Оборудование:
- магнитофон,
- проектор,
- раздаточный материал (отрывок сказки Х.К.Андерсена “Снежная королева”),
- “Вальс снежных хлопьев” П.И. Чайковского,
- портреты Х.К.Андерсена, П.И. Чайковского,
- репродукции картин с изображением зимних пейзажей (по выбору учителя).
Ход урока
Заранее класс был разделен на 4 группы. Перед уроком каждая группа оборудовала свое рабочее место: соответствующим образом поставлены парты, “зимнее” оформление.
1. Организационный момент.
Оформление тетрадей
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы подготовимся к описанию прекрасного поэтического предмета, который всем вам хорошо знаком. Но вы должны отгадать, о чем пойдет речь. Послушайте загадку.
(Звучит фрагмент из “Вальса снежных хлопьев”).
Он слетает белой стаей и сверкает на лету,
Он звездой прохладой тает на ладони и во рту,
Он на солнышке румяный, под луною голубой,
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой.
Ученик. Снег.
3.
Учитель. Как вы определили, что речь идет о снеге? Слова каких частей речи помогли вам отгадать загадку?
Ученик. Глаголы и имена прилагательные.
Учитель. Попробуйте перечислить их по памяти. (Для проверки правильности выполненного задания на экран выводится текст загадки, в котором подчеркнуты глаголы и имена прилагательные). Какова функция слов данных частей речи?
Ученик. Глаголы называют действия, а прилагательные признаки предмета, о котором идет речь. Снег в загадке представляется нам все время движущимся, меняющим свой вид.
Учитель. Снег часто становится героем сказок. Какие из них вы знаете?
Ученик. “Морозко”, “Снегурочка”, “Два Мороза”, “Снежная королева” и другие.
Учитель. В сказке Г.Х. Андерсена “Снежная королева” рассказывается о целом снежном царстве, где верные слуги королевы, снежинки, сопровождают ее во всех путешествиях, становятся участниками разных волшебств. Да и сама Снежная королева – это, вероятно, недобрая снежинка, которая превратилась в прекрасную женщину. Давайте прочтем ее описание.
Ученик (читает): “За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и все же живая! Глаза ее сияли, как две ясных звезды, но не было в них ни теплоты, ни покоя…”. (Во время чтения звучит фрагмент из “Вальса Снежинок”).
4. Словарная работа.
Учитель. Уже дважды за сегодняшний урок звучат фрагменты прекрасного музыкального произведения. Оно о снеге, и именно с ним нам и предстоит работать. Для того, чтобы работа была более успешной, необходима лексическая база. На ваших столах лежат тексты отрывка, который вы только что слышали. Примерами из него мы и начнем заполнять таблицу “Снежные слова”.
(Ученики переносят таблицу в тетрадь и начинают заполнять ее примерами самостоятельно в группах).
Таблица
Цвет, краски |
Снежный покров на взгляд и на ощупь |
Звуки |
Действия |
Тончайший белый тюль, сотканный из миллионов снежных звездочек | порхать, упасть, сиять |
Учитель. Разумеется, такого количества “снежных” слов недостаточно для написания сочинения. Дома каждая команда работала над определенной группой лексики. (Дальнейшее заполнение таблицы. Ребята свои домашние находки, разграничивая эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).
5.
Учитель. Снег можно изобразить не только словами или на холсте. У великого русского композитора П.И.Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Т.Гофмана “Щелкунчик”. Как вы помните, эта сказка о верной дружбе и преданности. В балете Чайковского Мари и Щелкунчик попадают в зимний лес и видят прекрасный танец снежинок. У Гофмана этого нет но композитору очень хотелось, чтобы в спектакле участвовали маленькие балерины. Для них и был создан “Вальс снежных хлопьев”. Что такое вальс? (Ребята определяют лексическое значение этого и других слов с помощью толковых словарей.)
Ученик. Вальс – это
- бальный танец в трехдольном размере;
- музыка для такого танца (запись на доске и в тетради).
Учитель. Для работы с музыкальным произведением нам необходимы также понятия “темп” и “композиция”.
Ученик. Темп – степень быстроты движения, интенсивность развития чего-либо. Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. (Записи на доске и в тетради).
6.
Учитель. Теперь мы готовы совершить путешествие в зимний лес. (Прослушивание произведения).
7.
Учитель. Удивительная музыка.
- Какое настроение она у вас создала?
- Какие музыкальные инструменты вы услышали? Какова их роль?
- События происходят в ночном лесу. Таинственный лунный свет меняет все вокруг. Каким вы видите снег? Лес под лунным светом? Деревья? Ночное небо?
- Что происходит вокруг вас?
- Опишите снежинки. Каковы они? Как движутся в морозном воздухе?
- Какова композиция данного произведения? Насколько частей можно его разделить?
- Как изменяется темп музыки? Как вы думаете, с чем связаны эти изменения? (В ответы ребята должны включать проработанную на уроке лексику, использовать для создания образов изобразительно-выразительные средства. Выполнение этих требований существенно поможет при написании сочинения).
Пустой заснеженный лес. Большая поляна. Ночь, но в небе, словно огромный глаз великана, блестит желтая луна. В ее зыбком, неверном свете очертания всего таинственны. Кажется, дремлют березы и ели.
На их пушистых ветках, на самой поляне лежит переливающийся, похожий на рассыпанные сокровища снег. Как хочется потрогать его руками!
Вокруг тишина. Чуть похрустывает под ногами снежок. Что за чудный звук? Какие нежные колокольчики! Это зазвенели замерзшие березовые ветви. Качнулась мохнатая еловая лапа. Пронесшийся над лесом ветер сорвал и закружил одну, другую, третью снежинку. В одно мгновенье темп музыки достигает своего апогея – началась настоящая метель. И вот уже не видно леса, есть только прекрасные, сияющие под лунным светом, бесконечно движущиеся в вальсе снежные хлопья.
Однако ветер и снежинки скоро устали. Пушистые хлопья опустились вниз. Все замерло. Кончился беспечный радостный танец. В лесу опять тихо и спокойно.
8.
Следующий урок – сочинение. Перед работой – повторное прослушивание произведения. Музыка может звучать на протяжении всего урока.