Катастрофически низкий уровень грамотности выпускников школы, падение престижа образования и, как следствие, культуры в стране начинаются именно с того, что школьник не хочет учиться, не испытывает потребности в умственной, духовной деятельности. “Как же воспитывать, как поучать, просвещать и одухотворять?..” – спрашивает Сухомлинский.
Имея двадцатилетний стаж работы, я была обеспокоена тем, насколько трудным предметом для детей является, как это не парадоксально, родной русский язык, как мало им интересуются, как отрывочны, бессистемны их познания.
Но почему? Это ведь родной язык.
На сегодняшний день в преподавании русского языка и литературы не всё благополучно, поскольку результаты обучения проявляются не только на школьных экзаменах, но и на вступительных, где далеко не все выпускники могут логично излагать свои мысли, обосновывать выводы, поддерживать диалог на заданную тему, грамотно писать. Поэтому школьное обучение языку не должно сводиться к тому, чтобы подготовить грамотного ученика в узком понимании этого термина, что практически ограничивается натаскиванием в овладении орфографических навыков и умений. Необходимы действенные усилия по переходу от информативно-рецептивных методов обучения к поисково-эвристическим с активным участием самих учащихся.
Перестройка преподавания предполагает, прежде всего, обновление вариативных методик, способов и приёмов организации занятий.
В этой связи целесообразно рассмотреть некоторые подходы в преподавании русского языка, которые, на наш взгляд, развивают у школьников живое воображение, гибкость ума, азарт, изобретательность, интерес к слову, к родному языку.
С 2001 года наша школа является федеральной площадкой в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В ходе эксперимента апробируются различные варианты базисного учебного плана, новые общеобразовательные программы, учебно-методические комплекты; новые подходы в преподавании школьных предметов, новые формы организации образовательного процесса.
Согласно основным положениям Концепции структуры и содержания образования в 12-летней школе, в процессе обучения русскому языку на 3-й ступени предполагается формирование целостного представления о языке как национально-культурном феномене, как многофункциональной, исторически развивающейся системе, её устройстве и функционировании, совершенствование умения анализировать и оценивать языковые явления и факты с прагматической и эвристической точек зрения, проводить лингвистический и филологический анализ текста.
Особое место в структуре курса занимает 10 класс, поскольку, с одной стороны, он является переходным звеном к старшей ступени, с другой – завершением основной школы.
Основные задачи курса русского языка в старших классах сводятся к следующему:
- закрепить знания, умения учащихся по фонетике, грамматике, лексике и т.д.;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя навыки конструирования текстов;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятия через его языковую форму, художественную ткань произведения;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Указанные цели реализованы в программе А.И. Власенкова “Русский язык 10–11 классы” и в учебнике А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11 классы” (7-е изд., доработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2001)
В учебнике основное внимание уделяется важнейшей единице языка тексту. Только работая с текстом, можно научить пользоваться единицами языка (словом и предложением) и научить соединять их, прослеживать поведение слова и предложения в тексте. Работая с текстом, ученик вступает в диалог с автором, сопереживает, сочувствует, проникает в суть, соглашается или отвергает определенные суждения. Лишь в тексте язык предстает в действии как живое явление. В учебнике А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой прекрасно подобраны тексты, которые несут ценную информацию, действуют на ум и душу ребенка. Ведь дети учатся не потому, что обязаны, а потому, что интересно. Главным становится совершенствование речи учащихся. Задача учителя в такой ситуации состоит в том, чтобы диалог стал продуктивным. Педагог становится сотрудником и помощником школьника. Работа эта должна быть органично связана с изучением литературы (учебник предоставляет и эту возможность) и должен строиться в неразрывном единстве с формированием личности учащихся, развитием их мышления. При этом задача повышения грамотности не снижается. Итак, главным на уроке становится текст, а не упражнение с подбором предложений из разных текстов. Целью урока становится изучение живого языка. Такой подход в преподавании формирует способность понимать идею текста, извлекать необходимую информацию, создавать свои тексты, выдерживая жанровые рамки. Учащиеся могут конструировать разнообразные тексты, в том числе портретные очерки, эссе, аннотации, рецензии. Данное направление диктуется и запросами общества, развитием в стране демократии, гласности, повышением роли личностного фактора в жизни общества, т.е. обучению публичной речи, что предполагает развитие у учащихся умения выступать, участвовать в обсуждении жизненно важных вопросов, отстаивать свою точку зрения, убеждать, доказывать.
Вдумчивая работа с текстом учит не только грамотно писать, но и логично излагать свои мысли, свободно поддержать разговор на любую тему.
Работая вот уже 3-й год по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, с отрадой наблюдаю, что мои ученики не боятся родного языка, а, наоборот, полюбили свой родной русский язык, научились выражать свои мысли и чувства, научились выступать с докладами, рефератами, научились грамотно составлять планы, тезисы, конспекты, аннотации, свободно пользуются справочной и научно-популярной литературой.
