Урок русского языка по теме: "Наречие как часть речи"

Разделы: Русский язык


Самостоятельное познание грамматического материала имеет неоспоримо важную роль. То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением. Поэтому в системе своей работы этому виду деятельности отвожу первостепенную роль. В организации такого урока ведущая роль отводится подготовительной работе учащихся и консультированию их учителем. Задания для самостоятельного изучения даю за две недели до проведения урока, чтобы у учащихся была возможность и изучить материал, и обдумать его, и выполнить предложенное задание. К таким урокам дети делятся на группы, неоднородные по своему составу, кроме 5-й группы, где обычно работают учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету и способные найти, самостоятельно выполнить задания повышенной сложности, задания олимпиадного характера. Один из таких уроков предлагаю вашему вниманию.

Цели:

  • обеспечить усвоение учащимися основных грамматических признаков наречий;
  • развивать устную речь;
  • учить строить связные высказывания на грамматическую тему;
  • способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Начинается урок с кроссворда.

Впишите по горизонтали соответствующие определения слова, и в вертикальной выделенной строке вы прочтёте название части речи, к которой эти слова относятся.

Слова:

  1. Навыворот.
  2. В предыдущий день.
  3. Синоним слова осмотрительно, с опаской.
  4. Очень быстро, торопливо.
  5. Ручным способом, без применения механизма.
  6. Полностью, без остатка (просторечное).
  7. Приблизительно.

(Ответы: наизнанку, накануне, осторожно, поспешно, вручную, подчистую, примерно).

К уроку учащиеся класса самостоятельно изучали новый параграф №116 (В.Б. Бабайцева, Л,Д, Чеснокова, теория, 5-9), получили дифференцированные задания по группам (в группе 4-5 чел.).

1-я группа: изучить параграф, составить его план, объяснить классу изученный материал.

2-я группа: изучить параграф №116, найти исторические сведения о возникновении наречий как части речи, предоставить классу историческую справку в занимательной форме.

3-я группа: изучить параграф №116. Изобразить изученный материал в схемах, таблицах, рисунках.

4-я группа: изучить параграф №116. Подготовить вопросы по параграфу (в т.ч. проблемные).

5-я группа: Подготовить занимательный материал (вопросы и задания к уроку).

Так как домашнее задание предполагало активную подготовку всех учащихся, то задачами урока для учащихся являются следующее:

  • суметь донести подготовленный материал для всего класса;
  • заинтересовать своими выступлениями;
  • получить одобрение своей деятельности одноклассниками;
  • усвоить материал по теме.

2. Отчет групп.

После объявления задач урока, начинается следующий этап: отчёт групп о проделанной работе. Группы выступают по порядку. Приведу выступление группы.

1-я группа.

1-й ученик. Мы хотим предложить классу задание. Нарисуйте словесный портрет человека, который ходит

  1. вразвалку, лениво, небрежно;
  2. красиво, легко, грациозно;
  3. осторожно, тихо, крадучись;
  4. стремительно, чётко;
  5. тяжело, медленно.

(Слова, предложенные классу, записаны на табличках).

Дети отвечают:

  1. уверенный в себе, презирающий других;
  2. стройный, красивый;
  3. неуверенный в себе, боязливый;
  4. начальник, солдат;
  5. полный, больной.

Вывод: Смысл всего предложения, наше представление полностью меняется от замены наречий. Наречия делают нашу речь образной, изящной, красивой, они необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно, более выразительно и действие и признак и передать наше отношение к ним.

2-й ученик. Любая часть речи имеет своё значение. А что обозначают наречия в словосочетаниях: говорить шепотом, громко петь, быстро бежать?

Вывод: Если наречие относится к глаголу, оно обозначает признак действия.

3-й ученик. Я предлагаю проанализировать такие словосочетания:

очень интересный (журнал); по – дружески приветливое (письмо); совсем грустное (лицо)

Вывод: Если наречие относится к прилагательному, оно обозначает признак признака.

4-й ученик. Представляет группы наречий по значению.

5-й ученик. Даёт определение наречия как части речи.

По завершению объяснения класс может задать вопрос, если было что-то непонятно и оценивает работу каждого участника цветными жетонами: зелёный — отлично, жёлтый – хорошо.

2-я группа. Материал об истории возникновения наречий облекает в легенду, (ключевые слова записаны на плакате).

