Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Разноспрягаемые глаголы"

Разделы: Русский язык


Цель: обнаружить существующие разноспрягаемые глаголы, уметь отличать их от других глаголов, выявить особенности разноспрягаемых глаголов.

1 этап деятельности - этап проектирования.

2 этап деятельности - реализация (здесь урок выступает, как реальное событие).

3 этап деятельности - этап анализа и проектированной коррекции.

Уч. – Чем будем заниматься? (Этап прогноза; создать условия для постановки задачи).

Ситуация: Маша, Петя и Алёша обнаружили ошибку в стихотворениях: (на доске)

1.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

2.

На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Вот бегут дворяне и бояре
Старика взашеи затолкали.

(Назовите произведения и автора.)

Уч. – Найдите два изменения одного и того же действия.

Ученики выписывают: бежит, бегут.

Уч. – Ошибка есть или всё правильно? (У двух изменениях одного и того же слова обнаружили окончания из разных наборов).

Дети на доске и в тетрадях строят модель возникшей ситуации.

Уч. – Подумайте над тем, как начнется этап решения этой задачи.

Новое исключение?

III спряжение?

Результат чередования? (Не подходит, т.к. сильная позиция в окончаниях.)

Историческое чередование?

Особый нарушитель?

Алгоритм!

Инфинитив —> определить спряжение —> проспрягать —> выделить окончание

Инфинитив: что делать? бежать

я бегу (II) мы бежим (II)
ты бежишь (II) вы бежите (II)
он бежит (II) они бегут (I)? к какому спряжению?

Уч. – 1. Внимание на основу [г] // [ж]

2. Окончания из разных наборов. (Обсуждение в группах)

3. Работа в парах. Проспрягать глагол хотеть.

ХОЧУ (I) ХОТИМ (II)
ХОЧЕШЬ (I) ХОТИТЕ (II)
ХОЧЕТ (I) ХОТЯТ (II)

Что скажете, ребята? На вопрос ответили? (Нет)

Не на все вопросы могут ответить и ученые. (Может быть придется обратиться к истории этих слов.)

- Как бы вы их назвали относительно их спряжения? (Разноспрягаемые)

А вы сами смогли бы написать эти слова без ошибок? (Создать условия, при которых учащимся необходимо будет продемонстрировать свое умение грамотно использовать разноспрягаемые слова.)

Задание. Списать и вставить пропуск, выбрав нужный глагол:

Не (хот…м, хоч…м) в ворота, разбирай забор!

Следующий этап –прогноз. (Организуется работа на заключительном этапе так, чтобы учащиеся сами попытались определить следующий шаг в своем движении).