Описание дидактической игры “Банк Знаний”.
Цели игры:
- проверка знаний, умений и навыков по теме “Синтаксис”;
- развитие познавательных интересов, волевых качеств личности: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры;
- формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.
Форма проведения игры: групповая (7 групп по 4 человека).
Оборудование: экран “Банк Знаний” (на доске), карточки с названием городов России, карточки для индивидуальной работы с листами-ответами для самоконтроля, монетки (“Моники” — монеты очень надежные и конвертируемые), групповые экраны для учета знаний на каждом столе.
ПЛАН.I. Мотивационный этап игры.
Ребята сегодня у нас урок-игра по теме “Синтаксис”. Целью нашей игры будет проверка знаний по теме, проверка умения дружно работать в группе, умение работать самостоятельно по карточкам самоконтроля.
Представьте, вы являетесь клиентами нашего “Банка Знаний”, а я президент этого банка. Наш банк знаний входит в компанию “ШАТР” (вспомните, ведь наша школа – республика “ШАТР” — школа активных творческих ребят). Именно такие ребята собрались в нашем классе, правда?
У нас все готово для игры: на доске – сводный экран учета ваших знаний, на столах – групповые экраны для учета знаний каждого ученика и группы в целом, карточки для самостоятельной работы с листами ответа для самоконтроля и монетки – “Моники” — монетки очень надежные и конвертируемые (даются в обмен за ваши знания).
Все готовы к началу игры?
II. Проведение игры.
Предлагаю вам открыть счет в нашем банке, но прежде хочу проверить, надежные ли вы клиенты? Для этого вам предстоит выполнить 3 задания и соответственно сделать каждому по 3 вклада в наш банк.
1 ЗАДАНИЕ. Тест-опрос по теории.
- Что изучает “Синтаксис”?
- Грамматическая основа предложения – это …
- Сложное предложение состоит из …
- Основные средства связи простых предложений в сложном предложении– это …
- В простом предложении союз и соединяет …, а в сложном предложении союз и соединяет…
Проверка: карточку-ответ показывает учитель, дети отмечают правильность своих ответов. (1 моник за каждый правильный ответ. Максимальный вклад 5 моников, минус 1 моник за каждый неправильный. Итоги проверки фиксируются каждым учащимся в групповом экране, общий итог группы – на сводном экране на доске).
2 ЗАДАНИЕ. По индивидуальной карточке №1 (4 варианта).
Назовите номер предложения, в котором допущена пунктуационная ошибка, исправьте ее.
ВАРИАНТ №1.
- Солнце садилось и лучи его разбегались по небу.
- Ветер забирался в пустые комнаты и печные трубы.
- Мы очень огорчились когда наши друзья сообщили нам о неудавшемся походе.
ВАРИАНТ №2.
- В небе стояли кучевые облака и от них падали белые тени.
- Мы приготовили для похода все котлы чайники топоры.
- Я вошел в комнату включил свет и остановился в недоумении.
ВАРИАНТ №3.
- Сад степь двор все было в холодной тени.
- Грусть стеснила мое сердце когда он ушел.
- Вдали блеснула ослепительная молния, загремел гром.
ВАРИАНТ №4.
- Гулко шумел ковыль и чернела роща молодых кедров.
- Ласточки носили в своих клювиках, прутики, соломинки и глину.
- Я хочу чтобы на всей планете был мир.
Проверьте правильность выполнения своего задания по карточке самоконтроля с ответами. За правильное задание — 5 моников, минус 1 за каждую ошибку. Итоги фиксируются аналогично первому заданию.
3 ЗАДАНИЕ. По индивидуальной карточке №2 (4 варианта).
Составьте схемы к данным предложениям.
ВАРИАНТ №1.
- Бродят в небе дождевые облака, и о берег тихо плещется река.
- Цветет рябина поздней весной, когда оденутся в зеленую одежду леса.
- Ласточка выпила воды и рассказала девочке свою историю.
ВАРИАНТ №2.
- Друг сказал, что он летом поедет в путешествие по городам России.
- Последние тени сливались, и темная мгла синела у горизонта.
- Во время бури деревья стонут, шумят, трещат и ломаются.
ВАРИАНТ № 3.
- Уже прилетели птицы и наполнили лес своим пением.
- Путники увидели, что они находятся на маленькой полянке.
- Березы, ивы, дубы и рябины – все деревья принакрылись пушистым инеем.
ВАРИАНТ №4.
- В зоопарке живут разные звери: львы, обезьяны, тигры и слоны.
- Выглянуло солнце, озарило дождевые капли, и они засветились цветами радуги.
- Девочка сняла серебряные башмачки, стряхнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.
Проверьте правильность выполнения своего задания по карточке самоконтроля с ответами. За правильное задание — 5 моников, минус 1 за каждую ошибку. Итоги фиксируются аналогично второму заданию.
