ТЕМА: ПРИЧАСТИЕ
ЦЕЛЬ: систематизировать знания учащихся о причастии, формировать
умения определять причастие по грамматическим признакам;
работать над предложениями с причастиями, прививать любовь
к родному краю.
Оборудование: таблица «Причастие», картина «Первый снег», стихи местных
поэтов о Киренске.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
Обратите внимание на доску, перед вами строки из стихотворений о нашем городе Киренске, фотографии, картина Кузакова А.В. «Первый снег». А тема урока - «Причастие». Нам с вами предстоит повторить все о причастии, и, используя причастие, постараться выразить свое отношение к отчему краю.
2. Повторение:
а) Выбери и запиши понравившийся тебе эпиграф к уроку:
- Самый лучший мой город Киренск,
Ничего, что похож на деревню.
Н.Денисов
- Я люблю городок свой Киренск,
Молодой, беспокойный и древний.
Н.Денисов
- Киренск испокон веков
Город славных речников …
М.Сергеев
б) Учитель наизусть читает стихотворение М.Сергеева «Киренск»
Тумана молочная пена,
И сосны, летящие ввысь,
Великая Киренга с Леной,
Как сестры в тайге обнялись.
Казаки увидели диво
И свой завершили маршрут.
Сказали: «Однако – красиво,
Навеки останемся тут.»
Не случайно третий век
Так ведется, так ведется
Город Киренск наш похож
На первопроходца.
Киренск испокон веков
Город славных речников,
Город летчиков, над облакам летящих,
И геологов, на поиск уходящих.
Когда разливается Лена
Весенним кипением вод
И кажется мне неизменно,
Что город по морю плывет.
И лодки, что белые чайки
На сине-лиловой воде,
Я честно скажу без утайки,
Что Киренск нравится мне.
в) У учащихся на столе текст данного стихотворения
Задание: Найдите причастия, причастные обороты.
Рассказать о причастии по плану:
- Что такое причастие?
- Что общего у причастия и прилагательного?
- Чем они отличаются?
- Какова роль причастий в предложении?
3. Кодированный опрос:
1) найдите словосочетание «прилаг.+ сущ.»:
а) древний город
б) темнеющий лес
в) обновленные улицы
г) красивый пейзаж
д) знакомая картина
е) первый снег
2) найдите словосочетание «причаст. + сущ.»:
а) склонившаяся береза
б) тонкий лед
в) дремлющие корабли
г) грустные сны
д) ровное поле
е) сверкающие снежинки
3) найти словосочетания «прилагат. + сущ.»:
а) светлеющее небо
б) зимний день
в) морозный воздух
г) замерзающая река
д) пушистый снег
е) знакомая картина
4) найти словосочетания «причаст. + сущ.»:
а) белеющие горы
б) морозный день
в) маленький городок
г) нежные чувства
д) сибирская красавица
е) улыбающиеся прохожие
Контрольный лист (проверка)
- а; г; д; е
- а; в; е;
- б; в; д; е
- а; е
Самооценка:
Нет ошибок «5»
1 ошибка «4»
2 ошибки «3»
4. Самостоятельная работа:
Записать в два столбика
1 ст. словосочетания «причаст. + сущ.»
2 ст. словосочетания «прилаг. + сущ.»
Темный лес, синий небосклон, темные тучи, в посветлевшем воздухе, извивающаяся лента реки, потемневшая вода, шепчущие волны, огромный лес, тонкий звон, пожелтевшая трава, белый снег, тонкий ледок, плывущие облака, поднимающееся солнце, бодрящий воздух, легкий морозец.
5. Повторение о роли причастий в речи.
Слово учителя:
М.В.Ломоносов писал: «Причастия служат сокращению слова человеческого».
Докажите справедливость данного высказывания.
Задание: «заменить причастным оборотом»
а) Лучи солнца, которые едва пробиваются сквозь облака, скользят по воде, верхушкам деревьев, домам.
б) Ядреный морозец, который ударил ночью, сразу все преобразил.
в) Люблю каждую травинку, которая поникла; люблю каждое деревце, которое трепещет на ветру; люблю каждое облако, которое плывет по серому осеннему небу.
Учащиеся записывают: Лучи солнца, едва пробиваются сквозь облака, скользят по воде, верхушкам деревьев, домам и т.д.
6. Развитие речи.
Слово учителя:
Ребята, вы обратили внимание на то, что сегодня, говоря о причастии, мы постоянно обращаемся к нашей малой родине, городу Киренску. Уже звучали стихи местных поэтов, а вот перед вами картина Александра Владимировича Кузакова «Первый снег». Александр Владимирович родился, вырос и всю жизнь провел в Киренске, посвятив себя благородному делу - обучению детей рисованию. На протяжении ряда лет он возглавлял детскую художественную школу. Воспитал не одно поколение талантливых художников. Мастер кисти, он умеет увлечь детей любимым делом. Картины его интересны. Часто проходят персональные выставки Александра Владимировича. Итак, обратимся к картине «Первый снег».
- Беседа
- Что привлекает внимание зрителя?
- Как изображено небо? гора? лес? река?
- Какие краски использует художник?
- Как передает автор красоту первого снега?
- Устно. Составить рассказ, используя опорные слова, выражения:
- горы, припорошенные снегом,
- земля, укрытая легким снежным одеялом,
- суда, вернувшиеся из далекого плавания,
- облака, медленно плывущие по небу,
- Учитель дает начало мини-сочинения:
Передо мной одна из картин А.В.Кузакова «Первый снег». Картина наполнена чистым, прозрачным воздухом… Чувствуется дыхание зимы…
- Учащиеся пишут сочинение-миниатюру, стараясь включать в предложения причастия и причастные обороты.
- Проверка. Учащиеся зачитывают свои сочинения.
7. Оценки. Итог урока.