Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


Человек – это Храм, сердце – Алтарь!

“Зорко одно лишь сердце”, – эти слова Экзюпери стали для меня чем-то вроде заповеди, определяющей смысл всей моей педагогической деятельности. Главное открывается сердцу, так как путь освоения духовных ценностей лежит через переживания, эмоциональный опыт.

Свято верю в то, что в образовании надо культивировать нравственность строить педагогический процесс так, чтобы он стимулировал стремление человека жить по-человечески.

Мне очень дороги слова Януша Корчака, и я обязательно говорю их своим ученикам:

“Мы не даем вам Бога, ибо каждый из вас должен сам найти его в своей душе.
Не даем Родину, ибо ее вы должны обрести трудом своего сердца и ума.
Не даем любви к человеку, ибо нет любви без прощения, а прощение есть тяжкий труд, и каждый должен взять его на себя.
Но мы даем стремление к жизни по правде и справедливости.
И, может быть, это стремление приведет вас к Богу, Родине, любви”.

В этих мудрых словах выражена наивысшая цель ежедневной встречи с детьми.

Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему почаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А “Книга”, – по словам А Герцена,– это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющемуся на отдых человеку, заступающему на его место”.

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейший материал для воспитания юных сердец. Уже в 5-м классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость себялюбие, лень, праздность. Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.

Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом “Юшка”: “Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…” Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.

Завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира “Ромео и Джульетта”, призывает быть милосердным повесть В.Железникова “Чучело” и др.

Также на уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.

Особое место среди всех источников занимает Новый Завет. Итак, анализируем с подростками сущность такого явления, как “ЛЮБОВЬ”.

Предлагается работа с карточками.

Задание. (Прочитать текст, подчеркнуть слова, которые относятся к слову “любовь”.)

“Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.
Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.
Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит.
Любовь никогда не уходит”.

Другой вариант работы по определению понятий.

1. Написать на доске слово “ЛЮБОВЬ” и попросить у детей дать по одному определению этого слова, т.е. подобрать имена прилагательные (нежная, светлая, волшебная…)

2. Назвать по одному имени существительному, которое связано с этим понятием (мама, природа, свет…)

3. Назвать по одному глаголу, ответив на вопрос: “Каково действие любви?” (Заботится, окрыляет, приносит счастье…)

Затем все задания обсуждаются, анализируются и выносится общее определение слову “любовь”.

При прохождении тем “Синонимы”, “Антонимы” подходит прием , позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например, сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность , сердечность сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.

Значение приемов нравственной активизации личности, в основе которых лежит запись своих мыслей в письменной форме, нельзя недооценивать. Как бы хороши ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение духовно-нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, безмолвным собеседником, которому он поверяет свои мысли и чувства.

К такому заданию можно относит незаконченное предложение, чтобы обучающийся попробовал проецировать на поведение другого человека сой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации. Например, продолжите предложения:

– В классе был мальчик, которого почему – то не любили, мне…
– Я могу показать незнакомым людям, что отношусь к ним с уважением. Я…

Написание письма самому себе, какому-либо персонажу, герою или автору любимого произведения, значимому для человека создает ситуацию самораскрытия, внутреннего очищения, которая ведет к изменению сознания человека.

Выдержки из сочинений обучающихся 10 класса.

“Довольно долго говорилось людям: боритесь, повышайте, добивайтесь.
И слишком мало: любите друг друга, будьте великодушнее, жалейте друг друга, сострадайте друг другу…” (Сатаева А.)

“Если мы хотим в будущем пожинать доброту, то давайте разбудим друг в друге те чувства, которые делают человеческое сердце умным и добрым, чутким и отзывчивым, приобщимся ко всему прекрасному, что есть на Земле, поможем увидеть и понять эту красоту, научимся смотреть вокруг себя добрыми человеческими глазами, жить с чистой душой.” (Макарова Г.)

“Настоящая доброта не горда и не кичлива, она смиренна и кротка, она не слишком рассуждает, не исчисляет прибытков и убытков, не мелочится, она исходит не от рассудка, а от души и сердца, она есть порождение любви” (Митенев А.)

“Я верю, что в жизни есть место Прекрасному, в жизни есть место Доброте и Пониманию, только надо уметь слышать Неслышимое, видеть Невидимое, да, наверное, надо просто оставаться Человеком” (Ивашин А.)

Специфика нашей работы такова , что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.

Но если после наших уроков обучающиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполнимой.