Готовя учеников к ЕГЭ по русскому языку, я встретилась с множеством проблем и убедилась в том, что учеников часто пугает часть 3 (Задание С1). В чём же заключается основная трудность? Часто в том, что ребята не совсем понимают, что от них «требуется» на экзамене.
И основная задача учителя – научить писать учеников сочинение-эссе так, чтобы они не только поняли структуру данного вида письменной работы, но и «перебороли свой страх» перед заданием С1.
Несколько лет назад мне самой пришлось выступить в роли ученика 11 класса. На курсах повышения квалификации я выполняла ту же самую работу, которую необходимо написать выпускникам. Мне достался исходный текст (на сегодняшний день уже очень известный) по К. Паустовскому о Катерине Ивановне. Сейчас я понимаю, что это «удачный» текст, в котором явно прослеживается проблема (публицистический текст). Труднее с текстами художественными.
Однако и на сегодняшний день работу над сочинением-эссе в 11 классе при подготовке к экзамену я начинаю именно с этого «удачного» текста, а когда учащиеся почувствуют свою «силу», поймут окончательно структуру данного вида письменной работы, то перехожу к текстам художественным, обучаю постановке проблемы вопросом.
На одном из первых занятий предлагаю ученикам работу с текстом К. Паустовского. Прошу ответить на вопросы: О чём текст? Какую проблему поднимает автор в своём тексте? (На столах у учащихся «Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку»). Как вы относитесь к данной проблеме? Объясните, как вы понимаете следующие предложения: «Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне,– дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!» Назовите произведения Ивана Бунина об одиночестве.
На следующем этапе знакомлю учеников с сочинением по тексту Паустовского, которое когда-то написала сама. Сразу сообщаю ребятам о том, что ставить проблему, комментировать текст, а также делать вывод будем учиться и по-другому.
Образец сочинения
Константин Паустовский рассказывает о пожилой
женщине, которая живёт одна, её родная дочь Настя
забыла о матери.
Автор на примере Катерины Ивановны
рассматривает проблему одинокой старости.
Одинокие старики стали привычным явлением в
нашем обществе, а мы как будто живём в другом
мире, мире, где нас всё это не касается.
К сожалению, эта проблема в нашей современной
жизни становится всё более актуальной. В наш
прогрессивный и загруженный век дети часто
забывают о своих родителях, которые терпеливо
ждут, пока о них вспомнят.
Позиция автора очевидна. Старость сама по себе
страшна, а одинокая – вдвойне. Забывчивость
детей глубоко ранит сердца самых родных и
дорогих людей.
Я соглашаюсь с позицией автора и считаю, что
одинокая и заброшенная старость – это трагедия.
Одиночество может привести к болезни и даже к
смерти.
В связи с этим мне вспомнилась повесть
Александра Пушкина «Станционный смотритель».
Самсон Вырин, главный герой этого произведения,
остается совсем один. Его дочь Дуню увозит
ротмистр Минский в Петербург. Смотритель
пытается вернуть дочь, но у него ничего не
получается. Оставшись один, Самсон Вырин
спивается с горя и умирает от тоски и
одиночества. Внимания, заботы и любви родной
дочери не хватило главному герою.
Не хватает внимания и сочувствия близкого
человека и героине рассказа Ивана Бунина
«Холодная осень». С горечью и грустью вспоминает
она о своей тяжёлой жизни, о семимесячном
ребёнке, которого не бросила в трудное время.
Однако девочка выросла, стала миленькой и
совершенно равнодушной к женщине, которая
воспитала её.
Эти примеры из художественной литературы ещё раз
доказывают, что одиночество – это страшная
трагедия.
Давайте же не будем забывать о людях, которые
подарили нам жизнь! Они очень ждут нашего
участия.
