Я работаю в школе уже немало лет и всё больше убеждаюсь в том, что в преподавании любого предмета необходимо стараться избегать двух крайностей: 1) стандартности, однообразия приёмов и методов; 2) постоянного стремления удивить, озадачить, так как и то и другое при частом использовании приводит к притуплению интереса, к потере ощущения новизны, значимости совершаемой работы. Поэтому так важно использование разнообразных педагогических технологий. Изучаемый материал нередко сам подсказывает выбор методического решения, требует индивидуального подхода, так как каждая тема неповторима и своеобразна. Нет и не может быть единого шаблона при изучении грамматики, лексического строя языка, фонетики и т. д. Ведь даже самую “рутинную” работу (закрепительные, тренировочные упражнения, работу над ошибками) можно сделать увлекательной и эффективной, используя задания и упражнения соревновательного характера, логические задачи, задания на внимание, память, смекалку…
Особую роль на уроке, на мой взгляд, надо отводить работе с текстом. Текст должен быть содержательным, интересным в художественном отношении, при необходимости насыщенным орфограммами и пунктограммами. В процессе анализа текста учащиеся постигают его структуру, тему, идею, выделяют ключевые слова, отмечают стилистические особенности. Непременным условием анализа текста является грамматический разбор, поскольку этот вид работы заставляет вдумываться в слово, размышлять, сопоставлять, тренирует память, развивает речь.
Работа с текстом очень эффективна и на уроках развития речи, и на уроках закрепления изученного материала, и на уроках объяснения нового. Так, при изучении темы “Имя прилагательное” в 6-м классе ребятам предлагается следующий текст:
Вечереет. По аллеям парка пробегает ветерок. Он колышет травинки, заставляет вздрогнуть ветки берёз, шелестит листвой на дорожках. Сгущаются сумерки. Дымкой заволакивает небо. Гаснут лучи солнца. Деревья сливаются в одну массу. Надвигается ночь.
В ходе работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что перед ними описание, но в нём не хватает прилагательных. Их надо ввести в текст. Чтобы ученики успешно справились с поставленной задачей, учитель может использовать разнообразные формы и методы. Это может быть редактирование текста, конкурс на лучшую пейзажную зарисовку... Вариантов много, всё зависит от фантазии учителя и целесообразности задания. Мне представляется очень уместным использование музыки.
Звучит отрывок из композиции П.И Чайковского “Времена года”. Звуки музыки создают незабываемую атмосферу, пробуждают чувства, заставляют работать воображение, развивают образное впечатление… В результате под музыку рождаются замечательные миниатюры. А так как у каждого учащегося своё видение, прочтение музыки, то работы ребят очень разные.
Таким образом, самый обычный урок может стать запоминающимся, особенным, продуктивным, если подойти к нему творчески. Очень результативным, на мой взгляд, является использование музыки, изобразительного искусства и литературы для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках русского языка.
Проиллюстрируем это на примере урока объяснения нового материала.
7-й класс. Тема: “Причастие как часть речи”.
На уроке используем вальс Г. Свиридова к к/ф “Метель”, репродукцию с картины И. Шишкина “Зима в лесу”, стихотворение Ф.И. Тютчева “Чародейкою зимою”.
Ещё один пример — взаимосвязь музыки, живописи и художественного слова на уроке развития речи.
Урок №1. Причастие как часть речи.
Цели урока:
- ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия, формирование умения различать причастия и прилагательные;
- развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы,
- расширение представлений о богатстве русского языка;
- продолжение развития творческих способностей учащихся с помощью воздействия искусства на эмоции детей.
Ход урока.
Итак, перед вами пейзаж. На картине запечатлён зимний лес. Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на эту картину?
(Покоем и тишиной веет от картины, спокойствием. Немного грустно. Во всём умиротворённость, которая наступает в предвечерний час).
Мы будем описывать картину, и нам потребуются слова, обозначающие признаки, отвечающие на вопрос “какой?”. (Учащиеся внимательно всматриваются в пейзаж, подбирают необходимый материал и составляют таблицу).
Запись ведется в две колонки. На доске запись оформляется учителем, который регулирует запись слов в нужную колонку в зависимости от принадлежности слова к части речи.
