Цель:
- Закрепить знания учащихся о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными.
- Развивать речь, мышление, внимание, орфографическую зоркость.
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: Плакаты рыцарей, словарные слова, карточки со словами, вопросники по теме, рисунки
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
– Здравствуйте. Начинаем урок русского языка.
Посмотрите внимательно на плакат. Кто изображен? (Рыцари)
– Кто знает – кто такие рыцари?
Слово “рыцарь” первоначально означало
“всадник”. Рыцарями могли быть только богатые
люди. Потому что только они могли приобрести коня
и вооружение. Рыцари несли службу в войске короля
или других знатных людей.
– А теперь обратите внимание на флаги и вы
узнаете тему сегодняшнего урока.
– На какое правило?
Значит, сегодня мы проводим “Рыцарский турнир”.
Будем закреплять знания о правописании звонких и
глухих согласных.
К военной службе рыцари готовились с детства.
Мальчика, который хотел стать рыцарем, отдавали в
дом знатного человека. Его там обучали борьбе,
верховой езде, пению, танцам. А также обучали
обращаться с оружием.
– Какие оружия были у рыцарей? (Меч, копьё)
II. Подготовка руки к письму.
– Руки и пальцы у рыцаря должны быть сильными, гибкими, чтобы крепче держать меч или копье. Давайте выполним несколько упражнений, которые делали рыцари:
а) круговые движения кистью;
б) упражнения для пальцев;
– Наши рыцари ездили верхом на лошадях. Как стучат копыта лошадей?
в) постукивание по парте подушечками пальцев, цокание (медленно, чуть быстрее).
III. Работа в тетрадях.
1. Чистописание.
– Назовите и напишите звонкие согласные: б, в,
г, д, ж, з.
– Мы знаем, что звонкие звуки с глухими образуют
пару. Напишите их: п, ф, к, т, ш, с.
– Определите порядок следования букв в данном
ряду: Бба, Вве, Гге. (Заглавная, строчная буквы
чередуются с гласными буквами алфавита)
– Напишите до конца строки в предложенной
последовательности.
Через несколько лет мальчик становился оруженосцем.
2. Словарная работа.
– Из каких слов состоит слово? (Это сложное
слово, состоит из 2-х слов)
– Значит, что он делал?
Оруженосец рыцаря должен знать все, что касалось доспехов, оружия и езды верхом.
– Какие доспехи рыцарей вы знаете? (Щит, меч, кольчуга, латы)
(Показ рисунков).
3. Фонетический разбор слова.
меч (м’ эч’ ) – 1 сл, 1 гл, 2 согл, 3 б. 3 зв.
м (м’ ) – согл, мягк, звон.
е(э) – глас, удар.
ч(ч’) – согл, мягк, глух.
IV. Физминутка.
– Глаза нашего оруженосца устали.
(Упражнения для глаз)
– Руки оруженосца затекли, – ему требуется отдых:
(Постукивание пальцами по парте (топот копыт), круговые движения плечами, наклоны головы).
V. "Рыцарский турнир".
Класс делится на 3 команды.
1-е задание: команды “рыцарей” – защитников русского языка готовят свое “оружие” – по 5 слов на правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Например: кошка, ложка, гриб, дедка, репка.
1-я команда получает право первого удара. Команда по одному нападает на “ рыцаря” другой команды, то есть читает зарание подобранные слова. Противник защищается, то есть говорит, какую согласную нужно писать в данном слове и подтверждает проверочным словом. Затем выставляет своего “рыцаря” вторая команда.
Редиска Народ Загадка Кружка Хлеб |
Творог Низко Загадка Звук Ветки |
Вопрос Бумажка Сладкий Узкий Рукав |
– Молодцы! Первое задание выполнили хорошо. Давайте поздравим друг друга.
2-е задание: даны слова, которые начинаются на звонкий парный согласный. Подберите к ним слова, начинающиеся с глухого парного по смыслу. Выбор обоснуйте!
Например: бык – поросенок (домашние животные).
Рыцари по одному читают слова.
