Цель урока: научить называть дробные числительные, уметь использовать в речи, развивать умения склонять числительные, прививать интерес к русскому языку.
Каждый день и каждый час сказать готово,
сколько вас, и я могу, имей в виду, сказать,
в котором ты ряду.
Ход урока
1. Беседа по вопросам: (можно в это время провести индивидуальную работу по карточкам)
– о какой части речи говорится?
– что вы узнали на предыдущих уроках о числительном?
– на какие две группы делятся числительные? (количественные и порядковые)
– чем отличаются простые и составные числительные? (из одного слова и из двух и более)
2. Открываем тетради, записываем число.
– какое числительное нам встретилось?
– какая орфограмма?
Словарная работа: называю пример, записывают только ответ:
– сумма чисел пяти и десяти – пятнадцать, поставить в Р.п. – пятнадцати
– произведение девяти и десяти – девяносто, Р.п. – девяноста
– разность чисел ста и тридцати – семьдесят в Д.п. – к семидесяти
– сумма чисел двухсот и трёхсот – пятьсот в Т.п. – пятьюстами
– сумма чисел тридцати и восьми – тридцать восемь в П.п. – о тридцати восьми
– к ста прибавить сто – двести в Т.п. – с двумястами
Напоминаю, что числительные от 5 до 30 склоняются как сущ. 3 склонения, а при склонении сложного числительного склоняются обе части.
– Составьте с ними предложение.
Синтаксический разбор: Занятия кружка закончились в восемнадцать часов.
3. Знакомство с новым материалом по сказке.
Записать тему и объявить цель урока: научиться записывать дробные числительные.
В дружной семье лесных гномов поселилась красавица Белоснежка. И однажды гуляя по лесу, она нашла румяное, сочное яблоко. И решила им угостить семерых братьев, т.к. очень любила их.
– что надо сделать, чтобы всех угостить и никого не обидеть?
– как разделить?
– сколько от яблока достанется каждому гному?
Читаем правило учебника.
– из скольких частей состоят дробные числительные?
– как склоняются дробные числительные?
Выполняем упражнение по учебнику тренировочное (по усмотрению учителя).
Дидактическая игра по карточкам: показываю пример с дробными числительными – записывают у доски и в тетрадях (взять из учебника по математике).
4. Это надо знать – дробные числительные могут пригодиться в жизни.
В юридической практике при разделе имущества пишутся дробные доли: сестра получает одну восьмую часть имущества, а дети по одной шестнадцатой. Или в расписках требуется указание числа прописью: я, Иванов И.И., приобрёл у Петровой Е.А. одну вторую часть земельного участка.
5. Игровые задачки:
1. У мудреца в 3-х чашах жемчуг. 1-ому сыну подарили половину жемчуга, среднему сыну – одну треть второй чаши, 3-ему сыну – одну четвертую третьей чаши. Старшей дочери – 4 жемчужины из 1-ой чаши. Средней дочери – 6 жемчужин из 2-ой чаши. Младшей – две жемчужины из 3-ей чаши. В 1-ой чаше осталось 38 жемчужин, во 2-ой – 12 жемчужин, в 3-ей – 10 жемчужин. Сколько жемчужин было в каждой чаше? (Если в 1-ой чаше осталось 38 жемчужин, а подарено 4, то 42 жемчужины составляют половину того, что было – 84. Во 2-ой чаше осталось 12 жемчужин, подарено 6, значит, 18 жемчужин составляют 2/3 от целого, т.е. 27 жемчужин. В 3-ей чаше осталось 19 жемчужин, 2 подарили, выходит 21 – это 3/4 содержимого чаши. Значит, всего 28 штук.)
2. Назовите дробные числительные: поставили термометр. Оказалось 39 и 7 градусов. (7/10)
6. Обобщение.
– что вы узнали о дробных
числительных? (обозначают не целые числа, а
определённые доли или части)
– назовите состав дробных числительных
(количественные – числитель, порядковые –
знаменатель).
Д/З. Просклонять 0,33; 20,7 и упражнение по учебнику (по усмотрению учителя).