Предметы описания | Какой? Какие? | Какой? Какие? |
Сосны | Высокие, стройные, черные | Замёршие, поваленные, покрытые снегом |
Небо | Розоватое, вечернее | Розовеющее |
Снег | Глубокий, рыхлый | Лежащий, покрывающий всё. |
Лес | Тихий, задумчивый | Притихший, заколдованный |
Обращаю внимание учащихся на слова второй колонки. Прошу еще раз вдумчиво прочитать слова второго столбика, сравнить со словами первого столбика. В чем разница? Как правило, учащиеся делают это легко. Вводится понятие причастия.
На следующем этапе урока учащиеся делают наблюдения, касающиеся морфологических признаков причастия. Для этих целей используем слова и словосочетания второй колонки таблицы.
Закрепление материала.Читаю стихотворение Ф. Тютчева “Чародейкою зимою”, которое лексическими средствами изображает пейзаж И. Шишкина. Но сначала попрошу ребят, чтобы они сами назвали стихотворение о зимнем заколдованном лесе. Перед чтением прошу ребят быть внимательными, т. к. нужно услышать причастия, записать их в тетрадь. (заколдован, опутан, окован). После чтения стихотворения проверяем записи, делаем вывод о том, что причастия, как и прилагательные, могут иметь краткую форму.
Творческий этап.Задание: написать небольшой текст “Зима в лесу” (5-7 предложений), используя причастия.
Дети пишут о зиме под тихие звуки музыки, вспоминая замечательные поэтические строки, вглядываясь ещё раз в картину.
- Я слушаю и понимаю.
- Я вижу и запоминаю.
- Я делаю и постигаю.
Так на уроке дети постигают новое, открывают для себя красоту родной природы, неисчерпаемое богатство русского языка и русского искусства.
Конспект урока по русскому языку.
Тема: Осенний пейзаж.
Цели урока:
- подготовить учащихся написанию сочинения на заданную тему;
- учить наблюдательности, вниманию, умению отбирать словесный материал;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать в них чувство прекрасного.
План урока.
Этому уроку предшествовал урок-экскурсия. Учащиеся были вовлечены ролевую игру. Они должны были
- увидеть цветовую гамму осени (теплые и холодные тона);
- соотнести цвет с предметом и записать словосочетания (желтый лист, почерневшая кора., голубое небо…);
- услышать осенние звуки и записать сочетания слов (шум ветра, шорох листьев…);
- почувствовать осенние запахи;
- ощутить настроение.
В классе предварительно была составлена таблица, во время экскурсии учащиеся готовили рабочие материалы.
Ход урока.
Учитель. Ребята! Во время экскурсии вы старались быть очень внимательными, зоркими, чуткими, чтобы ничего не пропустить и открыть для себя много нового. Давайте подведём итоги.
Работа с таблицей. (Таблица составляется на основе ученических наблюдений).
Палитра осени | Осенние звуки | Осенние запахи | Настроение, ощущения |
Красно-желтый лист Пронзительная синева неба Ярко-красные гроздья рябины….. |
Шелест падающего листка Гул ветра Шорох листвы |
Запах свежести, спелых яблок | Радостное, праздничное, но немного грустное |
Когда работаем с графой “Цветовая палитра”, обращаем внимание на лексическое значение слова “палитра”. Учащиеся узнают, что все цвета принято делить на тёплые и холодные. Тёплые — это жёлтые, оранжевые, красные. Это краски осенних листьев, солнца, спелых яблок….Холодные — это синие, синие, голубые: краски неба, воды, сумерек…..
Обращается внимание учащихся, что у каждого цвета есть много оттенков. Надо только научиться внимательно смотреть вокруг себя, чтобы разобраться в цветовом богатстве, которое рассыпала перед нами природа.
Следующий этап урока. К наблюдениям учеников добавляется музыка.
Учитель.
Все — от цветка до туч и небосвода
Колеблется, колеблемое звуком.
Все-музыка: и радости, и мука,
И мысль, и дух, и память, и природа.
(Звучит музыкальная пьеса “Осень” Вивальди).
Для каждого времен и года характерна своя мелодия, своя музыка. Какая она у осени?
(Варианты ответов учащихся. Осенняя музыка бывает разной: она то печальная, то веселая, то тихая, то громкая. Когда слушаешь музыку Вивальди, то представляешь себе Осень, играющую на скрипке грустную мелодию. Осень взмахивает смычком и тихо роняет слёзы…).
