Еще раз о подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение-эссе

Разделы: Русский язык


Готовя учеников к ЕГЭ по русскому языку, я встретилась с множеством проблем и убедилась в том, что учеников часто пугает часть 3 (Задание С1). В чём же заключается основная трудность? Часто в том, что ребята не совсем понимают, что от них «требуется» на экзамене.

И основная задача учителя – научить писать учеников сочинение-эссе так, чтобы они не только поняли структуру данного вида письменной работы, но и «перебороли свой страх» перед заданием С1.

Несколько лет назад мне самой пришлось выступить в роли ученика 11 класса. На курсах повышения квалификации я выполняла ту же самую работу, которую необходимо написать выпускникам. Мне достался исходный текст (на сегодняшний день уже очень известный) по К. Паустовскому о Катерине Ивановне. Сейчас я понимаю, что это «удачный» текст, в котором явно прослеживается проблема (публицистический текст). Труднее с текстами художественными.

Однако и на сегодняшний день работу над сочинением-эссе в 11 классе при подготовке к экзамену я начинаю именно с этого «удачного» текста, а когда учащиеся почувствуют свою «силу», поймут окончательно структуру данного вида письменной работы, то перехожу к текстам художественным, обучаю постановке проблемы вопросом.

На одном из первых занятий предлагаю ученикам работу с текстом К. Паустовского. Прошу ответить на вопросы: О чём текст? Какую проблему поднимает автор в своём тексте? (На столах у учащихся «Проблематика текстов ЕГЭ по русскому языку»). Как вы относитесь к данной проблеме? Объясните, как вы понимаете следующие предложения: «Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне,– дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!» Назовите произведения Ивана Бунина об одиночестве.

На следующем этапе знакомлю учеников с сочинением по тексту Паустовского, которое когда-то написала сама. Сразу сообщаю ребятам о том, что ставить проблему, комментировать текст, а также делать вывод будем учиться и по-другому.

Образец сочинения

Константин Паустовский рассказывает о пожилой женщине, которая живёт одна, её родная дочь Настя забыла о матери.
Автор на примере Катерины Ивановны рассматривает проблему одинокой старости. Одинокие старики стали привычным явлением в нашем обществе, а мы как будто живём в другом мире, мире, где нас всё это не касается.
К сожалению, эта проблема в нашей современной жизни становится всё более актуальной. В наш прогрессивный и загруженный век дети часто забывают о своих родителях, которые терпеливо ждут, пока о них вспомнят.
Позиция автора очевидна. Старость сама по себе страшна, а одинокая – вдвойне. Забывчивость детей глубоко ранит сердца самых родных и дорогих людей.
Я соглашаюсь с позицией автора и считаю, что одинокая и заброшенная старость – это трагедия. Одиночество может привести к болезни и даже к смерти.
В связи с этим мне вспомнилась повесть Александра Пушкина «Станционный смотритель». Самсон Вырин, главный герой этого произведения, остается совсем один. Его дочь Дуню увозит ротмистр Минский в Петербург. Смотритель пытается вернуть дочь, но у него ничего не получается. Оставшись один, Самсон Вырин спивается с горя и умирает от тоски и одиночества. Внимания, заботы и любви родной дочери не хватило главному герою.
Не хватает внимания и сочувствия близкого человека и героине рассказа Ивана Бунина «Холодная осень». С горечью и грустью вспоминает она о своей тяжёлой жизни, о семимесячном ребёнке, которого не бросила в трудное время. Однако девочка выросла, стала миленькой и совершенно равнодушной к женщине, которая воспитала её.
Эти примеры из художественной литературы ещё раз доказывают, что одиночество – это страшная трагедия.
Давайте же не будем забывать о людях, которые подарили нам жизнь! Они очень ждут нашего участия.

Обсудив данное сочинение по исходному тексту К. Паустовского с учениками, предлагаю им написать сочинение-рассуждение по исходному тексту, используя образец сочинения и приводя примеры из рассказов Ивана Бунина «Холодная осень» и «Тёмные аллеи». Почему именно из этих рассказов? Ответ очевиден. Именно в самом начале 11 класса учащиеся знакомятся с произведениями данного автора.

Ученическое сочинение

Константин Паустовский рассказывает об одинокой женщине, которую забыла её родная дочь.
Автор на примере Катерины Ивановны рассматривает проблему одинокой старости. Одинокие старики стали привычным явлением в нашем обществе, а мы все живём так, как будто это нас не касается, как будто мы никогда не будем старыми.
Позиция автора очевидна. Забывчивость детей, близких, родных глубоко ранит сердца самых дорогих людей.
Я соглашаюсь с позицией автора и считаю, что одинокая и заброшенная старость – это трагедия. Одиночество может привести к болезни и даже к смерти.
В связи с этим мне вспомнился рассказ Ивана Бунина «Холодная осень». Героине этого произведения не хватает внимания и сочувствия близкого человека. С горечью и грустью вспоминает она о своей тяжёлой жизни, о маленькой девочке, которая осталась одна в трудное время и которую вырастила. Однако девочка стала взрослой и совершенно забыла о женщине, благодаря которой она выжила.
А в рассказе И.Бунина «Тёмные аллеи» героиня добровольно обрекла себя на одиночество, сохраняя воспоминания о первой любви. Прошло много времени. При встрече Надежда объяснилась в своей любви с человеком, которого когда-то любила, подтвердив словами, что всё проходит, да не всё забывается. Николай Алексеевич, которого она всё это время любила, не ответил ей взаимностью, но понял, что потерял в ней самое дорогое, что имел в жизни. Он тоже стал одиноким: жена его оставила, а сын вырос без сердца, без чести, без совести…
Эти примеры из художественной литературы ещё раз доказывают, что одиночество – это страшная трагедия.
Давайте же не будем забывать о людях, которые подарили нам жизнь, помогли нам, приняли участие в нашей судьбе! Ведь одинокие люди ждут нашего участия.

Сразу отмечу, что ещё одно такое, можно сказать, «совместное сочинение» мои ученики пишут по исходному тексту Н. Самвеляна о доброте. В качестве аргументов учащиеся должны приводить примеры из прочитанных на уроках литературы произведений Максима Горького.
Какие виды работ ещё использую в своей работе?

Работа эксперта

Даю исходный текст, ученическое сочинение по данному тексту, а также критерии оценивания ответа задания С1. Потом знакомлю с отредактированным текстом сочинения. Хочется отметить, что есть замечательный материал в статье «Учимся на чужих ошибках» (автор Т.А. Кушевич), который опубликован в методическом журнале «Русский язык» (февраль 2012 г.) Издательского дома «Первое сентября».

Чтение журнала «Русский язык»

На протяжении нескольких лет я выписываю методический журнал «Русский язык» Издательского дома «Первое сентября». Много полезной информации о рекомендациях написания сочинения-рассуждения, об ошибках по написанию данного вида письменной работы узнала сама и с этой информацией знакомлю своих учеников. Для прочтения рекомендую, например, статью Е.В. Юминовой «Маленькие радости, большие сомнения и робкие надежды рядового армии экспертов» (методическая газета для учителей словесников «Русский язык» № 1, № 2 за 2011 год Издательского дома «Первое сентября»).
Также в своей работе использую рекомендации Г.Т. Егораевой по написанию комментария к основной проблеме текста (методический журнал «Русский язык» № 16 за 2011 г. Издательского дома «Первое сентября»).

В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну: важно не только подготовить учащихся к выполнению части 3 (Задание С1) ЕГЭ по русскому языку, но и научить выпускников свободно выражать свои мысли, использовать в своей письменной работе примеры из художественных произведений.