Упражнения к урокам обобщения и систематизации знаний по русскому языку в 5-м классе

Разделы: Русский язык


ТЕМА: “Повторение изученного по синтаксису и пунктуации”

Упражнение №1. Выписать из предложения все возможные словосочетания и разобрать их.

А) Подул лёгкий ветерок и с тихим шорохом пробежал по весеннему лесу.
Б) Утренняя роса блестела на траве и долго не высыхала.

Упражнение №2. Выполнить синтаксический разбор предложения (дифференцированное задание)

На нежной траве блестят капли росы. Красив, тих и загадочен весенний лес на рассвете. Скоро мы увидим, как распускаются ароматные цветы акации в саду.

Упражнение №3. Конструирование предложений. Составить сложные предложения, употребив подходящие по смыслу союзы. Построить схемы.

А) Листья на деревьях распускаются. Наступила весна.
Б) Облака над морем потемнели. Повеяло прохладой.
В) Деревья потеряли свои очертания. Сгустились сумерки.
Г) Солнце ещё не встало. Первые жаворонки уже звенели высоко в небе.

Упражнение №4. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы сначала получилось простое предложение, а потом сложное.

А) К утру буря утихла и … .
Б) … и на землю упали первые капли дождя.

Упражнение №5. Записать предложения, расставить знаки препинания, выполнить пунктуационный разбор.

А) Жизнь интересна везде в пустыне и в тундре и в тайге и в горах.
Б) Я всегда удивлялся как изменяет и украшает природу снег.
В) Лес наше спасение от засух и суховеев.
Г) Осень щедро одаривает леса и луга жёлтыми оранжевыми и багровыми красками.
Д) У нас сегодня будет тренировка спросили ребята тренера.
Е) Это правило ребята необходимо выучить наизусть.
Ж) Прекрасны вы поля земли родной!

Упражнение №6. Данное предложение перестроить так, чтобы появилось обращение. Первый ряд строит предложение с обращением в начале, второй ряд – с обращением в средине, третий ряд – с обращением в конце предложения.

Школьники берегут богатства родной природы, борются за чистоту окружающей среды.

Упражнение №7. Записать высказывание в форме предложения с прямой речью, построить схемы. Первый вариант – с прямой речью перед словами автора, второй вариант – с прямой речью после слов автора.

А) Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего. (К.Д.Ушинский)

Упражнение №8. Составить предложения с прямой речью.

А) подобрать слова автора:

  • Ты уже прочитал эту книгу ….
  • …отряд, стройся.

Б) подобрать прямую речь:

  • Девочка посмотрела на звёздное небо и восхищённо произнесла….
  • …задумчиво произнёс папа.

Упражнение №9. Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить недостающие знаки препинания. Схематически объяснить знаки препинания.

Наступила з..л..тая осень. Дни ст..новят(?)ся короче и со(?)нце по..вляет(?)ся реже. Лист(?)я (на)д..рев(?)ях м..няют св..ю окраску и их разноцветные одежды ож..вляют з..сыпающий лес. Б..гряные з..л..тые оранжевые лист(?)я медленно опадают и шуршат (под)н..гами. Когда пр..йдут д..жди лист(?)я л..жат мя..ким к..вром.

Перелётные птицы о..правляют(?)ся в д..лёк..ю дорогу. Возвращайтесь к нам в..сной крич..т им вслед ребята.

Упражнение №10. ТЕСТ.

1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

А) около дороги
Б) широкая дорога
В) дорога в лес
Г) дорога широка

2. Найти глагольные словосочетания:

А) идём в школу
Б) интересный урок
В) говорить громко
Г) начало урока

3. В каком словосочетании существительное школа является главным словом?

А) ученик школы
Б) хорошая школа
В) учиться в школе
Г) школа космонавтов

4. Найти предложение, соответствующее следующей характеристике: вопросительное, невосклицательное, распространённое

А) Ребята, вы устали?
Б) Вы не забыли о соревнованиях?
В) Зачем ты это сделал?!
Г) Где мы завтра встретимся?

5. Какое предложение нераспространённое?

А) Мальчики и девочки читают и рисуют, танцуют и поют.
Б) Завтра уезжаем.
В) Красив лес в зимнем наряде.
Г) Ребята, берегите природу!

6. Какое слово является подлежащим в предложении?