Мои ученики успешно сдают выпускные и вступительные экзамены по русскому языку, с успехом выступают на научно-практических конференциях, которые проходят у нас в школе, в районе, области, занимают призовые места. И пусть темы их выступлений различны, но главное в них одно – любовь и понимание языка. Таким образом, работая с текстом, ученик обогащается не только знаниями, но и нравственными и духовными ценностями народа, делает шаги навстречу познанию мира.
Ещё одной особенностью данного учебника является то, что в его разделы включены отрывки из художественных произведений писателей, творчество которых изучается в X – XI классах. Ведь одной из главных проблем образования является спад интереса к чтению. Как вернуть интерес к чтению? Казалось бы, ответ прост: надо читать. Но как приобщить современного ученика к чтению? Думается, через приобщение с помощью уроков русского языка к тексту.
Через слово автор высказывает свое отношение к миру, дает свои оценки, поэтому, учащиеся вслед за автором учатся понимать мир и давать свою оценку в диалоге с автором.
Такой подход не напрасен. Истинный читатель не спутает стиль Чехова со стилем Куприна или Гоголя. Чувство стиля можно сформировать только через погружение в текст.
Кроме того, уроки русского языка можно интегрировать не только с уроками литературы, но и с уроками истории и обществознания. Так по теме “Доклад” был проведен интегрированный урок русского языка и обществознания, а при изучении “Войны и мира” Л.Н. Толстого была проведена дискуссия на уроке русского языка “Роль женщины в современном обществе”.
Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса.
При таком подходе возрастает роль самостоятельной работы, задания на уроках носят комплексный характер независимо от характера изучаемой темы. Для классов гуманитарного профиля рекомендуются учебники и учебные пособия, которые обеспечивают преподавание факультативных курсов по риторике и словесности: “Русская словесность. От слова к словесности 10–11 кл” (автор А.И. Горшков), “Русская словесность. От слова к словесности. Сборник упражнений” (автор А.И, Горшков), “Основы риторики. От мысли к слову” (автор А.К. Михальская).
В нашей школе нет классов гуманитарного профиля, а класс естественно-научного профиля, в котором используется планирование по русскому языку, рассчитанное на 2 часа в неделю. Один из уроков по данному курсу предлагается вашему вниманию. (см. Приложение 1.)
Для того, чтобы углубить и расширить знания по предмету, повысить интерес к филологическим наукам, в школе ведется большая внеклассная работа по русскому языку и литературе, что является продолжением урочной деятельности.
С 5 по 11 класс действует кружок “Любители русской словесности (руководитель Горностаева Е.Е.), где ученики кружка совершенствуют свои навыки и умения в анализе текстов различного жанра, кроме того, учатся создавать собственные тексты различного жанра.
Традицией школы стало проведение ежегодной декады русского языка и литературы. Эти декады – показатель творчества и сотрудничества педагогов и учащихся. Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: литературные КВНы, конкурсы чтецов, конкурсы книжных реклам, олимпиада по русскому языку, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением, смотр-конкурс на лучшую тетрадь, выпуск поэтических сборников; традицией стало проведение для старшеклассников “Литературного кафе”, где учащиеся и учителя читают стихи, поют песни, обсуждают последние литературные новинки.
Ещё одной традицией внеклассной работы по русскому языку стал выпуск школьной газеты. Думается, что не каждая школа может похвастаться своей газетой. Наша газета, как печатный орган родилась в 2001 году (до этого выпускалась стенная газета). Один из номеров представлен в Приложении 2.
Сегодня обучение русскому языку и литературе происходит в условиях перехода на профильное обучение. Предварительным этапом введения профильного обучения является начало перехода на предпрофильное обучения 9-х классов. По нашему предмету открыли предпрофильный курс “Основы журналистики” (Калачикова Л.И.). Специфика курса заключается в выдвижении на первый план следующих задач:
- показать типичные для журналиста виды деятельности;
- дать возможность каждому ученику проявлять себя в качестве автора газетных публикаций и добиться успеха;
- создать условия для формирования и развития творческого подхода к работе со словом.
Как видим, и преподавание русского языка в 10–11 классах по учебному комплексу А.И. Власенкова и Л.и. Рыбченковой, и внеклассная работа по предмету, и введение предпрофильного курса “Основы журналистики” – всё это направлено на развитие интереса к слову, к русскому языку, к предмету, так нелюбимому многими нашими учениками.
Каждый из предложенных подходов, разумеется не новый. Важно, однако, то, что наши учителя пришли к ним самостоятельно, основываясь на знании теории, с одной стороны, и на практическом открытии – с другой.
Педагогическое творчество чаще всего и состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.