Тема: Сочинение – описание по картине А. А. Пластова «Летом».(упр.106)
Цель:
1. Знакомство с типом речи «описание».
2. Обучение правилам сбора и систематизации материла, редактированию текста.
3. Активизация лексики учащихся по теме «Лето».
Оборудование: Репродукции картин А. А. Пластова: «Витя-подпасок», «Ужин трактористов», «Первый снег», «Летом».
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
Сообщение темы и задач урока. Описание как тип речи.
2. Вступительное слово учителя о художнике А. А. Пластове и его картинах.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы.
Пластов родился в деревне Прислонихе (бывшая Ульяновская область). Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне ( «Витя-подпасок», «Первый снег»). Картины А. А. Пластова радуют нас своими звонкими, сочными красками.
Особенно художника привлекает лето – время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» (1945) Пластов показал богатство и щедрость родной земли, заслуженный отдых простых тружеников, утомленных сбором грибов и ягод.
3. Беседа по картине «Летом».
1. Что прежде всего привлекает внимание?
2. Кого изобразил художник? Опишите их.
3. Почему художник так отчетливо изобразил руки
женщины? Какие они?
4. Опишите девочку: её позу, что она делает, как
одета.
5. Что в наряде девочки особенно бросается в
глаза?
6. Что можно сказать о лице девочки?
7. Что вы можете сказать о собаке, изображенной на
картине?
8. Где расположились грибники? Почему они выбрали
это место?
9. Как показал художник, что стоит солнечный и
тихий день?
10. Какие цвета использовал художник для
изображения летнего солнечного дня?
11. Какие краски преобладают в картине?
4. Слово учителя о цветовой гамме картины.
С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называют теплыми. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, темно-голубой, фиолетовый, серый – это холодные цвета. Они обычно вызывают чувство грусти, печали.
Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом»?
5. Сбор словесного материала и его оформление в таблице по образцу.
План описания | Рабочие материалы |
Женщина | Устала и уснула на свежем воздухе, натруженные работой руки, спокойный сон,.. |
Девочка | Яркое красное платье, оно притягивает наш взгляд,.. |
Собака | Верный друг, устала бегать по лесу, в тени,.. |
Природа | Изумрудно-зеленая трава, стебель белой ромашки, яркий летний день, ослепительный луч солнца, солнечные зайчики,.. и т.д. |
6. Обсуждение возможного начала описания:
На картине А.А.Пластова изображен знойный летний полдень…
и финала описания:
Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Использует контрастные, яркие, насыщенные цвета, которые придают картине особую красоту и жизнерадостность, создают светлое настроение.
7. Написание чернового варианта сочинения.
8. Редактирование написанного текста.
9. Написание чистового варианта сочинения.
Примечание:
1. Варианты начала и финала сочинения-описания в форме карточек раздаются каждому ученику.
2. Таблицы для сбора рабочих материалов раздаются каждому ученику.