В давние, давние дописьменные времена, когда не было ещё ни телевидения, ни компьютеров, ни космических кораблей, ни книг существовала богатая красивая поднебесная страна. Она не имела своего названия. И жили в ней не люди. А жили в ней разные слова. Они могли только звучать. И когда они звучали, то было понятно, что это совсем разные слова. Страна слов не имела границ, слова могли свободно гулять по земле, и по воде, и по воздуху. Но люди, жившие на земле, ловили слова, присваивали их себе, а потом записывали. Земля эта называлась Древняя Русь. И уже были записаны местоимения къ-то, то, сё, весь, существительные мимо-ходъ (прохожие), мельк (мгновение), ник (низ), торчек (колышек) и многие другие. Но этих слов не хватало. Люди видели, что их речь звучит не очень приятно, что есть более чудные слова. И тогда люди стали образовывать другие слова: коуда, тоуда, сюда, везде, къ-де (где) и назвали эти слова наречиями (на речь). А потом люди стали очень ловко и быстро образовывать наречия от существительных, например от существительных: мимоходом, пешком, ничком, торчком; стали сочетать предлоги с существительными: во+очию, за+мужем, сего+дня, во-преки; сочетать падежные формы кратких прилагательных с предлогом: из+давна, с+молоду.

Проходили века. Речь людей совершенствовалась. Наречий появлялось всё больше и больше. Среди людей появились учёные. Однако, и до сих пор идут споры среди учёных об истории возникновения наречий.

На плакате ключевые слова:

  • Дописьменные времена.
  • Первичные наречия.
  • Древняя Русь.
  • Образование наречий от других.
  • Части речи.
  • Современный язык.
  • Споры учёных.

3-я группа представила параграф 116 в таблице и озвучила эту таблицу (копии розданы каждому ученику).

Наречие — самостоятельная часть речи, неизменяемая.

наречие Признак действия — относится к глаголу.
Признак признака – относится к прилагательному и наречию

Группы наречий по значению.

Вопрос

Значение

Примеры
1. Как? Каким образом? Образ действия. Громко, дружески.
2. В какой степени? Насколько? Меры и степени. Очень, вдвое.
3. Где? Куда? Откуда? Места. Далеко, внизу.
4. Когда? Как? Долго? Времени. Допоздна, ночью.
5. Почему? Отчего? Причины. Сгоряча, поневоле.
6. Зачем? Для чего? Цели. Назло, нарочно.

4-я группа. Задаёт вопросы и раздаёт жетоны отвечающим за каждый ответ. Вопросы прозвучали так:

  1. Какая часть речи получила название наречия?
  2. Докажите, что наречия могут обозначать признак действия, признак признака.
  3. Как образуются наречия?
  4. Как изменяются наречия? (Вопрос – ловушка).
  5. С какими частями речи наречия образуют словосочетания? Почему?
  6. Как определяется значение наречий?

5-я группа предлагает классу следующие задания:

1. Назовите лишние слова в каждом ряду.

  • Одеваться красиво, смотреть искоса, говорить наобум, платье коротко.
  • Впереди были спортсмены. Море бушевало вокруг. Накануне произошёл пожар. Посредине площади стоял памятник.

2. Разберите слова по составу. Объясните свой выбор.

  • (по) весеннему небу – (по) весеннему светит
  • (по) прежнему пути – (по) прежнему ярко

3. Закончите предложения, подобрав наречия, которые пишутся раздельно.

  • Нельзя брать чужие вещи…(без спросу).
  • Надо уметь говорить правду…(в глаза).
  • Времени у нас оставалось…(в обрез).
  • В темноте мы продвигались…(на ощупь).
  • Любая работа нам…(по плечу).

4. Рассмотрите рисунок. Составьте небольшой рассказ описательного типа, употребляя всевозможные наречия.

После выполнения всех заданий учителем проводится рефлексия.

3. Рефлексия.

Вспомните задачи, которые ставились перед вами в начале урока. Выполнены ли они каждым из вас? Усвоена ли вами изученная тема? Поставьте в группе отметку за урок. Напишите словами свои ощущения.

Привожу некоторые словесные выражения учащихся: "Мне было очень трудно в роли учителя. Очень мне понравилось учить других. Тема “Наречие”, когда я изучал её дома, показалась мне трудной и не интересной, а сейчас я понимаю, как она увлекательна и как много я ещё не знаю".

В качестве домашнего задания учащимся предлагается изучить параграф 117 и составить к нему схемы-опоры.