Цель: Создание условий для формирования понятия часть речи – имя числительное у учащихся начальных классов через включение их в учебное исследование.
Задачи:
1. Увидят проблему, сформулируют её, поставят цель для исследования.
2. Спланируют ход работы и зафиксируют результаты (в отчётном листе) на доске.
3. Проанализируют результаты исследования, сделают вывод.
4. Продолжат развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
5. Продолжат формировать коммуникативные отношения, волевые качества.
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними. Я надеюсь, что вы покажете гостям, как вы умеете работать
II. Актуализация знаний.
– Послушайте стихотворение. (Учитель читает стихотворение.)
Стихи о весне. С. Маршак.
Снег теперь уже не тот- потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, будто раскололи. |
CCC | Всё чернее с каждым днем стёжки и дорожки. И на вербах серебром светятся серёжки. |
||
Облака бегут быстрей, |
- О каком времени года говорятся в стихотворении. (О весне)
- По каким признакам вы это узнали?
- А какое время года у нас на дворе? (На доске даны слова, многие из которых относятся к теме весна.)
- Прочитайте слова.
- Распределите слова на группы по определённому признаку. (Эти слова можно разделить на группы по частям речи).
март | CCC | журчит |
весна | восемь | |
пришла | тёплый | |
свежий | девятый |
III. Проверить.
(На доску учитель вывешивает названия частей речи.)
Глагол
|
CCC | Имя существительное
|
CCC | Имя прилагательное
|
||
пришла | март | свежий | CCC | восемь | ||
журчит | весна | тёплый | девятый |
- К доске пойдут 3 ученика и распределят эти слова на группы.
- Расскажите, что обозначает каждая часть речи.
- Давайте проверим, правильно ли распределены слова на группы. (Каждое слово проверяем).
пришла - что делала?
журчит - обозначает действие, отвечает на вопросы
что делает?
март - вопрос что?
весна - обозначает предмет, отвечает на
вопрос что?
свежий - обозначает признак предмета,
отвечает на вопрос какой?
теплый - обозначает признак предмета,
отвечает на вопрос какой?
- Почему эти слова никуда не включили?
(Мы не знаем, к какой группе их отнести, они не подходят к данным частям речи).
- Прочитайте их ещё раз.
- Что можно сказать об эти словах? (Эти слова связаны с числами).
- Где их мы можем встретить в жизни? (В математике).
- Как их можно назвать? (Обобщенно)
IV. Цель урока. Стихотворение о числительном.
(Эти слова связаны с числами. И в науке они получили название имена числительные).
Стихотворение.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен.
- А чтобы подружиться с числительным, нам надо поподробнее узнать о нём.
- Мы сегодня будем работать по такому плану и проведем исследовательскую работу.
План:
- Что такое имя числительное?
- Что обозначает эта часть речи?
- На какие вопросы отвечают имена числительные?
- Какие бывают числительные?
- Придумайте предложения с данными словами на доске.
- На какую тему можно составить предложения? (На тему весна)
- Ребята, мы употребляли данные числительные в своей речи? (Да).
- Что это за слова? Что мы можем сказать о числительных? Что такое имя числительное?
- Вывод детей: Имя числительное – это часть речи.
- Открываю аншлаг.
Имя числительное – это часть речи.
- Приведите свои примеры имен числительных.
- На первый вопрос плана мы ответили? ( Да)
- Обратите внимание на второй вопрос плана.
(Учитель читает вопрос.)
- Вы составляли красивые предложения о весне.
- А какой праздник отмечает вся страна в марте?
- Сейчас мы с вами запишем под диктовку предложения на эту праздничную тему.
Диктант.
Пришёл первый месяц весны. Через три дня наступил праздник. Восьмое марта – Международный Женский день. Миша подарил маме пять роз.
Физминутка (для зрения).
- На доске написаны эти же предложения. Проверьте, правильно ли вы написали предложения.
- Обозначьте орфограммы.
(У доски работает один ученик).
- Согласны ли вы с мнением…(ученика ).
- Найдите имена числительные в этом тексте и над этими словами поставьте букву Ч. (че)
Проверка.
- Читаем по предложению и находим числительные.
- Назовём только имена числительные.
- Найдите среди них названия чисел, которые обозначают количество предмета.
три
пять
- А теперь, найдите названия чисел, которые обозначают порядок предметов. При счёте.
первый
восьмой
- Скажите, как можно назвать числительные, которые обозначают количество предметов? Какие они? (Количественные).
- А как можно назвать числительные, которые обозначают порядок предметов при счёте? Какие они? (Порядковые).
- Что обозначает эта часть речи?
- Количество предметов, порядок предметов при счёте.
- И как они называются в зависимости от этого? (Количественными, порядковыми).
- Приведите примеры.
- Составьте предложение с числительными, которые обозначают количество предметов. (т.е. с количественными).
В вазе пять гвоздик.
- Составьте предложения с числительными, которые обозначают порядок предметов при счёте. (т.е. с порядковыми).
Первый космонавт Ю. Гагарин.
- На второй вопрос плана мы ответили? (Да)
- Если вы были внимательны, то вы заметили, что мы параллельно ответили и на 4 вопрос плана.
- Какие бывают имена числительные?
Физминутка.
Обратимся к 3 вопросу плана.
- На какие вопросы отвечают имена числительные?
- Найдём в 1 предложении числительное.
- Поставьте к нему вопрос. (Какой?, который?).
- Найдем во 2 предложении числительные.
три- сколько?
- Найдём в 3 предложении.
восьмое- какое? которое?
- Найдем в 4 предложении.
пять- сколько?
- Так на какие же вопросы отвечают имена числительные? (Какой? Который? Сколько?)
(Открываю аншлаг.)
- Приведите примеры числительных, которые
отвечают на вопрос какой?
- Которые отвечают на вопрос сколько?
- Ответили мы на третий вопрос плана?
V. Проверка усвоения материала.
- Мы ответили на все вопросы данного плана?
- Давайте из наших ответов составим общее правило. Для этого надо будет снова обращать внимание на вопросы плана.
(Ребёнок из аншлагов составляет правило.)
Имя числительное – часть речи. Обозначает количество предметов или порядок предметов при счёте, отвечает на вопросы какой, который, сколько? Числительные бывают количественные и порядковые.
- Правило, которое мы вывели и является научным определением. Давайте прочитаем все хором.
- А теперь вернёмся к словам - восемь, девятый.
К какой группе мы их отнесём? (К новой группе - имена числительные.)
VI. - А у нас ещё остался один знак вопроса, и он ждёт ответа с нетерпением.
Как бы вы назвали тему нашего урока? Обратитесь к плану.
(Открываю аншлаг с названием темы.)
VII. - Сейчас поиграем в игру “Четвёртое лишнее”.
Отыщите слово, которое является лишним в этой группе. Докажите.
Я, ты, первый, мы. (Числительное).
Два, пять, бежит, восьмой. (Глагол).
Мчится, двадцать, кувыркается, радуется. (Числительное).
Десятый, один, второй, седьмой. (Количественное).
Полминутки для шутки.
Прочитайте зашифрованные слова.
Смор 1 на, по 2 л, элек 3 к, 100 л, ви 3 на, о 5, 40 а, 100 рона, пи 100 лет, 100 янка
VIII. Домашнее задание.
- Какое домашнее задание вы бы хотели получить?
1) Составьте сказку об имени числительном.
2) Нарисовать портрет числительного.
3) Сочинить стихотворение о числительном.
- Записываем по выбору 1 задание.
- Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?
- Мы будем отрабатывать знания и умения, которое получили сегодня на уроке.