Цель: обнаружить существующие разноспрягаемые глаголы, уметь отличать их от других глаголов, выявить особенности разноспрягаемых глаголов.
1 этап деятельности - этап проектирования.
2 этап деятельности - реализация (здесь урок выступает, как реальное событие).
3 этап деятельности - этап анализа и проектированной коррекции.
Уч. – Чем будем заниматься? (Этап прогноза; создать условия для постановки задачи).
Ситуация: Маша, Петя и Алёша обнаружили ошибку в стихотворениях: (на доске)
1.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
2.
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Вот бегут дворяне и бояре
Старика взашеи затолкали.
(Назовите произведения и автора.)
Уч. – Найдите два изменения одного и того же действия.
Ученики выписывают: бежит, бегут.
Уч. – Ошибка есть или всё правильно? (У двух изменениях одного и того же слова обнаружили окончания из разных наборов).
Дети на доске и в тетрадях строят модель возникшей ситуации.
Уч. – Подумайте над тем, как начнется этап решения этой задачи.
Новое исключение?
III спряжение?
Результат чередования? (Не подходит, т.к. сильная позиция в окончаниях.)
Историческое чередование?
Особый нарушитель?
Алгоритм!
Инфинитив —> определить спряжение —> проспрягать —> выделить окончание
Инфинитив: что делать? бежать
я бегу (II) | мы бежим (II) |
ты бежишь (II) | вы бежите (II) |
он бежит (II) | они бегут (I)? к какому спряжению? |
Уч. – 1. Внимание на основу [г] // [ж]
2. Окончания из разных наборов. (Обсуждение в группах)
3. Работа в парах. Проспрягать глагол хотеть.
ХОЧУ (I) | ХОТИМ (II) |
ХОЧЕШЬ (I) | ХОТИТЕ (II) |
ХОЧЕТ (I) | ХОТЯТ (II) |
Что скажете, ребята? На вопрос ответили? (Нет)
Не на все вопросы могут ответить и ученые. (Может быть придется обратиться к истории этих слов.)
- Как бы вы их назвали относительно их спряжения? (Разноспрягаемые)
А вы сами смогли бы написать эти слова без ошибок? (Создать условия, при которых учащимся необходимо будет продемонстрировать свое умение грамотно использовать разноспрягаемые слова.)
Задание. Списать и вставить пропуск, выбрав нужный глагол:
Не (хот…м, хоч…м) в ворота, разбирай забор!
Следующий этап –прогноз. (Организуется работа на заключительном этапе так, чтобы учащиеся сами попытались определить следующий шаг в своем движении).