Урок толерантности русского языка

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока: Повышение уровня самостоятельности и творческой активности учащихся. Развитие умений пользоваться словарями. Воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению. Приобщение к культуре.

Описание урока

Этап урока

Действия учителя и учащихся

Организационный момент Учитель: Добрый день, ребята ! Начинаем нетрадиционный урок русского языка - урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами богини красноречия.
Речевая разминка На доске написана скороговорка :

“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.

Учитель предлагает ученикам прочитать скороговорку хором, но вполголоса.

А сейчас вы прочитаете эту скороговорку, но уже немного по-другому и с разной интонацией:

Какой усердный ученик! (Восторженно)
Какой неаккуратный ученик! (С осуждением )
Почему щеки в чернилах? (С удивлением)

Сообщение темы и целей урока

Учитель: Ребята! Вы не задумывались, сколько слов в русском языке? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверно нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос”.

Сегодня мы узнаем, что “хранятся” слова в словарях, которые :

  • помогают правильно писать;
  • говорят об истории их создания;
  • расширяют кругозор пытливого читателя;
  • приобщают к культуре народа.

Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока “Незаменимые помощники - словари”.

Чтение темы с переменой логического ударения Учитель предлагает ученикам прочитать тему урока с перемещением логического ударения, выделяя голосом слова.

Учитель: Внимательно слушайте вопросы!

  • Чем являются для нас словари? - Незаменимые помощники - словари.
  • Какие помощники словари? - Незаменимые помощники - словари.
  • Что является для нас незаменимыми помощниками? - Незаменимые помощники - словари.
Учитель: Но чтобы найти в словаре нужное слово, необходимо знать и выполнять следующие правила:
  1. Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
  2. Статья о каждом слове написана в научном стиле.
  3. Цель статьи - сообщить точную информацию о слове.
Письменная работа учащихся - минутка чистописания Запись в рабочих тетрадях даты проведения урока.

Учитель: Ребята, взгляните на тему сегодняшней минутки чистописания.

На доске: …

Найдите закономерности написания каждой группы символов и продолжите работу до конца строчки.

Ученики выполняют этот вид письменной работы.

Вхождение в тему урока Учитель: Неспроста буква “т” повторяется несколько раз. А сегодня мы познакомимся со словом, которое также начинается с буквы “т”- это слово “ТОЛЕРАНТНОСТЬ”. Что означает это слово? Нам поможет узнать словарь иностранных слов. Итак, откроем наш словарь.

Учитель вывешивает на доску первую страничку устного журнала : “Какого роду племени : ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МИГРАНТ, КОМПЛИМЕНТ ?”

Работа со словарем иностранных слов Ученик - помощник учителя на этом уроке выступает в роли словаря иностранных слов :

“Я - словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении иностранного незнакомого слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря Одинцов, Иванов, Смолицкая, Голанова, Васильев”.

Учитель: Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Найдите слово “толерантность” в словаре и объясните его значение и происхождение.

Идет работа в микрогруппах. Учащиеся ищут слово и узнают, что это слово по своей этимологии (происхождению) латинское и означает - терпение, терпимость.

Учитель предлагает ученикам записать в тетрадях слово толерантность и объяснение этого слова:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.

Стихопауза с комментариями Учитель читает стихотворение Кешова А.П. “Мне больно, мальчики”. Последнее четверостишие записано на доске, его дети читают самостоятельно, интонацией обозначая логическое ударение:

Но обидным словом друг
Рану мне нанес когда-то,
Стало очень больно вдруг…
Больно и сейчас ребята.

Беседа по содержанию стихотворения:

  • Чем нанес рану друг этого мальчика?
  • Почему ему больно и сейчас?
  • Оцените дружбу этих двух мальчиков?
  • Как вы понимаете дружбу?
  • А как вы относитесь к новым одноклассникам, которые приезжают к нам из других республик и стран?

Затем идет запись четверостишья в тетради и попутный комментарий - объяснение орфограмм.

Продолжение работы со словарем иностранных слов Работа со словом “МИГРАНТ” (с латинского - переселяющийся, миграция - перемена мест жительства ).
  • А как вы думаете, тяжело таким людям привыкать к новому месту жительства? Находить себе новых друзей?
  • А как мы можем поддержать таких людей?

Ученики отвечают, что поддержать можно не только одеждой, продуктами, другими вещами, но также добрым словом, уважением, дружбой.

Работа со словом “КОМПЛИМЕНТ” (с французского - лестные , приятные слова).

Учитель : Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру “Комплимент”.

Игровая пауза Учитель предлагает ребятам стать в круг. Дает первому ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.
Музыкальная шкатулка Ученики слушают песню Булата Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”.

Учитель: Прочитайте вслух высказывание В. Бокова и следуйте этому примеру всю свою жизнь:

Следуйте хорошему примеру -
Продляйте добрым словом жизнь людей.

Ученики читают высказывание.

Учитель: А мы закрываем первую страницу нашего устного журнала.

Работа со словарем антонимов Второй ученик - помощник учителя выступает в роли словаря антонимов:

“Я - словарь антонимов. В языке антонимов отражена противоположность существования в жизни. Мы спрашиваем “Это хорошо или плохо?”, “Еще рано или уже поздно?”. В словаре представлено 2000 антонимических пар. В словаре статья дает объяснение значений каждого члена пары, приводит пример употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря - Львов”.

Учитель вывешивает на доску вторую страничку устного журнала : “МИНУС - ПЛЮС, ОГОНЬ - ВОДА, ДЕРЗКИЙ 0 ОСТОРОЖНЫЙ. ВСЕ АНТОНИМЫ ВСЕГДА ПРОТИВОПОЛОЖНЫ.”

Подберите антоним к слову “добро”. Идет работа со словарем в парах.

Игровая пауза Учитель объясняет правила игры “Магнит”:

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру “Магнит”. А что вы знаете о магните?

Ученики сообщают, что у магнита есть два полюса, один из которых притягивает, а другой отталкивает.

Учитель: Не правда ли, наш магнит также является примером антонимов?

Я предлагаю вам выбрать из записанных на доске слов слова добрые и хорошие и слова, прямо противоположные им по смыслу. Запишите эти слова в своих тетрадях в две колонки: “Левая сторона” - хорошие слова, а “Правая сторона” - антонимы словам из левой половинки.

На доске записаны случайным образом следующие слова: ленивый, любить, грубо, жадный, ласково, ненавидеть, трудолюбивый, щедрый.

Экскурсия в музей словарей Готовясь к уроку, учитель предварительно в классе готовит выставку всевозможных словарей.

Сейчас он предлагает ученикам посмотреть, какие собраны словари:

- Мы познакомились только с двумя словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на выставку в класс! Прочитайте высказывание французского писателя Анатоля Франса :

“Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке!”

Подведение итогов урока Учитель:

Я полностью согласна со словами Анатоля Франса. А вы, ребята ?

И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Но надо еще и уметь ими пользоваться. Работу со словарями вы продолжите в библиотеке, при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам. Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и любого другого народа.

- Спасибо за активное участие и работу на уроке!