Учебно-методические материалы к изучению темы "Словосочетание" в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Урок 1. Что изучает синтаксис?

Цели:

  • познакомить с предметом изучения синтаксиса и пунктуации;
  • прививать интерес к изучению этих разделов языкознания;
  • учиться связному высказыванию на лингвистическую тему (выделять роль знаков препинания в тексте).

Ход урока

1. Актуализация знаний.

На доске записаны определения:

  • Синтаксис – наука о строении словосочетаний и предложений.
  • Пунктуация – правила постановки знаков препинания.

Сегодня на уроке мы должны узнать, что будем изучать и зачем нам это необходимо изучать.

2. Изучение новой темы.

Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках всё там варят с солью.

Задание: верстальщик потерял знаки препинания. Помогите расставить точки так, чтобы текст получился верным.

(Едят там вилками. Компот
Там пьют из чашек. Бутерброд
Из хлеба с сыром. Там котлеты
Из мяса свежего. Конфеты
С начинкой сладкой. Суп с фасолью
В тарелках. Всё там варят с солью.)

Скажите, какую роль играют знаки препинания в предложении и тексте? Сможем ли мы понять смысл текста без знаков препинания? Какой раздел науки о языке изучает правила постановки знаков препинания? Что такое синтаксис?

3. Увлекательная страничка.

Назовите знаки препинания, которые вам известны. А известно ли вам, что греки в конце вопросительных предложений ставят не "?", а ";". Слово точка произошло от древнерусского "ткнуть". Испанцы и португальцы в вопросительных и восклицательных предложениях ставят знаки не только в конце, но и в начале предложения (¿ ?).

4. Первичное закрепление.

Упражнение 246 (устно).
Упражнение 247 (устно).

5. Выполнение задания. Разделение текста на части (“трёхминутка” – задание выполняется в течение 3 минут, время отсчитывается песочными часами).

Для девочек

Буря утихла солнце сияло снег лежал ослепительной белизной на необозримой степи (А.С. Пушкин.).

Для мальчиков

Прошло около часа луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад георгины и розы перед домом более отчётливо видны (А.П. Чехов.).

6. Самостоятельное задание.

Контроль знаний. Упражнение 248 (1, 2).

7. Итоги урока.

Какие разделы науки о языке мы будем изучать? Знаки препинания – не так сложно!

8. Информация о домашнем задании: § 28, упр. 249.

Дополнительно: устраните путаницу в стихотворении Б. Заходера, выучите наизусть.

Очень-очень странный вид:
Речка за окном горит!
Чей-то дом хвостом виляет,
Пёсик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
– Вот что значит запятая!

Урок 2. Словосочетание или сказание о чете.

Цели:

  • знать определение понятия “словосочетание”;
  • выделять главное и зависимое слово, определять смысловой вопрос;
  • познакомиться с речевой традицией употребления слов “коричневый”, “карий”, “гнедой” и др.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения.

2. Актуализация знаний.

Нарисуйте

  • доску,
  • шахматную доску,
  • гладильную доску.

Какое понятие более широкое, а какое – более узкое? Что более конкретно называет предмет – слово или словосочетание? Что вам уже известно о словосочетании?

3. Изучение новой темы.

Словосочетание произошло от древнерусского “чета”, что значит два. Сравните: свадебная чета, чётное число. Словосочетание – два слова, связанных по смыслу и грамматически. В словосочетании два компонента: главное и зависимое слово. От главного слова задаётся к зависимому слову вопрос.

4. Первичное закрепление.

Задание: составьте из данных слов словосочетания.

К…ролевский мантия
Пр…глашение праздник
Восх…щаться красота
Об…яснять задача
Л…ловый сирень

5. Закрепление.

Упражнение 252.

6. Различай!

волосы

коричневый

глаза

карий

загар

гнедой

лошадь

шоколадный

карандаш

каштановый

Соедините между собой, соблюдая языковую традицию. Составьте предложение с одним из словосочетаний.

7. Закрепительное упражнение.

Упражнение 253 (устно).

8. Подведение итогов урока.

Карточки.

  1. Словосочетание – два … , связанных по смыслу и ……..
  2. Словосочетание произошло от древнерусского слова …. , что значит “два”.
  3. В словосочетании два компонента: главное и …. слово.
  4. В словосочетании от ……….. слова к …………. задаётся вопрос.

9. Информация о домашнем задании: § 29, упр. 256.

Урок 3. Словосочетание.

Цели:

  • закрепить знания по теме словосочетание, различать то, что не является словосочетанием;
  • отработать навык определения главного и зависимого слова в словосочетании;
  • развивать умение выделять словосочетания в предложении.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Карточки (работа у доски)

№ 1. Выделите в словосочетании главное и зависимое слово, определите вопрос.

Про(с,з)ьба о помощи, извес(?)ный спортсмен, ждать на во.зале.

№ 2. Выделите в словосочетании главное и зависимое слово, определите вопрос.

Осенние заморо.ки, нести в рю.заке, исполнение ж.лания.

В это время остальные учащиеся выполняют коллективное задание под руководством учителя.

На доске:

Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нём ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто есть кто – нам без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от ….. идёт
К ….. слову,
И никогда наоборот,
Запомни как основу.

(А. Косоговский.)

Задание: вставьте пропуски. Расскажите всё, что знаете о словосочетании.

2. Угадай словечко!

1). Ребята! Давайте жить …..

2). Кукушка хвалит…………….
За то, что хвалит он Кукушку.

3). Там на неведомых дорожках
Следы невиданных …………..

4). Унылая пора! Очей ………..

Выделите словосочетание, обозначьте главное и зависимое слово. Вспомните авторов строк.

3. Закрепительное упражнение.

Упражнение 260.

4. Знакомство с теоретическим материалом.

Что не является словосочетанием. С. 101 учебника.

5. Выделение словосочетаний из предложения.

Первым этапом такой работы является объяснение орфограмм, а затем выделение главных челнов предложения. Следующий этап – запись всех словосочетаний, сначала связанных с подлежащим, а затем со сказуемым. Такая работа является пропедевтической, она необходима в дальнейшем, умения по выделению словосочетаний из предложений пригодятся при определении второстепенных членов предложения.

1). Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин.)

2). Гусей крикливых караван тянулся к югу. (А.С. Пушкин.)

3). Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой.

6. Подведение итогов урока.

Чему сегодня научились? Что можно ошибочно принять за словосочетание?

7. Информация о домашнем задании: §29, упр. 268.

Урок 4. Типы словосочетаний.

Цели:

  • узнать типы словосочетаний (именные и глагольные);
  • различать типы словосочетаний в зависимости от принадлежности к части речи главного слова словосочетания;
  • развивать речевые умения.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Выпишите все словосочетания из предложения  – В лесу везде раздаётся радостная и весёлая песня.

2. Изучение новой темы.

Рассмотрим полученные словосочетания

радостная песня
весёлая песня

Какой частью речи выражено главное слово в этих словосочетаниях?

раздаётся в лесу
раздаётся везде

А в данных словосочетаниях? Составим схемы словосочетаний.

3. Первичное закрепление.

Упр. 269.

4. Групповое задание: подготовить рассказ по иллюстрациям о том, что изображено на них так, чтобы остальным захотелось увидеть нарисованное. На фотографиях или рисунках может быть показана сцена награждения спортсмена, экскурсия в музее, правила поведения на катке, правила поведения в лесу на отдыхе и т.п. Затем составленный текст анализируется с точки зрения употребления в нём словосочетаний.

5. Информация о домашнем задании: §29.

Урок 5. По морям, по волнам…

Цели:

  • обобщить знания по теме “словосочетание”;
  • учиться составлению словосочетаний по заданным схемам;

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Устный опрос.

На данном уроке перед ребятами будет поставлена речевая задача: составить текст, описывающий морское путешествие, поэтому вся работа на уроке будет подчинена этой задаче: учащиеся будут подбирать необходимый языковой материал, а “капитаном” корабля будет учитель, за штурвалом – отличившиеся “юнги”.

2. Подготовительное задание.

– Сегодня словосочетание поможет нам попутешествовать. Представим себе, что мы находимся не на уроке, а на причале, и нам предстоит кругосветное плавание. Что мы возьмём с собой на корабль? Составим и запишем словосочетания по схеме: сущ. + прил., где существительное – главное слово.

(Возможные ответы: точный компас, съестные припасы, надёжные друзья и т.п.)

– Итак, мы взяли всё необходимое. Что мы будем делать на корабле? Составьте словосочетания по схеме гл. + сущ., где глагол – главное слово, а существительное – зависимое.

(Возможные ответы: наблюдать за дельфинами, ловить рыбу, управлять кораблём и т.п.)

3. Творческое задание.

Используя словосочетания, напишите небольшое сочинение на тему: “По морям, по волнам…”