А Б В Г Д Е Ж
Скоро белые метели снег поднимут от земли

7. В каких предложениях надо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

А) Муравьи санитары леса.
Б) Для человека ягоды ландыша ядовиты.
В) Сентябрь время боровиков, рыжиков, груздей.
Г) Зимний лес красив.

8. В каких предложениях однородными являются сказуемые?

А) Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
Б) Скоро наступит весна и прилетят птицы из тёплых стран.
В) Вечерний воздух чист, свеж и прозрачен.
Г) Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.

9. В каком предложении имеются две грамматические основы?

А) Жёлуди держатся на ветках до осени, а потом падают на землю.
Б) Деревья и кустарники запорошены снегом, а лужи покрыты тонким ледком.
В) Весной листья на деревьях распускаются, а осенью желтеют и опадают.
Г) Весной прекрасные белые цветы украшают калину, а осенью на ней горят яркие плоды.

10. В каком предложении перед союзом И надо ставить запятую?

А) Подул ветерок и тёмная туча закрыла солнышко.
Б) Выпал снег и украсил белыми шапками деревья и кустарники.
В) Выпал снег и деревья и кустарники украсились белыми шапками.
Г) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Результаты теста: 1.А,Г 2.А,В 3.Б,Г 4. Б,Г 5.А 6.В 7.А,В 8.А,В 9.Б,Г 10.А,В

ТЕМА: “Повторение изученного по фонетике”

Упражнение №1. В парах слов найти одинаковые буквы, которые обозначают разные звуки.

Орех – остров, книга – кнопка, бежать – берег, друг – гудеть, ясный – мяч.

Упражнение №2. В первый столбик выписать слова, в которых все согласные звуки глухие, во второй – слова, в которых все согласные звонкие, в третий – слова, в которых есть и звонкие и глухие согласные.

Кочка, дома, ночь, жители, жара, зелёный, цветы, звезда, земля, читать, грач, шишка, котик, качать, думать.

Упражнение №3. В первый столбик выписать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, во второй – слова, в которых эти буквы обозначают два звука.

Ряд, полёт, ёлка, ясный, приём, боец, юла, клюв, люстра, вьюга, отъезд, мяч, ехать, лето, любовь, лёгкий.

Упражнение №4. Расположить фамилии по алфавиту.

Сидоров, Сазонов, Светиков, Стаценко, Сухов, Сухонин, Сухарев, Садыков, Смирнов, Смитюк, Смиренко, Синельников, Сидоренков, Самохин, Свиридов.

Упражнение №5. В первый столбик выписать слова, в которых совпадает количество букв и звуков, во второй – слова, в которых звуков больше, чем букв, в третий – слова, в которых букв больше, чем звуков.

Объявление, меньше, листья, подъезд, маленькие, мечтать, читаю, молотьба, яркие.

Упражнение №6. Выполнить фонетический разбор слов.

Детство, счастье, южный, польётся, пройдёт.

Упражнение №7. ТЕСТ.

1. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

А) в начале слова
Б) после согласных
В) после гласных
Г) после разделительных Ъ и Ь

2. Не имеют парных звуков по звонкости – глухости

А) Р Б) Й В) Б Г) Д

3. Не имеют парных звуков по твёрдости – мягкости

А) М Б) Й В) Ч Г) Ш

4. Какие слова состоят из трёх звуков?

А) люк
Б) дом
В) яма
Г) Юля

5. В каких словах Ь не служит для обозначения мягкости согласных?

А) ночь
Б) тень
В) тоньше
Г) беречь

6. В каком слове три слога?

А Б В Г Д Е Ж
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.

7. В каких словах ударение поставлено неверно?

А) килОметр
Б) алфавИт
В) дОговор
Г) докумЕнт

8. В каких словах есть согласные звуки, которые имеются в слове ДЕНЬ?

А Б В Г Д
Низкие тучи бегут по небу к далёкому горизонту.

9. Какие пары слов отличаются одним звуком?

А) пример – примерь
Б) прут – пруд
В) молот – молод
Г) мел – мель

10. В каких парах слов одинаково количество звуков?

А) стал – сталь
Б) сел – съел
В) лёд – льет
Г) готов – готовь

11. Мягкий знак пишется в слове:

А) гон..щик
Б) меч..та
В) кон..чить
Г) ран..ше

Результаты теста: 1.А, В, Г 2. А, Б 3. Б, В, Г 4. А, Б 5. А, Г 6. Е 7. А, В 8. А, В 9. А, Г 10 А, Г 11. Г