Обсудив данное сочинение по исходному тексту К. Паустовского с учениками, предлагаю им написать сочинение-рассуждение по исходному тексту, используя образец сочинения и приводя примеры из рассказов Ивана Бунина «Холодная осень» и «Тёмные аллеи». Почему именно из этих рассказов? Ответ очевиден. Именно в самом начале 11 класса учащиеся знакомятся с произведениями данного автора.
Ученическое сочинение
Константин Паустовский рассказывает об
одинокой женщине, которую забыла её родная дочь.
Автор на примере Катерины Ивановны
рассматривает проблему одинокой старости.
Одинокие старики стали привычным явлением в
нашем обществе, а мы все живём так, как будто это
нас не касается, как будто мы никогда не будем
старыми.
Позиция автора очевидна. Забывчивость детей,
близких, родных глубоко ранит сердца самых
дорогих людей.
Я соглашаюсь с позицией автора и считаю, что
одинокая и заброшенная старость – это трагедия.
Одиночество может привести к болезни и даже к
смерти.
В связи с этим мне вспомнился рассказ Ивана
Бунина «Холодная осень». Героине этого
произведения не хватает внимания и сочувствия
близкого человека. С горечью и грустью
вспоминает она о своей тяжёлой жизни, о маленькой
девочке, которая осталась одна в трудное время и
которую вырастила. Однако девочка стала взрослой
и совершенно забыла о женщине, благодаря которой
она выжила.
А в рассказе И.Бунина «Тёмные аллеи» героиня
добровольно обрекла себя на одиночество,
сохраняя воспоминания о первой любви. Прошло
много времени. При встрече Надежда объяснилась в
своей любви с человеком, которого когда-то
любила, подтвердив словами, что всё проходит, да
не всё забывается. Николай Алексеевич, которого
она всё это время любила, не ответил ей
взаимностью, но понял, что потерял в ней самое
дорогое, что имел в жизни. Он тоже стал одиноким:
жена его оставила, а сын вырос без сердца, без
чести, без совести…
Эти примеры из художественной литературы ещё раз
доказывают, что одиночество – это страшная
трагедия.
Давайте же не будем забывать о людях, которые
подарили нам жизнь, помогли нам, приняли участие
в нашей судьбе! Ведь одинокие люди ждут нашего
участия.
Сразу отмечу, что ещё одно такое, можно сказать,
«совместное сочинение» мои ученики пишут по
исходному тексту Н. Самвеляна о доброте. В
качестве аргументов учащиеся должны приводить
примеры из прочитанных на уроках литературы
произведений Максима Горького.
Какие виды работ ещё использую в своей работе?
Работа эксперта
Даю исходный текст, ученическое сочинение по данному тексту, а также критерии оценивания ответа задания С1. Потом знакомлю с отредактированным текстом сочинения. Хочется отметить, что есть замечательный материал в статье «Учимся на чужих ошибках» (автор Т.А. Кушевич), который опубликован в методическом журнале «Русский язык» (февраль 2012 г.) Издательского дома «Первое сентября».
Чтение журнала «Русский язык»
На протяжении нескольких лет я выписываю
методический журнал «Русский язык»
Издательского дома «Первое сентября». Много
полезной информации о рекомендациях написания
сочинения-рассуждения, об ошибках по написанию
данного вида письменной работы узнала сама и с
этой информацией знакомлю своих учеников. Для
прочтения рекомендую, например, статью Е.В.
Юминовой «Маленькие радости, большие сомнения и
робкие надежды рядового армии экспертов»
(методическая газета для учителей словесников
«Русский язык» № 1, № 2 за 2011 год Издательского
дома «Первое сентября»).
Также в своей работе использую рекомендации Г.Т.
Егораевой по написанию комментария к основной
проблеме текста (методический журнал «Русский
язык» № 16 за 2011 г. Издательского дома «Первое
сентября»).
В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну: важно не только подготовить учащихся к выполнению части 3 (Задание С1) ЕГЭ по русскому языку, но и научить выпускников свободно выражать свои мысли, использовать в своей письменной работе примеры из художественных произведений.