ЕГЭ по русскому языку. Часть С: структура и компоненты сочинения-рассуждения

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (286 кБ)

Загрузить презентацию (172 кБ)

Загрузить презентацию (475 кБ)

Загрузить презентацию (377 кБ)

Загрузить презентацию (466 кБ)


Тип проекта
  • Образовательный
  • Практико-ориентированный
  • Среднесрочный монопроект
Цель проекта
  1. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть С.
  2. Формирование умений и навыков, необходимых для успешного написания сочинения-рассуждения.
Задачи проекта
  1. Развитие связной речи учащихся.
  2. Воспитание самостоятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении поставленной цели.
  3. Обучение анализу предложенного текста с целью написания сочинения-рассуждения по этому тексту.
Проблемные вопросы
  1. Как научиться писать сочинение и получить максимальный балл на ЕГЭ?
  2. В какой последовательности оценивается часть С экспертами?
  3. Каковы отличия работы с публицистическим текстом и текстом художественным?
Информационные источники
  1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку. – Москва: ФИПИ, 2013.
  2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по русскому языку. – Москва: ФИПИ, 2013.
  3. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году единого государственного экзамена по русскому языку. – Москва: ФИПИ, 2013.
  4. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.- Ростов-на-Дону: «Легион», 2011.
  5. Интернет-ресурсы
Оборудование
  • Компьютер
  • Проектор
Продукт Мультимедийный продукт (система презентаций)

Аннотация проекта

Проект «ЕГЭ по русскому языку. Часть С: структура и компоненты сочинения-рассуждения» представляет собой систему презентаций. Все презентации выстраиваются по единой схеме: знакомство с критерием проверки сочинения, теоретические сведения по теме презентации, типичные ошибки, клише, образцы выполнения задания, тренировочные упражнения в формате ЕГЭ, использованные источники.

Презентация №1: «Часть С: проблема. Критерий №1» (32 слайда)

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
1. Формулировка проблем исходного текста
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста 0

Обращается внимание учащихся:

*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов!

Типы заданий:

1) Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У нас есть своё место – и оно в России. Слово «уважать» подходит к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только – не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому – с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, - но только любить… Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём – со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени… (По Ю. Полякову)

  1. Проблема отношения человека к своей Родине.
  2. Проблема исторической памяти.
  3. Проблема взаимоотношений между государствами.
  4. Проблема патриотизма.

2) Отредактируйте предложения, устранив речевые и грамматические недочеты

  1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.
  2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман
  3. В тексте поднимается проблема национализма народов.
  4. Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.
  5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?

Презентация №2 «Часть С: Комментарий. Критерий №2 » (22 слайда)

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  Сформулированная экзаменуемым проблемапрокомментирована с опорой на исходный текст.
Фактических ошибок, связанных с пониманиемпроблемы исходного текста, в комментариях нет
2
Сформулированная экзаменуемым проблемаисходного текста прокомментирована, но без опорына исходный текст,
Или в комментариях допущена 1 фактическая ошибка,связанная с пониманием исходного текста
1
  Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста 0

Типы заданий:

Прочитайте текст, выделите и прокомментируйте проблему текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете использовать подсказки – материал для сочинения (даётся на слайде).

Как бы ни был увлечён человек историей, спортом или математикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.
Ведь что такое культура? Культурным мы называем всё, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок даёт кислые, сморщенные плоды, в рот не возьмёшь. Яблоня, над которой работали, даёт плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в человеке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом. А культура чувств? Культура желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и самовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, - дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, чувствами, интересами.
(По С. Соловейчику)

Презентация №3 «Часть С: позиция автора. Критерий №3 » (32 слайда)

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
3. Отражение позиции автора исходного текста
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.
1
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно,
или позиция автора исходного текста не сформулирована
0

Типы заданий:

1. Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора.
Сколько таких крикунов: «Я люблю Россию! Ужасно люблю!» Дело доходит до того, что в Думе один депутат, указывая пальцем на другого, вопит: «Он не любит Россию! Он – враг России!» И ничего, господ думцев этот эпизод не волнует, как будто так и надо.
Я Россию столько же люблю, сколько не люблю. При всём при том я привязан к России, никогда не отрекался от неё, не жалел о том, что я русский. Она – моя мать, любить собственную мать независимо от того, красивой она была женщиной или некрасивой, - это в природе человека. Это одно их главных отличий человека от животных, которые, едва став взрослыми, уже не узнают своих матерей. Недаром же у человека на много лет растягивается его детство, попечение его родителями, а в какой-то мере и обществом, государством. Государством, в котором воспитался и я, и все мои друзья, воспитался, проникся его духом, даже и не заметив – как же это произошло. Из него мне нет выхода, никогда не было, да и никогда не было ощутимой необходимости выходить, на что-то его менять. Не у него за меня – у меня за него есть чувство гордости, я чувствую себя гражданином не только России, но и всего мира.

  1. Человек прежде всего должен чувствовать себя гражданином мира, а не какого-либо государства.
  2. Любовь к родине сродни любви к родителям: мы любим свою родину, несмотря на её недостатки.
  3. Любовь к родине проявляется не в громких фразах, это чувство, заложенное в природе человека.
  4. Чувство патриотизма не исключает объективного отношения к своей стране.

2. Соотнесите формулировки проблем текста Д.С. Лихачёва из левой колонки с позицией автора, указанной справа, и запишите ответ. 

  1. Что является важнейшим качеством сформировавшейся личности?
  2. Какова истинная цель жизни?
  3. Проблема свободы личности.

А. Человек должен прежде всего стать личностью, найти своё предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или заботой о материальном благополучии.
Б. Человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не власти, а идеалам истины и добра.
В. Личность немыслима без развитого чувства собственного

Презентация №4 «Часть С: аргументация собственной позиции. Критерий №4» (43 слайда)

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
4. Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы 3
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы 2
  Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированнойим проблеме, поставленной автором текста (согласившисьили не согласившись с позицией автора), аргументировал его(привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт 1
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме,поставленной автором текста (согласившись или несогласившись с позицией автора), но не привёл аргументов,
или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например:«Я согласен / не согласен с автором»),
или мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе
0

Образец задания. Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением тезиса:

Художественная литература — это важнейший источник духовного развития личности.

Объясните свой выбор.

  1. Действительно, с самого детства в нашу жизнь входят народные сказки, стихотворения А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина. Все эти произведения учат ребёнка добру, пониманию того, что такое красота, и указывают путь к духовным высотам.
  2. Чтение художественной литературы должно быть медленным и вдумчивым. Ведь художественное произведение — это сложная система переплетённых образов и мотивов, это особый мир, отражающий авторское видение действительности. Однако проникнуть в этот мир, понять его законы может только вдумчивый читатель, чутко прислушивающийся к авторскому голосу и многоголосью героев, внимательный к художественным деталям.
  3. Правоту автора подтверждает публицистика Д.С. Лихачёва. Например, в очерке «Любите читать!» этот учёный и общественный деятель пишет о том, что книга не только развивает ум, но и совершенствует душу, пробуждает эмоции, учит нас сочувствию, сопереживанию. Особую роль Лихачёв отводит классической литературе, в которой можно найти ответы на вечные вопросы о смысле жизни, о назначении человека, о любви и многом другом, что волнует каждого из нас.

Презентация №5 «Часть С: композиция сочинения-рассуждения. Критерий №5» (24 слайда)

Критерии проверки и оценки сочинения Баллы
5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста
2
  Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО
допущена 1 логическая ошибка,
и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста
1
  В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но допущено более 1 логической ошибки и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста
0

Типы заданий:

1. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами. 5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

2. Определите способ связи предложений в тексте. Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24.

(По В.Д. Янченко)

Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова.

Возраст учащихся, на который рассчитан проект, - учащиеся 10–11 класса. Однако возможно и целесообразно использование данных презентаций или их фрагментов гораздо раньше (8-9 классы), так как они содержат систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения. Кроме того, восприятию и запоминанию материала способствует большое количество схем и таблиц. Например:

Презентации построены таким образом, что возможно их применение как на уроках, занятиях кружка или факультатива, так и в самостоятельной работе учащихся.