Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • "За словом в карман…" (Из опыта сотрудничества учителей русского языка и литературы г. Саянска с региональным еженедельником "Новые горизонты") 2011

    Автор: Чумакова Елена Николаевна

    Дежурные по рубрике отвечают на вопросы читателей, публикуют свои наблюдения за языковыми явлениями, следят за соблюдением норм русского языка в общественных местах города, печатают интересные материалы о происхождении слов, о значении слов и выражений – все то, что способствует популяризации грамотного и красивого русского языка.

  • Загадка – не только для ума зарядка 2011

    Автор: Пожилинкина Татьяна Ивановна

    В работе показано, как при "подаче" нового слова для запоминания очень важно заинтересовать учащихся. Повысить познавательный стимул можно при помощи загадки. Использование загадок при ознакомлении с новым словом ценно еще и тем, что в тексте загадки раскрывается лексическое значение слова-отгадки, его признаки, связь с другими частями речи, роль в предложении.

  • Загадки наших фамилий 2010

    Автор: Гребенёва Валентина Михайловна

    Фамилия – это живая история. Информация, даваемая фамилиями, весьма широка: это и топонимика, и маршруты миграции населения, и сведения об исчезнувших профессиях, история труда и быта страны, история языка.

  • Загадки русской души (на страницах литературы) 2012

    Автор: Крившенко Лариса Григорьевна

    В статье представлены размышления автора о загадках русской души, раскрываемой в произведениях литературы. Приведены словарные статьи понятия "душа", пословицы и поговорки о душе.

  • Загадочная филология 2012

    Автор: Митрофанова Любовь Петровна

    Конкурс-игра предназначена для учащихся 8-х классов. В игре принимают участие три команды (из разных классов). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Вопрос, на который команда не может ответить, переходит к противникам. Самая эрудированная команда получит памятный приз. Командам предложены вопросы из области грамматики, языкознания, литературы и литературоведения.

  • Задание 7 ЕГЭ по русскому языку 2015

    Автор: Бойченко Эмилия Владимировна

    Представлен комплект заданий по русскому языку для подготовки к ЕГЭ.

  • Задание 8 ЕГЭ. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления 2024

    Автор: Панчук Вита Николаевна

    Представлена презентация по теме "Синтаксические нормы: нормы согласования и управления".

    ЕГЭ по русскому языку


  • Задания в формате ОГЭ на материале текста для Тотального диктанта (2023). Экология по Арсеньеву 2023

    Автор: Бусел Анастасия Вениаминовна

    В работе проводится рассмотрение задания в формате ОГЭ на материале текста для Тотального диктанта (2023). Экология по Арсеньеву

  • Задания на проверку осознанного чтения 2023

    Автор: Гладышенко Ольга Владимировна

    В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования появилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько практических знаний, умений, навыков. Выяснилось, что предметные знания обязательно должны сочетаться с практическими умениями и навыками и что перед овладением каждым знанием необходимо обязательно мотивировать учащихся. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Формировать данные общеучебные умения призваны компетентностно-ориентированные задания – это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Поэтому учитель вынужден постоянно создавать такие задания самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию несколько компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование осознанного чтения у учащихся.

  • Задания повышенной трудности на уроках русского языка в 10-11-м классах. Готовимся к ЕГЭ 2009

    Автор: Магулян Тамара Яковлевна

    С помощью тестов для подготовки к ЕГЭ, учащиеся смогут проконтролировать себя, оценить реально свои знания, обнаружить слабые места в своей подготовке по русскому языку и вовремя устранить их. Предлагаемые задания могут быть использованы в течение всего учебного года.

  • Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 10-й класс 2015

    Автор: Орлова Татьяна Николаевна

    Задания олимпиады для 10-го класса охватывают все разделы русского языка: орфоэпию, орфографию, лексику, морфологию, синтаксис. Имеются задания как базового, так и повышенного уровня подготовки. Сделан акцент на знание истории языка и умение работать с речевыми ошибками.

  • Задача "Человек: хозяин или часть природы?" 2013

    Автор: Волкова Татьяна Васильевна

    При подготовке к ГИА и ЕГЭ в 9-х, 10-х, 11-х классах на всех ступенях образования учащийся должен уметь работать с текстом: понимать, анализировать, сравнивать и сопоставлять, создавать творческие работы. Позиционная задача поможет при подготовке к итоговой аттестации.