Ребята, вы справились с первыми тремя заданиями, посмотрите на наш экран “Банка Знаний”. Максимальный вклад каждой группы мог быть равен 60 моникам (по 20 за каждое задание – 4 ученика по 5 моников). Вы видите, какие группы справились с заданием наиболее успешно. Ваш личный вклад мог составить 15 моников (3 задания по 5 моников). Есть среди вас такие ученики? Встаньте. Молодцы! Вы получаете возможность бороться за должность президентов в филиалах банка.
Интересно узнать, в каких городах России находятся филиалы нашего “Банка Знаний”? Значит, выполняем самое трудное задание: возьмите карточку №3. Подчеркните грамматические основы предложений, расставьте нужные знаки препинания, дайте характеристику каждому предложению.
ВАРИАНТ №1.
- Погода стояла прекрасная и солнечные лучи освещали землю.
- Река сияла на солнце так что на ее поверхности играли солнечные зайчики.
- Мы обсушили одежду попили чайку поели жареной зайчатины и отправились в путь.
ВАРИАНТ № 2.
- На опушке леса росли березки клены осинки и молодые дубки.
- Берега поросли травой в которой прятались птенцы водоплавающих птиц.
- Катятся ядра свищут пули нависли хладные штыки.
ВАРИАНТ №3.
- Солнце уже закатилось и теперь из-за каждого дерева выглядывала темнота.
- Птицы улетают в теплые края когда льдом покрываются реки и озера.
- Чистыми голосами поют в лесу зяблики соловьи певчие дрозды.
ВАРИАНТ №4.
- Над городом стоит зимний вечер по сторонам улиц тускло мигают фонари.
- Мы расположились на берегу реки купались загорали и наслаждались хорошей погодой.
- Наступила ночь и на черном небе загорелись звезды.
Проверьте правильность выполнения своего задания по карточке самоконтроля с ответами. За правильное задание — 5 моников, минус 1 за каждую ошибку. Итоги фиксируются аналогично 3 заданию.
Та группа, которая заканчивает работу, отмечает на экране сумму общего вклада за 4 задание и открывает на доске карточку с названием города, в котором расположен их филиал банка. После завершения работы всеми группами учащиеся переходят к последнему заданию. Ребята, выполнив последнее задание, вы сможете отправить в филиалы банка свой начальный капитал.
4 ЗАДАНИЕ.
Разобрать словосочетание, дать ему полную характеристику.
ВАРИАНТ №1. | ВАРИАНТ №2. | ВАРИАНТ №3. | ВАРИАНТ №4 | |||
Отправились в лес. | Жарким днем. | Мчался вскачь. | Мы с тобой. |
Проверка осуществляется с доски: проверьте правильность характеристики ваших словосочетаний.
- Отправились в лес – подчинительное, глагольное, вид связи – управление.
- Жарким днем – подчинительное, именное, вид связи – согласование.
- Мчался вскачь – подчинительное, глагольное, вид связи – примыкание.
- Мы с тобой – подчинительное, местоименное, вид связи – управление.
Схемы словосочетаний проверьте по листу самоконтроля №4. Оцените себя и определите сумму вашего вклада в свой банк филиал. Итоги общего вклада группы фиксируется в сводный экран на доске (личный максимальный вклад — 5 моников, групповой – 20 моников).
III. Подведение итогов игры.
Уважаемые вкладчики “Банка Знаний”! Компания “ШАТР” благодарит вас за участие в благотворительной акции. Весь ваш денежный вклад будет отправлен в детские дома для приобретения спортивного инвентаря и учебных пособий. Общая сумма вашего вклада составила…моников из 700 возможных (по 100 моников могла заработать каждая из 7 групп). Кто же из вас сделал самый большой вклад – 25 моников (по 5 моников за 5 заданий)?
Вывесим на доску ваши групповые экраны. Учащиеся, набравшие 25 моников, становятся президентами филиалов. Поздравим их, ребята! Их вклад обменивается на оценку 5! Учащиеся, вложившие 20-24 моника, получают оценку 4 и становятся агентами филиалов. Учащиеся, вложившие 15-19 моников, получают оценку 3 и становятся вкладчиками филиалов.
Менее 15 моников – вклад не конвертируется – нужна повторная проверка знаний (оценка 2 не ставится, ученик имеет право на повторную аналогичную работу).
Оценки выставляются учащимися в дневник, учителем – в журнал.
Ребята, сегодня вы показали хорошие знания по теме, умение работать самостоятельно, дружно, умение оценить свои знания. МОЛОДЦЫ!
Анализ экранов знаний учащихся помогут учителю определить качество знаний, уровень усвоения теоретического и практического материала по теме всего класса в целом.
ГРУППОВОЙ ЭКРАН УЧЕТА ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ 1 ГРУППЫ
Фамилия, Имя | 1 вклад |
2 вклад |
3 вклад |
4 вклад |
5 вклад |
Общий вклад |
Оценка |
Ахмедов Сархан | 5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
24 |
4 |
Шелухина Мария | 5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
5 |
Такташов Илья | 5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
25 |
5 |
Гришина Дарья | 5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
23 |
4 |
ПРИМЕЧАНИЕ: таких экранов 7 (по количеству групп)
(См. Приложение 1).