Цели урока: Повышение уровня самостоятельности и творческой активности учащихся. Развитие умений пользоваться словарями. Воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению. Приобщение к культуре.
Описание урокаЭтап урока |
Действия учителя и учащихся |
Организационный момент | Учитель: Добрый день, ребята ! Начинаем нетрадиционный урок русского языка - урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами богини красноречия. |
Речевая разминка | На доске написана
скороговорка : “Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”. Учитель предлагает ученикам прочитать скороговорку хором, но вполголоса. А сейчас вы прочитаете эту скороговорку, но уже немного по-другому и с разной интонацией: Какой усердный ученик! (Восторженно) |
Сообщение темы и целей урока | Учитель: Ребята! Вы не задумывались, сколько слов в русском языке? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверно нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос”. Сегодня мы узнаем, что “хранятся” слова в словарях, которые :
Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока “Незаменимые помощники - словари”. |
Чтение темы с переменой логического ударения | Учитель предлагает
ученикам прочитать тему урока с перемещением
логического ударения, выделяя голосом слова. Учитель: Внимательно слушайте вопросы!
|
Учитель: Но чтобы найти в
словаре нужное слово, необходимо знать и
выполнять следующие правила:
|
|
Письменная работа учащихся - минутка чистописания | Запись в рабочих тетрадях
даты проведения урока. Учитель: Ребята, взгляните на тему сегодняшней минутки чистописания. На доске: … Найдите закономерности написания каждой группы символов и продолжите работу до конца строчки. Ученики выполняют этот вид письменной работы. |
Вхождение в тему урока | Учитель: Неспроста буква
“т” повторяется несколько раз. А сегодня мы
познакомимся со словом, которое также начинается
с буквы “т”- это слово “ТОЛЕРАНТНОСТЬ”. Что
означает это слово? Нам поможет узнать словарь
иностранных слов. Итак, откроем наш словарь. Учитель вывешивает на доску первую страничку устного журнала : “Какого роду племени : ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МИГРАНТ, КОМПЛИМЕНТ ?” |
Работа со словарем иностранных слов | Ученик - помощник учителя
на этом уроке выступает в роли словаря
иностранных слов : “Я - словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении иностранного незнакомого слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря Одинцов, Иванов, Смолицкая, Голанова, Васильев”. Учитель: Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Найдите слово “толерантность” в словаре и объясните его значение и происхождение. Идет работа в микрогруппах. Учащиеся ищут слово и узнают, что это слово по своей этимологии (происхождению) латинское и означает - терпение, терпимость. Учитель предлагает ученикам записать в тетрадях слово толерантность и объяснение этого слова: ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии. |
Стихопауза с комментариями | Учитель читает
стихотворение Кешова А.П. “Мне больно,
мальчики”. Последнее четверостишие записано на
доске, его дети читают самостоятельно,
интонацией обозначая логическое ударение:
Беседа по содержанию стихотворения:
Затем идет запись четверостишья в тетради и попутный комментарий - объяснение орфограмм. |
Продолжение работы со словарем иностранных слов | Работа со словом
“МИГРАНТ” (с латинского - переселяющийся,
миграция - перемена мест жительства ).
Ученики отвечают, что поддержать можно не только одеждой, продуктами, другими вещами, но также добрым словом, уважением, дружбой. Работа со словом “КОМПЛИМЕНТ” (с французского - лестные , приятные слова). Учитель : Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру “Комплимент”. |
Игровая пауза | Учитель предлагает ребятам стать в круг. Дает первому ученику сердечко и говорит комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить. |
Музыкальная шкатулка | Ученики слушают песню
Булата Окуджавы “Давайте говорить друг другу
комплименты”. Учитель: Прочитайте вслух высказывание В. Бокова и следуйте этому примеру всю свою жизнь: Следуйте хорошему примеру - Ученики читают высказывание. Учитель: А мы закрываем первую страницу нашего устного журнала. |
Работа со словарем антонимов | Второй ученик - помощник
учителя выступает в роли словаря антонимов: “Я - словарь антонимов. В языке антонимов отражена противоположность существования в жизни. Мы спрашиваем “Это хорошо или плохо?”, “Еще рано или уже поздно?”. В словаре представлено 2000 антонимических пар. В словаре статья дает объяснение значений каждого члена пары, приводит пример употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря - Львов”. Учитель вывешивает на доску вторую страничку устного журнала : “МИНУС - ПЛЮС, ОГОНЬ - ВОДА, ДЕРЗКИЙ 0 ОСТОРОЖНЫЙ. ВСЕ АНТОНИМЫ ВСЕГДА ПРОТИВОПОЛОЖНЫ.” Подберите антоним к слову “добро”. Идет работа со словарем в парах. |
Игровая пауза | Учитель объясняет правила
игры “Магнит”: - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру “Магнит”. А что вы знаете о магните? Ученики сообщают, что у магнита есть два полюса, один из которых притягивает, а другой отталкивает. Учитель: Не правда ли, наш магнит также является примером антонимов? Я предлагаю вам выбрать из записанных на доске слов слова добрые и хорошие и слова, прямо противоположные им по смыслу. Запишите эти слова в своих тетрадях в две колонки: “Левая сторона” - хорошие слова, а “Правая сторона” - антонимы словам из левой половинки. На доске записаны случайным образом следующие слова: ленивый, любить, грубо, жадный, ласково, ненавидеть, трудолюбивый, щедрый. |
Экскурсия в музей словарей | Готовясь к уроку, учитель
предварительно в классе готовит выставку
всевозможных словарей. Сейчас он предлагает ученикам посмотреть, какие собраны словари: - Мы познакомились только с двумя словарями. А посмотрите, сколько их пришло к нам на выставку в класс! Прочитайте высказывание французского писателя Анатоля Франса : “Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке!” |
Подведение итогов урока | Учитель: Я полностью согласна со словами Анатоля Франса. А вы, ребята ? И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Но надо еще и уметь ими пользоваться. Работу со словарями вы продолжите в библиотеке, при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам. Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и любого другого народа. - Спасибо за активное участие и работу на уроке! |