как можно раньше. Область детского творчества может быть различна. Здесь прежде всего - личные переживания детей в самом широком смысле слова.

  • «Есть речи – значенье темно иль ничтожно, но…» (ФГОС и ЕГЭ: проектная работа на уроке – кластер) 2015

    Автор: Волченко Наталья Алексеевна

    В статье рассматривается метапредметная проектная работа с кластером – способ обработки информации, подготовки учащихся к заданиям 1 и 24 ЕГЭ по русскому языку. Методику можно использовать на любом предмете. В статье приводятся примеры работы с кластером на уроках русского языка и литературы.

  • "Есть словко – как мед сладко, и есть словко – как полынь горько" 2009

    Автор: Гудошникова Татьяна Леонидовна

    Задачи нравственного становления личности ученика должны стоять на первом месте на уроках гуманитарного цикла, так как ценность человека определяется не суммой усвоенных им знаний, а его нравственной самостоятельностью. Для развития этих «более важных качеств» на уроках русского языка нужно работать над важнейшими нравственными понятиями, ставить и решать морально-этические проблемы.

  • Еще один способ научить нашего школьника понимать текст, или метод аудирования на уроках русского языка 2009

    Автор: Николко Елена Николаевна

    Предлагаемая методика помогает развивать у учащихся умение слушать и понимать текст на слух. В ходе обсуждения слышанного учитель предлагает перефразированные варианты звучавшего текста, тем самым, давая ученикам образцы возможного свертывания текста, сокращения его объема за счет емкости фразы. Таким образом, работа по аудированию может иметь целью не только приобретения навыков понимания текста на слух, но и служить подготовительным моментом к изложению услышанного. Работа такого рода готовит школьников не только к итоговой аттестации в 9-х классах, но и помогает в 5–8-х классах успешно писать как сжатые, так и подробные изложения.

  • Еще раз о подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-эссе 2014

    Автор: Подвербная Елена Викторовна

    Выпускники встречаются с множеством проблем при подготовке к написанию наиболее сложной и важной части экзаменационной работы по русскому языку (часть 3). Основная задача учителя – научить писать учеников сочинение-эссе так, чтобы они не только поняли структуру этого вида письменной работы, но и «перебороли свой страх» перед заданием С1.

  • "…Жалел о трудах им начатых и не оконченных…" (О работе А.С. Пушкина над переводом "Слова о полку Игореве") 2003

    Автор: Карижская Наталья Николаевна

    Данный материал представляет определенную познавательную ценность как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской словесности. Рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации на уроках или факультативных занятиях по литературе.

  • Жанры публицистического стиля. Репортаж-повествование 2008

    Автор: Коротченкова Елена Дмитриевна

    Данный урок – ролевой проект. Форма урока – работа в группах. Велик объем предварительной работы: учащиеся в группах готовят видеосъемку (операторы), текст репортажа (репортеры), редактируют репортаж (редакторы), готовят презентацию (вся группа). Жаль, в конспекте урока нельзя передать те страсти, которые бушевали на пресс-конференции во время обсуждения репортажей!


  • "Жаргонизмы и общеупотребительные слова" (методическая разработка урока русского языка в 6-м классе) 2008

    Автор: Айдемирова Татьяна Романовна

    Цель урока: закрепить умение различать общеупотребительную лексику и необщеупотребительную; узнать новое понятие – «жаргонизм», научиться отличать жаргонизмы от других слов. Р/р творческий диктант.

  • Живая речь. Заседание исследовательского лингвистического общества. Исследование на краеведческом языковом материале 2009

    Автор: Захарова Надежда Юрьевна

    Исследование посвящено анализу устной речи на основе работы с "Толковым словарём живого великорусского языка" В.И. Даля. В ходе исследования обучающиеся решают "загадку" о месте рождения человека, который повествует о своём детстве. Предполагает использование интерактивной доски и электронной версии словаря.

  • "Живое слово". Творческое исследование тайны художественного слова 2011

    Автор: Никитина Татьяна Ивановна

    У каждого слова есть своя тайна. Слово живёт своей загадочной интересной жизнью. Слово - живое. Учащиеся изучают тайны слова - проводят творческое исследование слова, знакомятся с основными разделами языкознания, что способствует приобщению детей к миру слов, привитию бережного отношения к языку, развитию связной речи учащихся.

  • "Жизнь слов в русском языке (историзмы, архаизмы, неологизмы)". 5-й класс 2014

    Автор: Терских Светлана Николаевна

    Урок русского языка развивает критическое мышление. В ходе урока учащиеся познакомятся со «старыми» и «новыми» словами, богатством родной речи. Самостоятельный подход, поисковый метод, применяемый на уроке, систематизирует знания, обогащает словарный запас, речь и мышление учащихся.

  • "За словом в карман…" (Из опыта сотрудничества учителей русского языка и литературы г. Саянска с региональным еженедельником "Новые горизонты") 2011

    Автор: Чумакова Елена Николаевна

    Дежурные по рубрике отвечают на вопросы читателей, публикуют свои наблюдения за языковыми явлениями, следят за соблюдением норм русского языка в общественных местах города, печатают интересные материалы о происхождении слов, о значении слов и выражений – все то, что способствует популяризации грамотного и красивого русского языка.

  • Загадка – не только для ума зарядка 2011

    Автор: Пожилинкина Татьяна Ивановна

    В работе показано, как при "подаче" нового слова для запоминания очень важно заинтересовать учащихся. Повысить познавательный стимул можно при помощи загадки. Использование загадок при ознакомлении с новым словом ценно еще и тем, что в тексте загадки раскрывается лексическое значение слова-отгадки, его признаки, связь с другими частями речи, роль в предложении.

  • Загадки наших фамилий 2010

    Автор: Гребенёва Валентина Михайловна

    Фамилия – это живая история. Информация, даваемая фамилиями, весьма широка: это и топонимика, и маршруты миграции населения, и сведения об исчезнувших профессиях, история труда и быта страны, история языка.


  • Загадки русской души (на страницах литературы) 2012

    Автор: Крившенко Лариса Григорьевна

    В статье представлены размышления автора о загадках русской души, раскрываемой в произведениях литературы. Приведены словарные статьи понятия "душа", пословицы и поговорки о душе.

  • Загадочная филология 2012

    Автор: Митрофанова Любовь Петровна

    Конкурс-игра предназначена для учащихся 8-х классов. В игре принимают участие три команды (из разных классов). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Вопрос, на который команда не может ответить, переходит к противникам. Самая эрудированная команда получит памятный приз. Командам предложены вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения.