Уроки устного курса русского языка.
Основной задачей обучения русскому языку в добукварный период является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения языком в устной форме. Учащиеся-шестилетки должны учиться воспринимать русскую речь на слух, отвечать на вопросы, вести диалог, составлять небольшое описание картинки, предмета, рассказывать о школе, о себе, о семье и т. д. в пределах доступной их возрасту тематики.
Тот, кто работал с шестилетними детьми, хорошо знает, как нелегко приходится учителю в первые месяцы обучения детей русскому языку. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво. Возникает много трудностей с произношением, с пониманием. Они застенчивы, неуверенны в себе.
Уроки необходимо провести творчески, практиковать разнообразные методы и приёмы, чтобы с самого начала вызвать у учащихся живой интерес к изучению языка. Учитывая психологию младших школьников, надо максимально использовать наглядность. С первых же уроков надо заинтересовать учащихся, смелее вводить в урок речевые игры и весёлые физкультминутки, стихи и т.д., которые связаны с учебным материалом. Чтение стихотворений имеет исключительную важность для эстетического воспитания. Поэзия обогащает духовный мир ребёнка, учит видеть красоту, развивает речь, радует и удивляет музыкальностью и яркостью языка. Очень полезно для якутских детей менять слова в стихотворениях. Учеников удивляет изменение смысла.
Например:
Мы писали, мы писали,
Мы читали, мы читали,
Наши пальчики устали.
Наши глазки устали.
А теперь мы отдохнем-
А теперь мы отдохнем-
И опять писать начнем.
И опять читать начнем.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. и т.д.
Белые лебеди,
Серые
воробушки,
Черные
вороны,
Лебеди летели
Воробушки летели
Вороны
летели
И на воду сели. И
на ветку сели.
И на древо сели.
Сели, посидели, Сели,
посидели,
Сели, посидели,
Снова полетели. Снова
полетели.
Снова полетели.
Гриша шел-шел-шел,
Медведь шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Землянику нашел.
Раз- грибок,
Раз- земляника,
Два- грибок,
Два- земляника,
Три- грибок,
Три- земляника,
Положил их в кузовок.
Положил их в рот.
Эти игры вызывают у ребёнка потребность говорить по-русски, облегчают условия речевой деятельности. В речевые игры дети включаются с радостью, если они содержат в себе элемент неожиданности, непредсказуемости, соревнования. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. Нужно с помощью весёлых стихов, скороговорок, считалок, физкультминуток сделать уроки устного курса русского языка радостным. Они заучиваются обязательно в движении или с жестами. Весь этот материал собран вокруг 14 тем, которые предусмотрены программой. С помощью метода имитации отрабатываются нормы русской орфоэпии, т. е. навыки правильного произношения звуков, слов, правильной интонации различных предложений, разучиваются наизусть веселые стишки, считалки и т.д. При этом учитель должен сам дать образец правильного произношения, так как усвоение новых слов и синтаксических конструкций во многом зависит от этой работы. Поэтому с первых же дней нужно тренировать органы речи и слух учащихся в правильном восприятии и воспроизведении русских звуков и звукосочетаний, трудных для якутов. Ни одно ошибочно произнесённое слово не должно оставаться неисправленным.
Для учителя важно понять, что игры в школе – прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его мыслить. Игра требует осторожного с ней обращения. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать. Систематическая работа обязательно даст плоды.
В ШКОЛЕ
Звенит звонок, звонок зовёт,
И Зоя в класс к себе идёт.
В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом-
Пишут по белому чёрным
Пишут по чёрному белым,
Перьями пишут и мелом:
“Нам не нужна война!”
С. Я. Маршак.
Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.
С. Я. Маршак
Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало-
Только ползать и летать!
С. Михалков.
Котёнок.
Я - котик умный и весёлый,
И в десять лет, и в семь и в пять
Но никогда не видел школы.
Все люди любят рисовать.
Возьми меня с собою в класс,
И каждый смело нарисует
Я помяукаю для вас.
Всё, что его интересует …
В. Берестов.
Мы писали.
Мы писали, мы писали,
Мы сегодня рисовали,
А теперь все дружно встали,
Наши пальчики устали.
Ножками потопали
Наши пальчики встряхнем,
Ручками похлопали,
Рисовать опять начнем.
Затем пальчики сожмем,
Сядем, и писать начнем.
Мы писали, мы писали,
Мы читали, мы читали,
Наши пальчики устали.
Наши глазки устали.
А теперь мы отдохнем -
А теперь мы отдохнём -
И опять писать начнем.
И опять читать начнём.
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нём:
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. ( Школа.)
Возле школьного крыльца
Посадили деревца:
Вера – вербу,
Ясень – Вася,
Слава – сливу,
Клава – клен…
Ты работал-
Оставайся.
Ты ленился-
Выйди вон.
В КЛАССЕ. УЧЕБНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
Огорчённая сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой.
Мы таблицы сложения
Взяли и попрятали.
Дайте нам для ускоренья
Микрокалькуляторы.
Е. Григорьева.
Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.
Л. Яковлев.
Резинка. Линейка
Я - ластик, я - резинка,
Я – линейка. Прямота -
Чумазенькая спинка.
Главная моя черта.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стерла я с места!
В. Берестов.
Буквы печатные
Очень весело пишется ручке:
Очень аккуратные.
Буквы держат друг дружку за ручки.
Буквы для письма
Я пишу сама.
В.Берестов
Палочка волшебная
Есть у меня, друзья,
Палочкою этой
Могу построить я:
Башню, дом и самолет
И большущий пароход! ( Карандаш).
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? ( Карта географическая)
Языка нет, а рассказывает.
Кто молча учит? ( Книга. )
НА УРОКЕ.
Стихи.
Сестра читать умеет
Аист азбуку учил
И с самого утра
И пятёрку получил.
Читает или пишет
И сегодня без подсказки
Большую букву А.
Сам себе читает сказки.
С. Козлов. А Пудваль.
Какие бывают слова?
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.
М.Пляцковский
НА ПЕРЕМЕНЕ.
Веселятся Коля, Лена –
Это значит перемена.
1, 2, 3, 4, 5.
Будем в прятки мы играть.
Звёзды, месяц, луг, цветы.
Ты поди – ка поводи.
Сначала буду маленьким,
Ну – ка, зайка, поскачи, поскачи,
К коленочкам прижмусь.
Лапкой,лапкой постучи, постучи.
Потом я вырасту большим,
Ты на травку упади, упади,
До лампы дотянусь.
Полежи и отдохни, отдохни.
Жмурятся глазки
- Выходите, мышки,
У кошки
Поиграем в жмурки!
У мурки:
Пляшут лапки,
Пляшут ушки,
Пляшут рожки и хвосты!
Что стоишь?
Пляши и ты!
НАША СЕМЬЯ.
Раз – два! Три – четыре! –
Кто живёт у нас в квартире?
Мама, папа, брат и я –
Наша дружная семья!
Сергей Волков.
Брат Алёша.
Раз шажок, два шажок,
Я учу Алешку
Левый, правый сапожок.
Топать понемножку.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик уже спит.
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик уж заснул.
Этот пальчик – я.
Встали пальчики. Ура!
В школу нам идти пора.
Бабушка.
У бабушки нашей хватает забот:
Для Тани с Наташей и вяжет, и шьёт.
Читает им книжки, поёт перед сном,
Гулять ребятишек ведет вечерком.
З. Александрова.
Соня.
Са – са –са - есть у девочки коса.
Су – су – су – заплетёт она косу,
Се – се – се – бант завяжет на косе,
Сы – сы – сы – нет красивее косы.
Ра – ра – ра – собираемся с утра,
Ро – ро – ро – мы поедем на метро
Ре – ре – ре – в гости к маминой сестре.
Ры – ры – ры – тётя купит нам шары!
ИГРЫ И ЗАБАВЫ ДЕТЕЙ.
Пять пальчиков.
У детишек - шалунишек,
Девочек и мальчиков,
Знаем мы, на каждой ручке
Пять весёлых пальчиков!
С. Волков.
Пальчики в лесу.
1, 2, 3, 4, 5,
Этот пальчик чистить стал.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик в лес пошёл.
Ну а этот только ел -
Этот пальчик - гриб нашёл.
Оттого и потолстел.
Как живёшь?
Как живёшь? Вот так!
Ждёшь обед? Вот так!
А плывёшь? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!
Что без чего не бывает.
Знайте, не бывает лодки без реки,
Праздника – без песни, хлеба – без муки,
Дождика без тучки, розы без шипов,
Сказок – без начала, леса – без грибов.
Знайте, не бывает моря без волны,
Шутки – без улыбки, марта – без весны,
Лётчиков – без неба, армий без полков,
Школ – без переменок, драк – без синяков.
Знайте, не бывает дружбы без друзей,
Лестниц – без ступенек, дома – без дверей,
Утра – без рассвета, дыма – без огня…
В общем, продолжайте дальше без меня.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра.
А для волка… кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто куда.
Аты – баты, шли солдаты,
Аты – баты, на базар.
Аты – баты, что купили?
Аты – баты, самовар.
Аты – баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты – баты, кто выходит?
Аты – баты, это я.
Играл Егорка
С Игорьком-
Скатился с горки
Кувырком.
ЧЕЛОВЕК И ЗДОРОВЬЕ.
Зайка.
Зайка серый умывается,
Вымыл хвостик,
Видно, в гости собирается.
Вымыл ухо,
Вытер сухо……………………………….
Два часа собирался,
Этой щёткой чищу зубы,
Два часа умывался,
Этой щёткой башмаки,
Один час утирался,
Этой щёткой чищу брюки,
Сутки одевался.
Все три щётки мне нужны.
Чо – чо – чо – поцарапано плечо.
Ча – ча – ча – мама вызвала врача
Чи – чи – чи – вот приехали врачи
Чу –чу – чу – я лечиться не хочу.
ОДЕЖДА И ОБУВЬ.
Ножки.
Нарядили ножки
Вы шагайте – топайте,
В новые сапожки.
По лужам не шлёпайте,
Вы шагайте, ножки,
В грязь не заходите,
Прямо по дорожке.
Сапожки не рви.
У Ивашки рубашка,
Подарили Вареньке – валенки,
У рубашки кармашки.
Валеньке – варежки.
ПОСУДА И ПИЩА
Три весёлых карапуза
Съели три куска арбуза!
Всем известно: карапузы
Очень любят есть арбузы.
Сергей Волков.
За столом сидит Ванюша.
Наш Ванюша любит кушать!
Раз – два – три! – мелькает ложка,
Не осталось даже крошки!
Завтраку пришёл конец,
Кто всё съел, тот молодец!
Сергей Волков
Использованная литература:
- Аким Я.Буква за буквой. – М., 1964
- Берестов В. Парад алле! – М., 1988
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя. – М.: Просвещение. 1991
- Габышева Ф.В. и др. Программа по русскому языку дл 1-4 классов якутской школы с родным языком обучения. Министерство образования РС(Я), 1996
- Михалков С. Азбука. – М., 1962
- Шварц М. Мы сами читаем маме. – М.: Карапуз. 2000