Самостоятельное познание грамматического материала имеет неоспоримо важную роль. То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением. Поэтому в системе своей работы этому виду деятельности отвожу первостепенную роль. В организации такого урока ведущая роль отводится подготовительной работе учащихся и консультированию их учителем. Задания для самостоятельного изучения даю за две недели до проведения урока, чтобы у учащихся была возможность и изучить материал, и обдумать его, и выполнить предложенное задание. К таким урокам дети делятся на группы, неоднородные по своему составу, кроме 5-й группы, где обычно работают учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету и способные найти, самостоятельно выполнить задания повышенной сложности, задания олимпиадного характера. Один из таких уроков предлагаю вашему вниманию.
Цели:
- обеспечить усвоение учащимися основных грамматических признаков наречий;
- развивать устную речь;
- учить строить связные высказывания на грамматическую тему;
- способствовать достижению успеха в деятельности каждого ученика.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.
Начинается урок с кроссворда.
Впишите по горизонтали соответствующие определения слова, и в вертикальной выделенной строке вы прочтёте название части речи, к которой эти слова относятся.
Слова:
- Навыворот.
- В предыдущий день.
- Синоним слова осмотрительно, с опаской.
- Очень быстро, торопливо.
- Ручным способом, без применения механизма.
- Полностью, без остатка (просторечное).
- Приблизительно.
(Ответы: наизнанку, накануне, осторожно, поспешно, вручную, подчистую, примерно).
К уроку учащиеся класса самостоятельно изучали новый параграф №116 (В.Б. Бабайцева, Л,Д, Чеснокова, теория, 5-9), получили дифференцированные задания по группам (в группе 4-5 чел.).
1-я группа: изучить параграф, составить его план, объяснить классу изученный материал.
2-я группа: изучить параграф №116, найти исторические сведения о возникновении наречий как части речи, предоставить классу историческую справку в занимательной форме.
3-я группа: изучить параграф №116. Изобразить изученный материал в схемах, таблицах, рисунках.
4-я группа: изучить параграф №116. Подготовить вопросы по параграфу (в т.ч. проблемные).
5-я группа: Подготовить занимательный материал (вопросы и задания к уроку).
Так как домашнее задание предполагало активную подготовку всех учащихся, то задачами урока для учащихся являются следующее:
- суметь донести подготовленный материал для всего класса;
- заинтересовать своими выступлениями;
- получить одобрение своей деятельности одноклассниками;
- усвоить материал по теме.
2. Отчет групп.
После объявления задач урока, начинается следующий этап: отчёт групп о проделанной работе. Группы выступают по порядку. Приведу выступление группы.
1-я группа.
1-й ученик. Мы хотим предложить классу задание. Нарисуйте словесный портрет человека, который ходит
- вразвалку, лениво, небрежно;
- красиво, легко, грациозно;
- осторожно, тихо, крадучись;
- стремительно, чётко;
- тяжело, медленно.
(Слова, предложенные классу, записаны на табличках).
Дети отвечают:
- уверенный в себе, презирающий других;
- стройный, красивый;
- неуверенный в себе, боязливый;
- начальник, солдат;
- полный, больной.
Вывод: Смысл всего предложения, наше представление полностью меняется от замены наречий. Наречия делают нашу речь образной, изящной, красивой, они необходимы для того, чтобы охарактеризовать более точно, более выразительно и действие и признак и передать наше отношение к ним.
2-й ученик. Любая часть речи имеет своё значение. А что обозначают наречия в словосочетаниях: говорить шепотом, громко петь, быстро бежать?
Вывод: Если наречие относится к глаголу, оно обозначает признак действия.
3-й ученик. Я предлагаю проанализировать такие словосочетания:
очень интересный (журнал); по – дружески приветливое (письмо); совсем грустное (лицо)
Вывод: Если наречие относится к прилагательному, оно обозначает признак признака.
4-й ученик. Представляет группы наречий по значению.
5-й ученик. Даёт определение наречия как части речи.
По завершению объяснения класс может задать вопрос, если было что-то непонятно и оценивает работу каждого участника цветными жетонами: зелёный — отлично, жёлтый – хорошо.
2-я группа. Материал об истории возникновения наречий облекает в легенду, (ключевые слова записаны на плакате).