  • Задачный подход на уроке русского языка. 2-й класс 2018

    Автор: Кимайкина Наталья Валерьевна

    Цели урока: усвоить, что в русском языке все слова принадлежат к какой-либо части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол); формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению и давать характеристику изучаемым частям речи; приводить примеры разных частей речи; развитие умения составлять предложения, писать под диктовку слова и предложения по правилам орфографии; расширение словарного запаса учащихся.

  • Заимствование как аспект фразеологической неологизации в современном русском языке 2020

    Автор: Кокоева Инна Вячеславовна

    Изучение заимствованной лексики стало одним из значимых явлений для современного русского языка. Это обусловлено тем, что заимствование влечет за собой изменения, которые затрагивают все уровни системы: фонетический, словообразовательный, морфологический и др.; кроме того оно влияет на коммуникативное сознание носителей языка, изменяет основы национальной ментальности.


  • Заимствования в русском и английском языках 2016

    Авторы: Пономарева Диана Алексеевна, Чуйкина Елена Валериевна

    Заимствования - тема, требующая от преподавателя осведомленности об интересах студентов. Актуальность темы обусловлена тем, что обучающиеся часто используют заимствования из английского языка. В ходе занятия применялись технологии: игровые, сотрудничества, аналитической дискуссии. На занятии учитывались возрастные и психологические особенности подростков. Для студентов создавалась ситуация успеха, возможность выразить свои мысли, что способствовало повышению познавательного интереса к обучению.

  • Заимствования как языковое явление на итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе 2020

    Авторы: Ксензова Евгения Владимировна, Марфина Валерия Алексеевна

    Стимулом к разговору, по результатам которого была написана данная статья, стало проведение апробации Итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах, являющееся допуском к ОГЭ. Апробация проводилась на материалах итогового собеседования (ИС) 2019 года в нашей школе, а мы участвовали в ней в роли экзаменаторов-собеседников и экзаменатора-эксперта. Мы – это учитель русского языка Валерия Марфина и учитель английского языка Евгения Ксензова (ГБОУ «Школа 627», УК-4 «Вальдорфская школа им. А.Пинского»). В одном из заданий, которое стало отправной точкой наших филологических дискуссий, участнику экзамена предстояло ответить на следующий вопрос экзаменатора-собеседника: «Вы читаете журнал в электронном или бумажном формате?» [1]. Отвечая на вопрос, ученики в качестве синонима слову «электронный» употребляли слово «онлайн». В процессе проверки возник вопрос об употреблении учащимися заимствований в их ответах.

  • Заимствованная лексика из якутского языка в русской речи населения РС(Я) 2014

    Автор: Перевалова Вероника Семеновна

    Наши исследования показали, что не только русский язык оказал огромное влияние на язык коренного народа РС(Я), обогатив его новыми словами, но и сам русский язык подвергся определенному воздействию якутского языка в области лексики. Данное исследование показало необходимость изучения в школах города якутского языка, что позволит детям, говорящим на русском языке, лучше узнать не только язык, но и культуру и традиции коренного народа РС(Я).

  • Заимствованные слова 2008

    Автор: Латушкина Наталия Вячеславовна

    Урок проводится в 6-м классе во время изучения темы "Лексика". Но элементы из предлагаемого мною урока можно использовать в I полугодии 10-го класса, когда повторяются разделы языкознания. На уроке используется технология сопоставительного анализа (русский язык и европейские языки), организуется дискуссия, проводится параллельное повторение стилистики, закрепляется умение работать со словарем.

  • Заимствованные слова 2011

    Автор: Зайцева Людмила Ивановна

    Урок русского языка в 6-м классе по комплексной технологии: блочная подача нового материала и поэлементная (мелкопорционная) отработка умений и навыков при закреплении. На уроке используются познавательные методы: эвристическая беседа и лекция, способ познания – индуктивно-дедуктивный на основе коммуникативно-организованного дидактического материала из словарей.

  • Заключительный урок по творчеству И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс 2007

    Автор: Шукалович Екатерина Петровна

    Проверка знания учащимися басен И.А. Крылова. Повторение жанровых особенностей басен. Развитие умения понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недостатки. Развитие творческих способностей учащихся.

  • Заключительный урок по теме "Наречие" в 7-м классе "Путешествие на необитаемый остров" 2011

    Автор: Положенцева Ирина Анатольевна

    Учащиеся вводятся в игровую ситуацию: им предлагается побывать на необитаемом острове. Игровые технологии позволяют раскрывать способности учащихся; дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников; развивать коммуникативные навыки учащихся; обеспечивать свободный обмен мнениями; организовывать процесс обучения в форме состязания; вовлекать всех учащихся в учебный процесс.


