Русский язык
-
"Древнерусская азбука: послание к славянам" 2009
На уроке дети делятся на группы. Каждая группа исследует определённый текст и через некоторое время предоставляет свой вариант расшифровки.
-
Дробные числительные 2012
Цель урока: закрепить знания о количественных числительных; тренировать в склонении количественных числительных; развивать умение находить главные и второстепенные члены предложения; знакомить с дробными числительными по сказке "Белоснежка и семь гномов".
-
Дружим с союзами. 7-й класс 2011
Урок должен показать, насколько эффективно учащиеся отработали практические навыки, умеют распознавать союзы разных разрядов, правильно писать, различать союзы и созвучные местоимения и наречия, уместно употреблять союзы, использовать их в художественных и публицистических текстах. На уроке используется ИКТ, интерактивная доска.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках гуманитарного профиля 2003
Методическое приложение и разработка уроков литературы и русского языка являются небольшой частью цикла "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках гуманитарного профиля", который основывается на анализе высокохудожественных текстов с духовно-нравственной проблематикой, изучаемых на уроках литературы в каждом классе.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка 2009
Это занятие - возможность акцентировать внимание учащихся на доброте как важнейшей человеческой ценности. Учащиеся учатся отбирать нужные аргументы при написании сочинения-рассуждения. На уроке проводится анализ текстов, параллельное повторение орфографии и пунктуации, закрепляется умение работать со словарем, используется презентация Microsoft PowerPoint.
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы 2012
Уроки литературы побуждают вести диалог о непростых проблемах нашей жизни, сложной судьбе героев произведений, бездуховности, утрате нравственных идеалов, добре и зле, роли семьи в воспитании человека. На уроках русского языка необходимо анализировать тексты, несущие информацию и влияющие на понимание нравственных ценностей в жизни.
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка. Глагол как часть речи. 5-й класс 2011
При изучении тем стараюсь подбирать материал для урока по определенной нравственной теме: взаимоотношение поколений, родители и дети, человек и богатство, любовь, дружба. Прозаические и поэтические тексты трогают детей до глубины души. Подобная работа даст свой результат не сразу, а с годами: ученики смогут подняться на более высокие нравственные позиции.
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся через исследовательскую работу по этимологии 2009
В статье идёт разговор об организации научно-исследовательской работы по русскому языку во внеурочное время. Такая форма работы воспитывает у учащихся не только любовь к родному языку, но и бережное отношение к культуре предков, Родине.
-
Духовно-нравственный аспект в обучении на уроках русского языка Пунктуация. Повторение. 7-й класс 2015
Цель урока: повторение и систематизация знаний учащихся; развитие умения анализировать материал, последовательно излагать свои мысли, пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, объяснять смысл пословиц, определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; воспитывать патриотизм, любовь к русскому языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
-
Духовно-патриотическое воспитание на уроках русского языка и чтения 2012
На уроках русского языка и чтения автор воспитывает в своих учениках духовно-патриотические чувства. В уроки включаются упражнения, которые знакомят младших школьников с государственной символикой России. В статье предлагаются упражнения, которые расширяют знания и представления о государственной символике России, знакомят с историческими памятниками российского государства.
-
"Душа обязана трудиться…" Подготовка старшеклассников к монологу с опорой на прочитанный текст 2012
Обучение русскому языку в старшей школе формирует духовный мир учащихся, мировоззренческие представления, общечеловеческие ценностные ориентиры; развивает умение выражать свои чувства по отношению к различным явлениям, морально-этическим, эстетическим, общественным проблемам. Занятие готовит старшеклассников к высказыванию на нравственную тему.
