Оборудование:
- карточки с заданиями для исследовательской работы;
- карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;
- карточки с образцами написания букв;
- опорные карточки с определением работы ь знака в различных словах;
- опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.
Компьютерное сопровождение урока (используется для выведения алгоритма на экране и для проверки некоторых заданий).
Цели:
- познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
- проверить оформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;
- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
- развивать память, мышление, внимание;
- воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
- воспитывать уважение к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.
II. Чистописание.
Слово учителя.
Урок русского языка должен проводиться четко. Мы с вами сегодня будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Прослушайте первый инструктаж. Слушаем очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу.
Актуализация знаний.
Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?”.
Ученики: Шипящие согласные звуки.
Учитель: Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.
Ученики: [ч‘] [щ‘] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску).
Учитель: Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).
Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте еще вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше, шь в написании 2 л. ед. ч. глаголов ).
На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.
- Ученики записывают слоги и сочетания с данными буквами. (Можно негромко включить музыку).
- Записать пословицу, красиво, каллиграфически. Объяснить орфограммы, вставить пропущенные буквы. Разъяснить смысл пословицы. Можно ли отнести эту пословицу к учебе? (Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).
Что п_сееш_, то и п_жнеш_.
III. Обобщение знаний о мягком знаке.
Учитель: Прочитайте две другие пословицы.
- Хорошую речь хорошо и слушать.
- Ученье – луч света, а неученье – тьма.
Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).
А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?
Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.
Задание 1.
Записать транскрипцию слов, объяснить работу ь знака в этих словах:
Тьма [т’ма] ученье [уч’эн’иэ] пожнешь [пажн’ош’]
Выделяем части слов, указать грамматические значения.
Рис.1
Ученики объясняют написание слов, работу ь знака. Оценивают свою работу. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на которой указана работа ь знака.
- тьма – ь- показатель мягкости согласного.
- ученье – ь – разделительный.
- пожнешь – ь – показатель грамматической формы слова.
Обобщение: ь знак может выполнять в словах 3 работы:
- указывать на мягкость предыдущего согласного;
- предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;
- выполнять грамматическую работу (указывает на 2 л. ед. ч. глаголов).
Задание 2.
Записать слова, распределив их в 3 группы в зависимости от работы ь знака.
К_ньки, в_р_б_й, учит_л_, с_л_в_й, в_л_то, м_розиш_.
IV. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
Учитель: В какую группу вы запишите слово речь? Почему? Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.
На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный). Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.
Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. Может, в 3-ю группу? Но в 3 группе у нас слова – действия (глаголы), а слово речь – существительное. В слове пожнешь – ь знак указывает на 2 л. ед. ч., а у существительных разве есть значение лица? (Нет).
Значит, это какая-то новая работа ь знака. Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.
- Тьма – ночь
- Спокойствие – тишь
- Ребята – молодежь
- Поддержка – помощь
С данными словами проводится аналогичная работа.
Вывод: ь знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.
V. Возникновение проблемной ситуации.Постановка проблемы учащимися и ее фиксация с помощью знака вопроса.
Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется ь знак).
На доске:
- ?
- Речь
- Помощь
- Тишь
- Молодежь
- ?
Учитель: Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч?)
Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).
VI. Открытие детьми нового знания.
Работа в группах.
Учитель: Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя еще одну инструкцию, обсудив проблему, выполните задание).
Алгоритм исследования:
- Прочитайте слово.
- Определите часть речи.
- Какие звуки слышатся на конце слова?
- Определите грамматические значения слов.
- Определите, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их в группы.
- Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.
- Сделайте вывод.
Слова на карточках:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, роскошь.
Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски
Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.
Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).
Есть ь знак после шипящего – ж. р., нет ь знака – м. р.
Как это показать схемой?
Обсуждение. Выбираются варианты. Например:
Рис.2
VII. Физкультминутка.VIII. Работа с учебником (правило).
Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями.
Запись на доске:
Верный товарищ?, любимая доч?, полный неуч, мелкая дрож?, разная чуш?.
(Записать словосочетания, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм).
Учитель: Какие слова нам оказывают помощь в определении рода существительных? (Прилагательные).
Тест (самостоятельная работа)
1. Мягкий знак может выполнять:
- а) 3 работы;
- б) 2 работы;
- в) 1 работу.
2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...
- а) пишется между двумя согласными или на конце слова;
- б) пишется только на конце слова.
3. На конце существительных ж. р. после шипящих:
- а) всегда пишется ь знак;
- б) не пишется ь знак.
4. На конце существительных м. р. после шипящих:
- а) не пишется ь знак;
- б) пишется ь знак.
5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:
- а) на род существительных;
- б) на число;
- в) на падеж.
Проверка (взаимопроверка). На экране правильные ответы, дети проверяют. Оценивают (взаимооценка). Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.
X. Практическая работа на карточках.Индивидуальная работа.
Борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, луш…, дич…, лож…, глуш…, уж…
Самопроверка + самооценка. (Можно дать разноуровневые задания для самостоятельной работы, а в конце урока собрать для проверки).
Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).
Загадки.
- Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень. (Нож). - Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
- Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
- Под полом таится, кошки боится. (Мышь).
Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:
По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна. (Ночь. Звезды).
XI. Домашнее задание.
Индивидуальное (на карточках).
XII. Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Что понравилось?
- Кого из учеников могли бы отметить за помощь?
Рефлексия.
Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.
Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:
- Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.