  • Заключительный урок русского языка в 11-м классе по теме; "Я в мире… Мир во мне…" 2008

    Автор: Кудинова Людмила Евгеньевна

    Почему последний урок в 11-м классе по русскому языку проведен по теме "Я в мире... Мир во мне"? Во-первых, потому, чтобы этот последний нетрадиционный урок запомнился выпускникам, во-вторых, потому, что в новых образовательных стандартах подчеркивается: "Сегодня главный результат не предложный, а личностный. Важным оказываются те компетенции и компетентности, которые должны обеспечить успешность дальнейшей жизни ребенка. Способность человека к саморазвитию, формированию своей самостоятельной траектории". Результат школы оценивается не только по тому, что знает выпускник, но насколько он сформирован как личность. Значит, в данном случае составной частью стандарта неизбежно становится программа не только обучения, но и воспитания и социализации.

  • Заключительный, обобщающий урок-путешествие по русскому языку в 4-м классе 2003

    Автор: Кондратьева Ирина Николаевна

    В своем опыте работы я использую разные виды уроков. Урок - путешествие - один из интересных средств обучения, так как он формирует устойчивый интерес к учебе, снимает скованность и напряжение во время урока. И оказывает глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируется более прочные и глубокие знания. При обобщении изученного материала целесообразнее использовать игровую методику, так дети быстрее вспоминают, применяют пройденный материал. В карточке использованы тексты из прочитанных программных произведений.

  • Закрепление знаний о глаголе. 4-й класс 2009

    Автор: Рагозина Светлана Владимировна

    Целью и задачами урока являются закрепление знаний о глаголе как части речи; развитие творческих способностей, кругозора, мышления, внимания; способствовать сохранению и укреплению здоровья через физ.минутку, отдых, релаксацию.

  • Закрепление знаний о правописании разделительного твердого знака 2011

    Автор: Чистякова Нина Григорьевна

    Заключительный урок русского языка в 3-м классе разработан по программе «Школа России». Урок построен в форме игры «Покорение вершины». Все задания помогают лучше усвоить правило на правописание разделительного твердого знака. На уроке формируются УУД: развитие внимания, памяти, мышления, умения работать с предложенными упражнениями через групповую работу, воспитание взаимоуважения, интереса к предмету.

  • Закрепление знаний по морфемике и словообразованию. 6-й класс 2015

    Автор: Лизунова Ольга Александровна

    Цель урока - закрепить и обобщить знания о морфемном составе слова, о способах образования слов, отработать умение выполнять морфемный и словообразовательный разборы, повторить знания о правописании чередующихся гласных в корне, о чередовании согласных в корне, о средствах выразительности речи художественного текста, расширить знания о неморфемных способах словообразования.

  • Закрепление знаний учащихся о роли суффиксов в нашей речи 2014

    Автор: Насекина Олеся Алексеевна

    Урок проводится во 2-м классе по ОС «Школа-2100». Закрепляет изученный материал по теме «Суффикс». Работа проводится в группах и фронтально. Урок представлен в форме путешествия по стране частей слова. Дети, преодолевая препятствия, тренируются в словообразовании при помощи суффиксов, совершенствуют умение работать в группе и с интерактивной доской.

  • Закрепление знаний учащихся по русскому языку в подготовке к ЕГЭ в 10–11-х классах на основе многоаспектного анализа текста 2013

    Автор: Кудинова Лариса Викторовна

    Многоаспектный анализ текста поможет учителю и выпускникам отработать на уроке или элективном занятии объемный материал в соответствии с заданиями ЕГЭ. Задания можно дифференцировать, учитывая степень подготовки учеников в классе, использовать материал в качестве проверочной работы.


  • Закрепление и повторение темы "Сложноподчиненное предложение" 2009

    Автор: Гаптелбарова Диляра Магсумовна

    Урок позволяет закрепить знания обучающихся о сложноподчиненном предложении на основе произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  • Закрепление и совершенствование навыков правописания самостоятельных частей речи 2011

    Автор: Тарновская Элла Анатольевна

    На уроке обобщаются и систематизируются знания по орфографии, выполняются задания на выработку обобщенных умений, формулируются выводы по изученному материалу. Достижению результата способствуют формы работы (фронтальный опрос, индивидуальная работа, коллективная работа) и приемы работы (распределительный диктант, комплексный анализ текста). В ходе урока акцентируется внимание на связь фонетики, морфемики и морфологии с орфографией. Отрабатывается умение определять все виды изученных орфограмм.