-
Дюма на Кавказе 2022
Прошлым летом я просмотрела фильм «Три мушкетера» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Сюжет фильма основан на всемирно известном романе Дюма "Три мушкетёра". Действие фильма происходит во Франции XVII века. Герои фильма оказываются втянутыми в придворные интриги, противостояние с могущественным кардиналом Ришелье, в котором демонстрируют ловкость, смелость, взаимовыручку и пренебрежение опасностями ради славы. Фильм пронизывает романтика подвига и дружбы. Фильм настолько захватил меня, что я решила прочитать роман великого Александра Дюма «Три мушкетера». Поделившись своими впечатлениями со своим учителем, я с удивлением узнала от неё, что, оказывается, Дюма в свое время посетил Россию, и, более того, побывал на Кавказе. Факт пребывания А.Дюма на Кавказе заинтересовал меня еще больше. Так я начала собирать материал, изучая научные работы о Дюма и пользуясь интернет-ресурсами.
-
Е.Евтушенко. "Я сибирской породы" 2012
Поэзия Е.Евтушенко – это поэзия социально активного действия. Понятия неправды и правды – фундаментальные опоры гражданской позиции поэта. Он безбоязненно вступается за преследуемых талантов, в защиту свободы творчества, прав человека.
-
ЕГЭ по русскому языку. Часть С: структура и компоненты сочинения-рассуждения 2014
Система презентаций выстроена по единой схеме: знакомство с критерием проверки сочинения, теоретические сведения по теме презентации, типичные ошибки, клише, образцы выполнения задания, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ, источники. Проект рассчитан на учащихся 10–11-х классов, но целесообразно использование презентаций или их фрагментов в 8−9-х классах, так как они содержат систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения.
-
ЕГЭ по русскому языку: подготовка к части "С" 2018
Что же оценивается в работе? Насколько адекватно, глубоко и полно понят смысл прочитанного текста (К1-К4); способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте (К1); можете ли ясно и убедительно изложить свою позицию и, если она не совпадает с авторской, способны ли вежливо, корректно отстаивать свою точку зрения (К3, К4, К5, К11); хороша ли ваша речь (К-6, К-10); умеете ли вы излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации (К7-К10).
-
ЕГЭ: подготовка к части С. Речевое оформление текста 2013
Планируя уроки по подготовке учащихся к сочинению (часть С), необходимо создавать условия для формирования умения самостоятельно находить речевые ошибки в тексте, вырабатывать умение исправлять их, не допускать в своей работе. Занятия подобного плана позволяют актуализировать, упорядочить и расширить знания учащихся по выполнению анализа текста на лингвистическую тему. Такие уроки помогают создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
-
ЕГЭ: проблемы и возможности 2013
Неспособность выпускников самостоятельно мыслить - следствие "натаскивания" на ЕГЭ, беспочвенны. ЕГЭ лишь выявляет эту неспособность, показывая, что выпускник не имеет хорошей школы в работе с информацией. Существуют упражнения, которые приучают ученика следить за ходом мысли, постоянно "ощущать эту мысль в ее словесном воплощении". Подготовка ученика к ЕГЭ в таком случае становится не "натаскиванием", а работой, полезной для его последующего образования.
-
Единство обучения и воспитания на уроках русского языка 2011
Решение проблемы единства обучения и воспитания зависит от умения учителя слить в единый процесс воспитание и обучение на каждом уроке. И если при обучении русскому языку руководством для учителя являются программа и учебник, то решение воспитательных задач открывает необозримое поле деятельности для творчески работающего учителя. Ведь характер этой работы меняется в зависимости от подбора учащихся в классе, возраста учеников, их индивидуальных особенностей, специфики семейных условий и др.
-
Ежели вы вежливы… 2012
Педагог должен понимать, что нельзя всех детей считать одинаковыми, то есть работать в режиме внеличностной парадигмы образования. Поэтому учитель должен стремиться наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого учащегося, развить его неповторимую индивидуальность. Это возможно при использовании личностно ориентированного подхода в обучении, когда педагог прилагает все усилия для развития у ребенка уникальных личностных качеств.
-
Есть на Земле замечательный город (подготовка к домашнему сочинению в 7-м классе) 2008
Сочинения на публицистическую тему - ценнейший вид упражнений в развитии ума и речи, и начинать их надо как можно раньше. Область детского творчества может быть различна. Здесь прежде всего - личные переживания детей в самом широком смысле слова.
-
«Есть речи – значенье темно иль ничтожно, но…» (ФГОС и ЕГЭ: проектная работа на уроке – кластер) 2015
В статье рассматривается метапредметная проектная работа с кластером – способ обработки информации, подготовки учащихся к заданиям 1 и 24 ЕГЭ по русскому языку. Методику можно использовать на любом предмете. В статье приводятся примеры работы с кластером на уроках русского языка и литературы.
-
"Есть словко – как мед сладко, и есть словко – как полынь горько" 2009
Задачи нравственного становления личности ученика должны стоять на первом месте на уроках гуманитарного цикла, так как ценность человека определяется не суммой усвоенных им знаний, а его нравственной самостоятельностью. Для развития этих «более важных качеств» на уроках русского языка нужно работать над важнейшими нравственными понятиями, ставить и решать морально-этические проблемы.
-
Еще один способ научить нашего школьника понимать текст, или метод аудирования на уроках русского языка 2009
Предлагаемая методика помогает развивать у учащихся умение слушать и понимать текст на слух. В ходе обсуждения слышанного учитель предлагает перефразированные варианты звучавшего текста, тем самым, давая ученикам образцы возможного свертывания текста, сокращения его объема за счет емкости фразы. Таким образом, работа по аудированию может иметь целью не только приобретения навыков понимания текста на слух, но и служить подготовительным моментом к изложению услышанного. Работа такого рода готовит школьников не только к итоговой аттестации в 9-х классах, но и помогает в 5–8-х классах успешно писать как сжатые, так и подробные изложения.
-
Еще раз о подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-эссе 2014
Выпускники встречаются с множеством проблем при подготовке к написанию наиболее сложной и важной части экзаменационной работы по русскому языку (часть 3). Основная задача учителя – научить писать учеников сочинение-эссе так, чтобы они не только поняли структуру этого вида письменной работы, но и «перебороли свой страх» перед заданием С1.
-
"…Жалел о трудах им начатых и не оконченных…" (О работе А.С. Пушкина над переводом "Слова о полку Игореве") 2003
Данный материал представляет определенную познавательную ценность как для преподавателей со стажем, так и для молодых любителей русской словесности. Рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации на уроках или факультативных занятиях по литературе.
-
Жанры публицистического стиля. Репортаж-повествование 2008
Данный урок – ролевой проект. Форма урока – работа в группах. Велик объем предварительной работы: учащиеся в группах готовят видеосъемку (операторы), текст репортажа (репортеры), редактируют репортаж (редакторы), готовят презентацию (вся группа). Жаль, в конспекте урока нельзя передать те страсти, которые бушевали на пресс-конференции во время обсуждения репортажей!
-
"Жаргонизмы и общеупотребительные слова" (методическая разработка урока русского языка в 6-м классе) 2008
Цель урока: закрепить умение различать общеупотребительную лексику и необщеупотребительную; узнать новое понятие – «жаргонизм», научиться отличать жаргонизмы от других слов. Р/р творческий диктант.
-
Живая речь. Заседание исследовательского лингвистического общества. Исследование на краеведческом языковом материале 2009
Исследование посвящено анализу устной речи на основе работы с "Толковым словарём живого великорусского языка" В.И. Даля. В ходе исследования обучающиеся решают "загадку" о месте рождения человека, который повествует о своём детстве. Предполагает использование интерактивной доски и электронной версии словаря.
-
"Живое слово". Творческое исследование тайны художественного слова 2011
У каждого слова есть своя тайна. Слово живёт своей загадочной интересной жизнью. Слово - живое. Учащиеся изучают тайны слова - проводят творческое исследование слова, знакомятся с основными разделами языкознания, что способствует приобщению детей к миру слов, привитию бережного отношения к языку, развитию связной речи учащихся.
-
"Жизнь слов в русском языке (историзмы, архаизмы, неологизмы)". 5-й класс 2014
Урок русского языка развивает критическое мышление. В ходе урока учащиеся познакомятся со «старыми» и «новыми» словами, богатством родной речи. Самостоятельный подход, поисковый метод, применяемый на уроке, систематизирует знания, обогащает словарный запас, речь и мышление учащихся.