Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Оборудование:

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • карточки с заданиями разного уровня, кроссвордом;
  • карточки с образцами написания букв;
  • опорные карточки с определением работы ь знака в различных словах;
  • опорные карточки со словами; опорная таблица с алгоритмом.

Компьютерное сопровождение урока (используется для выведения алгоритма на экране и для проверки некоторых заданий).

Цели:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
  • проверить оформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;
  • выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;
  • воспитывать уважение к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.

II. Чистописание.

Слово учителя.

Урок русского языка должен проводиться четко. Мы с вами сегодня будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Прослушайте первый инструктаж. Слушаем очень внимательно и выполняем то, о чем я буду говорить.

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу.

Актуализация знаний.

Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?”.

Ученики: Шипящие согласные звуки.

Учитель: Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.

Ученики: [ч‘] [щ‘] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску).

Учитель: Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).

Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Но давайте еще вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше, шь в написании 2 л. ед. ч. глаголов ).

На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.

  • Ученики записывают слоги и сочетания с данными буквами. (Можно негромко включить музыку).
  • Записать пословицу, красиво, каллиграфически. Объяснить орфограммы, вставить пропущенные буквы. Разъяснить смысл пословицы. Можно ли отнести эту пословицу к учебе? (Дети объясняют смысл пословицы, объясняют орфограммы и записывают в тетради).

Что п_сееш_, то и п_жнеш_.

III. Обобщение знаний о мягком знаке.

Учитель: Прочитайте две другие пословицы.

  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • Ученье – луч света, а неученье – тьма.

Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).

А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная?

Как вы думаете, чем будем мы заниматься на сегодняшнем уроке? (Сегодня мы повторим для чего нужен ь знак, что мы знаем о его работе и, наверно, узнаем о нем что-то новое.

Задание 1.

Записать транскрипцию слов, объяснить работу ь знака в этих словах:

Тьма [т’ма] ученье [уч’эн’иэ] пожнешь [пажн’ош’]

Выделяем части слов, указать грамматические значения.

Рис.1

Ученики объясняют написание слов, работу ь знака. Оценивают свою работу. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на которой указана работа ь знака.

  • тьма – ь- показатель мягкости согласного.
  • ученье – ь – разделительный.
  • пожнешь – ь – показатель грамматической формы слова.

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 3 работы:

  • указывать на мягкость предыдущего согласного;
  • предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;
  • выполнять грамматическую работу (указывает на 2 л. ед. ч. глаголов).

Задание 2.

Записать слова, распределив их в 3 группы в зависимости от работы ь знака.

К_ньки, в_р_б_й, учит_л_, с_л_в_й, в_л_то, м_розиш_.

IV. Постановка проблемы.

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Учитель: В какую группу вы запишите слово речь? Почему? Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.

На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный). Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.

Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. Может, в 3-ю группу? Но в 3 группе у нас слова – действия (глаголы), а слово речь – существительное. В слове пожнешь – ь знак указывает на 2 л. ед. ч., а у существительных разве есть значение лица? (Нет).

Значит, это какая-то новая работа ь знака. Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.

  • Тьма – ночь
  • Спокойствие – тишь
  • Ребята – молодежь
  • Поддержка – помощь

С данными словами проводится аналогичная работа.

Вывод: ь знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.

V. Возникновение проблемной ситуации.

Постановка проблемы учащимися и ее фиксация с помощью знака вопроса.

Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий в ед. ч. пишется ь знак).

На доске:

  • ?
  • Речь
  • Помощь
  • Тишь
  • Молодежь
  • ?

Учитель: Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч?)

Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка? Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).

VI. Открытие детьми нового знания.

Работа в группах.

Учитель: Объединяйтесь в группы. Прочитайте задание и шаг за шагом, выполняя еще одну инструкцию, обсудив проблему, выполните задание).

Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слово.
  2. Определите часть речи.
  3. Какие звуки слышатся на конце слова?
  4. Определите грамматические значения слов.
  5. Определите, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их в группы.
  7. Понаблюдайте, где пишется ь знак, где не пишется.
  8. Сделайте вывод.

Слова на карточках:

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, роскошь.

Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод, записав схематично. Защита своих выводов у доски

Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. Это орфограмма.

Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род).

Есть ь знак после шипящего – ж. р., нет ь знака – м. р.

Как это показать схемой?

Обсуждение. Выбираются варианты. Например:

Рис.2

VII. Физкультминутка.

VIII. Работа с учебником (правило).

Первичное закрепление. Работа со словосочетаниями.

Запись на доске:

Верный товарищ?, любимая доч?, полный неуч, мелкая дрож?, разная чуш?.

(Записать словосочетания, объяснить орфограмму. Дети объясняют, применяя алгоритм).

Учитель: Какие слова нам оказывают помощь в определении рода существительных? (Прилагательные).

Тест (самостоятельная работа)

1. Мягкий знак может выполнять:

  • а) 3 работы;
  • б) 2 работы;
  • в) 1 работу.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

  • а) пишется между двумя согласными или на конце слова;
  • б) пишется только на конце слова.

3. На конце существительных ж. р. после шипящих:

  • а) всегда пишется ь знак;
  • б) не пишется ь знак.

4. На конце существительных м. р. после шипящих:

  • а) не пишется ь знак;
  • б) пишется ь знак.

5. ь знак после шипящих на конце существительных указывает:

  • а) на род существительных;
  • б) на число;
  • в) на падеж.

IX. Самооценка.

Проверка (взаимопроверка). На экране правильные ответы, дети проверяют. Оценивают (взаимооценка). Ответы: 1-а, 2-а, 3-а, 4-а, 5-а.

X. Практическая работа на карточках.

Индивидуальная работа.

Борщ…, ключ…, лещ…, мелоч…, луш…, дич…, лож…, глуш…, уж…

Самопроверка + самооценка. (Можно дать разноуровневые задания для самостоятельной работы, а в конце урока собрать для проверки).

Разгадывание кроссворда (у каждого карточка).

Загадки.

  1. Если хорошо заточен,
    Все легко он режет очень. (Нож).
  2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).
  3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).
  4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна. (Ночь. Звезды).

XI. Домашнее задание.

Индивидуальное (на карточках).

XII. Итог урока.

  • Что нового вы сегодня узнали о ь знаке?
  • Что было легко? Что было трудно?
  • Что понравилось?
  • Кого из учеников могли бы отметить за помощь?

Рефлексия.

Ключевое слово при разгадывании кроссворда у нас было слово ночь.

Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Уходя, прикрепите соответствующую звездочку к доске:

  1. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – желтую (самую яркую).
  2. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – розовую.
  3. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую.