"Древнерусская азбука: послание к славянам"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Создать условия для интерпретации учащимися текста древнерусской азбуки;
  • Способствовать развитию умения использовать научные методы познания (сравнение, анализ);
  • Содействовать развитию умения работать в группах;
  • Способствовать формированию национального самосознания и гордости за своё наследие.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма: урок-исследование.

Оборудование урока:

  • Текст древнерусской азбуки на каждого ученика;
  • Алгоритм деятельности на каждый стол;
  • Чистые листы формата А4 на каждый стол;
  • 4 маркера;
  • На ватмане на доске текст древнерусской азбуки.

Ход урока

1. Добрый день, ребята!

Приятно видеть вас на занятии, хочется, чтобы вам было комфортно, давайте подарим друг другу улыбки и почувствуем руку товарища, который придёт на помощь, когда мы в ней нуждаемся.

Спасибо. Пусть плохое настроение и проблемы останутся за дверью, а мы с вами погрузимся в таинственный мир Древней Руси.

Тема нашего урока “Древнерусская азбука: послание к славянам”

Подумайте и скажите какого результата на сегодняшнем занятии хотел бы достичь каждый из вас?

А какие цели вы поставите для ваших групп? (корректировка и уточнение целей)

2. Наверное, нет человека, который бы ничего не знал о древнерусской азбуке. А что знаете о ней вы? (Ответы учащихся)

3. Русская азбука – явление уникальное среди всех известных способов буквенного письма.

Как вы думаете, в чём её уникальность? (Ответы учащихся)

Помимо того, что в азбуке воплощён принцип однозначности: один звук – одна буква, в азбуке, и только в ней, есть содержание. Каждая буква имела смысловое значение. За окном 21 век, а тайнопись древнерусской азбуки до конца не расшифрована, хотя работа над ней ведётся и по сей день.

В азбуке заложен определённый тайный код. Существует предположение, что в азбуке зашифровано некое послание к славянам. Так ли это я пока не могу сказать и предлагаю вам выступить в роли исследователей и попытаться расшифровать послание, или опровергнуть эту гипотезу и доказать, что послания не существует.

3.1. Перед вами на столах лежат тексты азбуки, вы коллективно исследуете текст, обсудите и окончательный вариант, если получится, вы напишите на листах. Представитель вашей группы, вывесит его на доске, представит его и расскажет, как вы решили проблему расшифровки. Поможет вам алгоритм деятельности и словари, которые лежат у вас на столах. На исследование вам 15 минут. Удачи, у вас всё получится.

3.2. Помощь в достраивании образовательного продукта.

3.3. Итак, время вышло. Сейчас каждая группа представит свой вариант послания и расскажет какими путями они решали проблему расшифровки. Остальные группы слушают внимательно и , если в ходе представления возникнут вопросы, по окончании выступления вы можете их задать. (Презентация посланий)

3.4. Ребята, послания у всех оказались разные, и я хочу представить вам ещё один вариант. Это один из существующих вариантов расшифровки.

(Ввод культурно-исторического аналога)

Сравните эти варианты и определите, какой вам ближе и объясните почему. (Варианты ответов)

Может быть, мы перевели не совсем точно, но главное смысл мы передали.

Ребята, как вы думаете, может нам как-то помочь знание смысла азбуки в дальнейшем изучении литературы? (Ответы учащихся)

В древнерусской азбуке заложены основные вопросы, которые волновали русских писателей: тяга русского человека к высокому, светлому идеалу; чувство отвращения к “свинцовым мерзостям жизни”; осознание человеком своего места и пути в жизни; что есть добро и что есть зло в этом мире. Как мы видим и в азбуке и в русской литературе огромное внимание уделено нравственным вопросам, духовному росту человека.

4. Ребята, наше занятие подходит к концу. Вы продуктивно поработали, каждый внёс свой вклад в создание коллективного перевода. Порадовало ваше желание и умение искать разные пути решения проблемы, умение слушать друг друга и сотрудничать.

5. В заключении давайте посмотрим назад и ответим на вопросы:

  • Как я себя чувствовал?
  • С каким настроением работал?
  • Комфортно ли было работать в группе?
  • Достигли ли целее занятия?

(Высказывания учащихся)

Приложение.