Цели:
- Активизировать использование словарей в образовательной деятельности.
- Вырабатывать у обучающихся навыки научной работы.
- Привлечь внимание к слову как единице русской культуры.
Техническое обеспечение:
- "Толковый словарь живого великорусского языка", "Пословицы и поговорки" В.И. Даля, М. Булатов, В. Порудоминский "Собирал человек слова".
- компьютер,
- интерактивная доска
- Мультимедийные продукты:
- Электронная версия словаря В.И. Даля
- Электронная презентация (приложение 1)
Ход урока
Организационный момент. Разрешите заседание лингвистического общества считать открытым.
Объявление темы. (Интерактивная доска, далее И/д, слайд 1)Работа с эпиграфом.
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Сократ.
Слово учителя:
Наша исследовательская деятельность в этом году начинается с занятия "Живая речь". Объясните смысл фразы. Прочитайте эпиграф, слова известного древнегреческого философа Сократа. Как вы его понимаете?
Постановка проблемы.
Слово учителя:
На территории нашей необозримой России все знают русский язык, пользуются им. Но все ли говорят одинаково?
(ученики высказывают мнение, вспоминают о южных говорах, о диалектных словах, которые слышали от знакомых или видели в художественных произведениях)
Конечно, не мы первые задумались об особенностях речи русских людей. Самым известным человеком, в течение более 60 лет изучавшим живую великорусскую речь, был автор знаменитого словаря, сборника пословиц - В.И. Даль.
(И/д слайд 2, портрет)
Перед вами портрет кисти замечательного русского художника Василия Григорьевича Перова. Эта картина - своеобразное признание заслуг лексикографа перед Россией. Художнику его заказал Павел Михайлович Третьяков, чтобы сохранить для потомков облик великого лексикографа.
Каким мы видим Даля? Кратко вспомним о подвиге этого человека во имя русского слова.
(И/д слайд 2, цифры)
Определите, какое отношение имеют данные цифры к жизни В.И. Даля.
Владимир Иванович так глубоко знал язык, что по нескольким словам мог определить, откуда человек родом.
Авторы книги о Дале "Собирал человек слова" Михаил Александрович Булатов и Владимир Ильич Порудоминский рассказывают об удивительных историях, когда он демонстрировал свою уникальную способность. Один из эпизодов мы инсценировали и предлагаем общему вниманию.
Сценка.
Участвуют: Даль с собеседником, рабочий, монах с кружкой (сборщик на церковное строение)
Учитель (читает по книге): Однажды Владимир Иванович Даль с приятелем прогуливался по базарной площади.
Рабочий: (проходя мимо, поскальзывается)
Даль: (пытается поддержать его) Что с тобой?
Рабочий: Ничего, склёзко. (отходит в сторону, стоит отряхивается)
Даль: (обращаясь к собеседнику) Новгородский.
Собеседник: Помилуйте, Владимир Иванович, как вы это определили?
Даль: По говору.
Собеседник: Это невозможно! Он сказал всего два слова: "Ничего, скользко".
Даль: Нет, он сказал: "Ничего, склёзко". (Кричит рабочему) Откуда ты, братец?
Рабочий: Новгородские мы.
Даль: (подходит к монаху, опускает монеты в кружку) Какого, батюшка, монастыря?
Монах: Соловецкого, родимый.
Даль (тихо собеседнику): Ох уж этот "родимый", в любой стороне выдаст ярославца. (громко монаху) А сам не ярославский ли?
Монах: Нету-ти, родимый, я тамодий, соловецкий.
Даль: (расхохотался) Зря таишься, батюшка! Всё знаю по твоим словам! Из Ярославской губернии будешь, Ростовского уезда:
Монах: (падает в ноги Далю) Не погубите!
Собеседник Даля: Монах оказался беглым вором, переодетым.
Благодарим наших артистов.
Объяснение задачи исследования.
В Озёрный люди приезжают на жительство со всех краёв России, остаются здесь навсегда и уже наш городок считают родиной. Но особенности речи сохраняются, и чаще они проявляются, когда люди рассказывают о своём детстве. Один такой рассказ мы записали. Прослушайте его.
Я росла в большой многодетной семье. В хозяйстве были и коровы, и лошади, и овцы, а вбыль жили бедно. В радость было в лесу слебова?ть - кумани?ки поесть, на огороде ка?ликой, морковкой похру?стать. У нас морковь называли барка?н. В ход шли все овощи, даже из капустной хря?пы делали крошево для щей.
В деревне всё делали тогда сами: и лён рага?ли, и на кро?снах ткали, и горшки глиняные делали, и кузница была в соседнем селе. На покос ездили за реку. Там располагались на несколько дней, строили са?кшу, спора?нку косили, днём сушили, потом ставили стога.
Дом у нас был из двух половин: летней и зимней. В летней отец разрешил расположиться школе. Но меня учиться не пускал, хотя мне и было уже 9 лет. Надо было нянчиться с маленькими. А они как завя?ньгают, не успокоишь. Поэтому учительница учила меня после уроков потихоньку от отца.
Конечно, помогали взрослым во всём, но и играть успевали. В лапту, в прятки любили играть, под гармошку петь и плясать, а зимой натянешь дени?цы и на чу?нках с горки скатываешься в лои?ну.
Только деревенская моя жизнь недолго продолжалась. Тётя перева?дила меня и сестру в Ленинград.
Ваша задача - определить, откуда человек родом.
Главным помощником для вас будет "Словарь живого великорусского языка" В.И. Даля. Вспомним, как нужно работать со словарём.
(И/д слайд 3, словарная статья "АЛЯКИШЪ")
Объясните, что обозначают сокращения. Воспользуйтесь памяткой № 1. (приложение 2) Как называется буква на конце слова? Как произносится? (приложение 3)
Мы также располагаем электронной версией словаря. С порядком поиска слов в нём вас познакомит (один из подготовленных учеников). (И/д выведение основных окон, работа с тем же словом )
Знакомство со способом анализа слов и фиксации результатов.
Лист для обработки языкового материала (на 10-15 слов)
слово | помета | помета | помета | помета | значение слова |
вбыль | нвг. | пск. | правда, на самом деле | ||
команда | № | вывод |
Каждая группа находит в словаре необычные, незнакомые слова из текста, анализирует, в каком значении они использованы в тексте, с помощью помет в словаре определяют, в какой местности так говорят, и записывает в отчётный лист.
Заполним первую строку таблицы вместе. В тексте выделено слово. Найдите его в словаре.
По окончании работы вы делаете вывод: откуда наш герой.
Результат представитель группы записывает на интерактивной доске.
Команда №1 | Команда №3 |
Команда №2 | Команда №4 |
Самостоятельная работа в группах.
Подведение итогов исследования.
Оглашение результатов исследования.
Проверка - фильм, в котором героиня, автор рассказа, представляется и называет место, где родилась. (Текст самопредставления: Здравствуйте, меня зовут Ратникова Мария Павловна. Я родилась в деревне Наволок Валдайского района Новгородской области. В Озёрном проживаю с 1950 года.)
Прекрасное начало работы! Сегодня вы сделали собственное открытие, а значит, вас можно назвать настоящими учёными. Вам вручаются свидетельства о присвоении звания "Юный исследователь" и программа работы нашего лингвистического исследовательского общества на год.
Задание для самостоятельного исследования.
Записать рассказ кого-то из родственников, желательно более старшего возраста, живших в сельской местности, по темам:
- в какие игры играли в детстве;
- какие блюда были любимыми;
- как был устроен дом (деревенский);
- как работали их родители (в огороде, в поле, ремёсла).