Духовно-нравственное воспитание на уроках гуманитарного профиля

Разделы: Русский язык, Литература


Урок литературы “Святые Борис и Глеб – великомученики земли Русской”

Оборудование:

  • репродукция картины С. Симакова “Борис и Глеб”,
  • репродукция иконы Св. Борис и Глеб, магнитофонная запись духовной музыки (органный концерт И. Баха).
Не губить пришли мы в мире,
А любить и верить…

С. Есенин

Цель урока: ознакомить учащихся с жизнью и подвигом первых русских святых Бориса и Глеба

Задачи:

  • Способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся при работе с текстом “Сказания о Борисе и Глебе”;
  • Продолжить работу по овладению навыками литературоведческого анализа художественного текста;
  • Отрабатывать навыки выразительного чтения художественного текста.

1. Вступительное слово учителя

Мы продолжаем работу с древнерусской литературой, в которой отражается духовная сила русского народа, его мощь, мысли и чувства. И сегодня мы в очередной раз в этом убедимся.

Вдумайтесь в тему нашего урока, еще раз прочтите эпиграф. Итак, мы начинаем разговор о Борисе и Глебе.

2. Беседа с классом

(Предварительно учащимся было дано задание ознакомиться с произведениями о Борисе и Глебе.)

Примерные вопросы:

  • Кто такие Борис и Глеб?
  • В каких древнерусских произведениях мы встречаемся с этими великомучениками?
  • Что представляют собой эти древнерусские памятники?
  • Какое из прочитанных произведений показалось вам наиболее ярким?
  • Какие места в тексте привлекли ваше внимание? Почему?

(В ходе беседы выясняется, что большинство учащихся отмечает “Сказание о Борисе и Глебе”.)

3. Работа с текстом “Сказания…”

  • Чтение и анализ сцен убийства Бориса и Глеба.
  • Как ведут себя герои в данных ситуациях? Что особенно поражает вас в их поведении?
    (Непротивление злу насилием, терпение, смерть за веру.)
  • Почему же эти герои не борются за свои жизни? Откуда у них берутся терпение и сила?
  • Чей путь и подвиг повторяют Борис и Глеб?
    (Жертва своей жизнью во имя других. Подвиг Иисуса Христа.)
  • К чему стремятся Борис и Глеб?
  • Князь Ярослав (впоследствии Мудрый) назвал их святыми защитниками Руси. Как вы думаете почему?
  • Легко ли было Борису и Глебу умирать? Как это отражено в “Сказании…”?
  • О чем переживает Борис? Почему он отказывается стать великим князем? Почему Глеб не стал прятаться, когда Ярослав сумел предупредить его? Как умирает несчастный юноша?
  • Какие чувства пробуждают у убийц Борис и Глеб? Почему их называют великомучениками?
  • Что ожидает убийц? Какое прозвище получил Святополк?
  • Какова идея этого произведения? (Показать силу духа человека).
  • Чему учит оно нас?

4. Обобщение изученного материала

Где в наше время можно встретиться с именами святых? (Церковь, литература, живопись)

Слово учителя

Это произведение было создано в XII веке. И через всю древнерусскую литературу идет тема Бориса и Глеба. В тяжелые моменты жизни люди обращаются к ним, и они всегда приходят на помощь. Святые символизировали дух русского войска в величайших битвах русской истории. (Например, Куликовская битва).

Это очень четко улавливали все последующие писатели и поэты и отражали в своих произведениях. Не остались они незамеченными и русскими писателями и художниками нашего времени.

(Один из учащихся читает наизусть стихотворение К. Бальмонта “Убийца Бориса и Глеба”).

  • Как вы думаете, сумел ли поэт передать то настроение, какое владело им в момент написания этих строк?

Но не только мастера слова посвящали свои произведения первым русским святым. Московский художник Сергей Симаков воплотил их лики на картине.

  • Как изображены святые? Что хотел сказать своей картиной художник?
  • Символом чего стали Борис и Глеб на Руси?

5. Творческая работа

Попытайтесь нарисовать сердца Бориса и Глеба, сердце Святополка.

Обсуждение рисунков. (Учащиеся объясняют, почему они так изобразили сердца героев).

В любом случае добро сильнее зла.

6. Домашнее задание.

Написать отзыв о прочитанном произведении.


Урок русского языка “Роль и употребление односоставных предложений в тексте” (6 кл.)

Цель: Систематизация и обобщение знаний учащихся об односоставном предложении.

Задачи:

  • выявить в предложенном тексте функции и роль односоставных предложений;
  • отрабатывать навыки грамотного письма на фрагменте художественного текста;
  • продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся;
  • способствовать духовно – нравственному воспитанию учащихся при работе с текстом.

Оборудование:

  • графопроектор с фрагментом текста из рассказа А.П. Чехова “Ванька”;
  • репродукция картины В.Маковского “Свидание”,
  • портрет А. П. Чехова.

Ход урока

1. Лексико-орфографическая работа

а) объяснить правописание слов, указать их лексическое значение;

б) определить источник, из которого взяты данные словосочетания;

в) указать лексическое значение слов: заутреня, (темный) образ, колодки.

Отдать в учение, к сапожнику Аляхину, в ночь под рождество, ушли к заутрене, хозяйский шкаф, пузырек с чернилами, оглянуться пугливо, темный образ, полки с колодками, лежать на скамье, прерывисто дышать, стоять на коленях.

(С текстом этого произведения учащиеся работали дома и на уроке литературы.)

2. Проверка домашнего задания

(Было дано домашнее задание опережающего характера: выписать из рассказа А.П. Чехова “Ванька” односоставные предложения, выделить в них грамматическую основу, указать их вид, мотивируя свой выбор.)

Учащиеся зачитывают свои предложения, комментируя написанное.

Учитель наблюдает за их работой, анализируя и корректируя (по необходимости) прочитанное.

Что мы знаем о главном герое данного рассказа? Чем занят Ванька в свободное время?

(Пишет письмо деду).

Обратимся к тексту этого письма.

(На экран проецируется текст).

3. Комплексный анализ текста

Комментированное письмо: учащиеся по очереди диктуют и объясняют по ходу написание слов и постановку знаков препинания, выделяя грамматическую основу предложений, указывая их вид.

Милый дедушка, Константин Макарыч!

И пишу тебе письмо (ОЛП). Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога (ОЛП). Нету у меня ни отца, ни маменьки (БЛП), только ты один у меня остался. А еды нету никакой (БЛП). Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба (НЛП). А спать мне велят в сенях (НЛП), а когда ребятенок ихний плачет, я и вовсе не сплю. Милый дедушка, возьми меня домой (ОЛП). Кланяюсь тебе в ноги и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру (ОЛП).

Примерные вопросы к тексту:

  • Что мы узнаем о Ваньке из его письма?
  • Помогает ли речь героя воссоздать нам его образ?
  • О чем свидетельствует синтаксис данного фрагмента?

(Чувствуется, что писал письмо ребенок, т.к. предложения лаконичны, односоставны: ему, видимо, не хватает словарного запаса; вероятно, он малограмотен; стиль письма подчеркивает и возраст ребенка – взрослый человек говорит иначе.)

Далее учащимся предлагается сравнить этот текст с вариантом этого же письма, но только с использованием двусоставных предложений.

Милый дедушка, Константин Макарыч!

Я пишу тебе письмо. Я поздравляю вас с рождеством и желаю всего от господа бога. Отец и маменька у меня умерли, только ты один остался. Еда отсутствует. Утром хозяева дают хлеба, в обед каши, к вечеру тоже хлеба. Спать они мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я и вовсе не сплю. Милый дедушка, ты возьми меня отсюда. Я кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, ты увези меня отсюда, а то я помру.

Примерные вопросы к тексту:

  • Можно ли сказать, что тексты одинаковы? Почему? Что изменилось?

(Исчезли все отличительные признаки, характеризующие своеобразие героя, нет изюминки, непосредственности речи, такой текст мог написать любой человек. Текст стал безликим.)

Таким образом, какую роль играют односоставные предложения в тексте? Для чего писатель использовал их в своем рассказе?

4. Творческая работа

  • Что мы узнали о жизнь детей из данного рассказа? Только ли у одного Ваньки была такая судьба?

Работа с репродукцией картины В. Маковского “Свидание”.

  • Какой эпизод запечатлен на ней? Что общего между Ванькой и героем этой картины?
  • Какие чувства испытывает мать при виде сына? Что омрачает их встречу?
  • Можно ли назвать слезы матери слезами радости? Почему?
  • Как вы думаете, что бы написал этот мальчик в письме к матери?

Составьте текст этого письма, используя материал урока, включая односоставные предложения.

5. Анализ 2-3 работ, их корректировка.

6. Домашнее задание.

Определите типы односоставных предложений из вашего текста письма.