Учитель. Осеннее настроение изменчиво. Вы это хорошо уловили, услышали. (Вносим дополнения в соответствующую графу в таблице).
Учитель. А как вы думаете, можно ли настроение не только “услышать”, но и “увидеть”?
(Демонстрируется репродукция с картины И. Левитана “Золотая осень”).
Учитель. Каким настроением наполнен пейзаж? Что вы увидели?
Ответы учащихся: праздник — яркие, насыщенные цвета, много солнца. Грусть — цвет неба (не очень яркий, чуть темноватый).
Учитель. У замечательного русского поэта Н. Заболоцкого есть такие строчки:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная прелесть,
Но она открыта не для каждого,
И даже не каждому художнику видна.
Учитель. Сейчас мы послушаем стихи русских поэтов об этом удивительном времени года. Внимательно послушаем, подумаем, что каждый из них открыл для себя в осени .
(Ученик читает стихотворение Ф. Тютчева “Есть в осени первоначальной…”).
Учитель. Что помогло вам увидеть, услышать, почувствовать строки этого стихотворения?
Учащиеся говорят о том, что увидели необыкновенную красоту (“день стоит как бы хрустальный”, “лучезарны вечера”, “теплая лазурь”), услышали тишину (“пустеет воздух, птиц не слышно боле”), почувствовали хрупкость, непрочность осенней благодати.
(Звучит стихотворение П. Вяземского “Осень 1874 года”).
Учащиеся отмечают необычайное богатство (бархат, парча, яхонт, золото) и красоту осени. Осень для поэта — волшебница, красавица, она “кокетничает”, “приманивает”.
(Звучит стихотворение А.Фета “Осенняя роза”).
Учитель. В этом стихотворении есть что-то странное, казалось бы, не имеющее отношение к осени. Вы услышали это?
Учащиеся говорят о том, что странным является упоминание весны при описании осеннего пейзажа. Но это только на первый взгляд. Все-таки между осенью и весной есть нечто общее: ярко-голубое небо, обилие красок, запахов. Весной мы чувствуем прилив сил, на душе легко и радостно. Нечто подобное мы испытываем и в погожие солнечные осенние дни.
Учитель. Осень всегда неожиданна, непредсказуема, противоречива. Осень — это и “очей очарованье”, и “унылая пора”. Вот какая она, волшебница осень!
У неё много секретов, она постоянно преподносит нам сюрпризы. В этом вы убедились сами во время нашей прогулки. В этом же нас убеждают и наши великие русские поэты, испытавшие на себе чары осени.
Творческий этап.
Если урок сдвоенный, то творческая работа проводится на следующем уроке. Если урок один, то задание даётся на дом.
Виды творческих заданий:
- сочинение-миниатюра “Осень-волшебница”.
- написать стихотворение об осени.
- впечатление о прогулке по осеннему городу.
Учащиеся сами выбирают тип задания.
Примеры творческих работ учащихся 5-го класса.1.
Ни у весны, ни у лета нет таких богатых и ярких красок. Берёзку осень украсила золотым цветом, лиственницу наградила оранжево-жёлтым цветом, а осинки — красным. А это что за чудо! Это пламенеют гроздья рябины. Всё такое праздничное, будто у природы прощальный бал.
Синицына Диана.
2.
Какого цвета нет у осени?
Зеленый, красный, золотой…..
Листок, кружась, упал мне под ноги.
За ним спускается другой.Летят листки на парашютиках
В осеннем сказочном саду.
Ах, осень, осень, ты волшебница!
Другого слова не найду.Романов Юра.
3.
Приходит Осень-модельер в лес. И каждому дереву приносит новый наряд. Рябине дарит красные серьги, берёзке – жёлтый сарафан, клёну — пёструю рубаху, осине – красное платье. А в ноябре сильный ветер и холодный дождь срывают карнавальные костюмы, и кружатся над землёй разноцветные лоскутки одежд.
Стельмах Андрей.
4.
Листопад.
Листопад, листопад, листопад.
Разные листья кружат.
Жёлтые, зелёные, красные, бордовые.
Все они летят
И под нашими ногами шелестят.
Мы красивый букет соберём,
В наш класс отнесём.
А за школьным окном
Снова листья летят,
Листопад, листопад, листопад.Горбачёва Маша.