В давние, давние дописьменные времена, когда не было ещё ни телевидения, ни компьютеров, ни космических кораблей, ни книг существовала богатая красивая поднебесная страна. Она не имела своего названия. И жили в ней не люди. А жили в ней разные слова. Они могли только звучать. И когда они звучали, то было понятно, что это совсем разные слова. Страна слов не имела границ, слова могли свободно гулять по земле, и по воде, и по воздуху. Но люди, жившие на земле, ловили слова, присваивали их себе, а потом записывали. Земля эта называлась Древняя Русь. И уже были записаны местоимения къ-то, то, сё, весь, существительные мимо-ходъ (прохожие), мельк (мгновение), ник (низ), торчек (колышек) и многие другие. Но этих слов не хватало. Люди видели, что их речь звучит не очень приятно, что есть более чудные слова. И тогда люди стали образовывать другие слова: коуда, тоуда, сюда, везде, къ-де (где) и назвали эти слова наречиями (на речь). А потом люди стали очень ловко и быстро образовывать наречия от существительных, например от существительных: мимоходом, пешком, ничком, торчком; стали сочетать предлоги с существительными: во+очию, за+мужем, сего+дня, во-преки; сочетать падежные формы кратких прилагательных с предлогом: из+давна, с+молоду.
Проходили века. Речь людей совершенствовалась. Наречий появлялось всё больше и больше. Среди людей появились учёные. Однако, и до сих пор идут споры среди учёных об истории возникновения наречий.
На плакате ключевые слова:
- Дописьменные времена.
- Первичные наречия.
- Древняя Русь.
- Образование наречий от других.
- Части речи.
- Современный язык.
- Споры учёных.
3-я группа представила параграф 116 в таблице и озвучила эту таблицу (копии розданы каждому ученику).
Наречие — самостоятельная часть речи, неизменяемая.
наречие | Признак действия — относится к глаголу. Признак признака – относится к прилагательному и наречию |
Группы наречий по значению.
Вопрос | Значение |
Примеры |
1. Как? Каким образом? | Образ действия. | Громко, дружески. |
2. В какой степени? Насколько? | Меры и степени. | Очень, вдвое. |
3. Где? Куда? Откуда? | Места. | Далеко, внизу. |
4. Когда? Как? Долго? | Времени. | Допоздна, ночью. |
5. Почему? Отчего? | Причины. | Сгоряча, поневоле. |
6. Зачем? Для чего? | Цели. | Назло, нарочно. |
4-я группа. Задаёт вопросы и раздаёт жетоны отвечающим за каждый ответ. Вопросы прозвучали так:
- Какая часть речи получила название наречия?
- Докажите, что наречия могут обозначать признак действия, признак признака.
- Как образуются наречия?
- Как изменяются наречия? (Вопрос – ловушка).
- С какими частями речи наречия образуют словосочетания? Почему?
- Как определяется значение наречий?
5-я группа предлагает классу следующие задания:
1. Назовите лишние слова в каждом ряду.
- Одеваться красиво, смотреть искоса, говорить наобум, платье коротко.
- Впереди были спортсмены. Море бушевало вокруг. Накануне произошёл пожар. Посредине площади стоял памятник.
2. Разберите слова по составу. Объясните свой выбор.
- (по) весеннему небу – (по) весеннему светит
- (по) прежнему пути – (по) прежнему ярко
3. Закончите предложения, подобрав наречия, которые пишутся раздельно.
- Нельзя брать чужие вещи…(без спросу).
- Надо уметь говорить правду…(в глаза).
- Времени у нас оставалось…(в обрез).
- В темноте мы продвигались…(на ощупь).
- Любая работа нам…(по плечу).
4. Рассмотрите рисунок. Составьте небольшой рассказ описательного типа, употребляя всевозможные наречия.
После выполнения всех заданий учителем проводится рефлексия.
3. Рефлексия.
Вспомните задачи, которые ставились перед вами в начале урока. Выполнены ли они каждым из вас? Усвоена ли вами изученная тема? Поставьте в группе отметку за урок. Напишите словами свои ощущения.
Привожу некоторые словесные выражения учащихся: "Мне было очень трудно в роли учителя. Очень мне понравилось учить других. Тема “Наречие”, когда я изучал её дома, показалась мне трудной и не интересной, а сейчас я понимаю, как она увлекательна и как много я ещё не знаю".
В качестве домашнего задания учащимся предлагается изучить параграф 117 и составить к нему схемы-опоры.