1 команда:
дедушка - т … (… )
зубр - с … (…)
женьшень - ш …(…)
гусь - к …(…)
2 команда:
брюки - п…(…)
грач - к …(…)
волейбол - ф …(…)
жилет - ш …(…)
3 команда:
бык - п …(…)
галоши - к …(…)
золушка - с…(…)
бабушка - п …(…)
V. Работа в парах сменного состава.
Ученики получают карточки со словами с парными согласными в корне:
Зуб (зубы) Мешки (мешок) |
Снег (снега) Флажки (флажок) |
Пирог (пироги) Рыбка (рыба) |
Сад (сады) Дружки (дружок) |
Лук (лука) Шляпка (шляпа) |
Столб (столбы) Гудки (гудок) |
Клуб (клубы) Куски (кусок) |
Чиж (чижи) Грибки (грибы) |
Шалаш (шалаши) Головка (голова) |
Мак (маки) Мышка мыши) |
Завод (заводы) Ягодка (ягода) |
Плод (плоды) Прыжки (прыжок) |
Берег (берега) Кружки (кружок) |
Снежки (снежок) Шарф (шарфы) |
Флаг (флаги) Пирожки (пирожок) |
Дуб (дубы) Стишки (стешок) |
Рак (раки) Петушки (петушок) |
Травка (трава) Глаз (глаза) |
– 1-й ученик говорит слово с парным согласным в
корне.
– 2-й ученик – проверочное слово.
Правила работы в парах сменного состава:
- передвигаемся тихо;
- внимательно слушаем ответ товарища;
- говорим шёпотом;
– Что надо сделать, чтобы проверить написанное слово с парным согласным в корне? (Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный).
VI. Взаимодиктант.
В каждой карточке по 5 слов с глухими и звонкими согласными в корне:
Шарф Ошибка Гибкий Игрушка Укроп |
Солдат Зубки Разведка Указка Зарядка |
Друг Краска Подружка Лапка Находка |
Сугроб Лодка Картошка Ветка Ночёвка |
Голод Немножко Клетка Скрипка Фартук |
Флаг Сказка Лепёшка Заплатка Волос |
Дуб Холодно Рыбки Снежный Пирог |
Буфет Нитка Лягушка Шляпка Просьба |
Багаж Шапка Сторожка Конфетка Пробка |
Клюв Резкий Трубка Поход Кузнец |
Утюг Утка Чашка Грибки Посадка |
Отряд Тряпка Коляска Отгадка Морковка |
Клуб Ложка Гладкий Козленок Холод |
Сапог Сумка Фуражка Дружно Наряд |
Завод Близко Лодка Коробка Гараж |
Кубик Серёжки Юбка Записка Тапки |
Народ Редиска Загадка Смазка Кружка |
Обед Кнопка Пушка Травка Улыбка |
– 1 ученик диктует второму ученику слова,
второй ученик пишет;
– 2 ученик диктует свои слова – первый пишет.
Взаимопроверка:
а) без карточки
б) по карточке
– С кем интересно, легко было работать? Почему?
VII. Работа по вопроснику.
Работа в группах:
а) подготовить ответы на вопросы;
б) привести свои примеры.
– Какие в русском языке есть парные звонкие и
глухие согласные?
– Когда парные согласные нужно проверять?
– Что надо сделать, чтобы узнать, какой буквой
обозначается парный согласный звук?
VIII. Итог урока.
– Итак, на этом “турнир” завершен. Вы показали
себя как настоящие рыцари. Я благодорю вас за
честную и интересную игру. И думаю, что вы
получили пользу от этой встречи. Сегодня нет ни
проигравших, ни победивших. Ведь золотое правило
греческих олимпиад гласит: главное в олимпиаде –
не победить, а главное – в ней участвовать.
– Вам понравился “турнир”?
– Какое задание вам особенно понравилось и
почему?
На память о нашей встрече – жетоны:
Будьте как рыцари
Верными друзьями.
Помогайте друг другу.
Любите и изучайте
Русский язык!