Не далеко, не близко,
Не высоко, не низко,
За бумажными горами,
Карандашными лесами
Жила-была этимология!
Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как рождаются слова? Кем они создаются, и почему они так называются? Поиском ответов на эти вопросы занимается этимология. Этимология в переводе с греческого - наука о значении и происхождении слов. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено к месту и ко времени! «Хромое слово – хромая речь»,- гласит русская пословица.
Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.
Кто не знает А.С. Пушкина? Все читали его стихи. А все ли обогатили свою речь словами А.С.Пушкина и его оборотами? Словарь Пушкина – словарь гения, в нем содержится более 21 тысячи слов. Как добиться того, чтобы речь стала интересной, богатой, разнообразной? Секрет прост: прислушайтесь к слову, приглядитесь к нему, проникните в его тайну.
Итак, отправляемся в гости к слову. Есть на земле два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что не могут обойтись одно без другого. Это царство животных – Флора и царство растений – Фауна. С ними мы не раз встречались на уроках естествознании и литературного чтения.
Фауна:
- Я вам расскажу о происхождении слова бабочка. Удивительно милая и наивная история у этого замечательного слова, означавшего «душа бабушки», «дух прародительницы». Наши далекие предки наблюдали за полетом красивых насекомых, следя, как они кружатся около дверей, окон, как упорно они летят на свет, задумались: да уж не порхает ли вокруг родного дома душа умершей родоначальницы тех, кто в нем живет?
Сценка: капустница, крапивница, лимонница в костюмах.
Крапивница:
- Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я: у меня на крапиву аппетит – я крапивница, у нее на капусту аппетит – она капустница! Просто все и понятно!
Капустница/хвастаясь/:
- Толстовата, форсиста, сорочек одела триста, а нога одна? Вейся, вейся, капусточка! Завивайся, белая! Да, как капустке не виться, серой, белой не ломиться!
- А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять!
Этимология:
- Итак, ребята, чтобы лучше узнать о происхождении названий, надо внимательно приглядываться к поведению, привычкам разных животных. Надо чаще обращать внимание на внешний вид, внутренние качества птиц, животных, насекомых. Название животных, растений возникают не случайно!
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это –
Горихвостки хвост горит.
За что назвали ее горихвосткой.
/Хвост интересный, красного цвета, который все время подрагивает, вот и кажется, что горит/.
- Какая птица выводит зимой птенцов?
/Выходит ученик в костюме/
Клест – от старого русского слова «клестить», что значит "сжимать", "сдавливать, стягивать". Клюв у этой птицы загнут крест накрест, он как будто сжат. От слова клестить произошло и слово клещи! Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.
Этимология: /Иллюстрации с рисунками птиц на доске/
- Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается мухами, ловя их на лету.
Есть птицы, получившие название за свое поведение, например, вертишейка /вертиголовка, крутиголовка / вьет гнезда в дупле. Для защиты от врагов она изображает змею, вытянув шею, шипя, поворачивая голову так, что у желающих полакомиться пропадает желание. А знаете ли, что вертишеики-змеешейки своих самостоятельных дупел не имеют, откладывают свои яйца прямо поверх мухоловочьих или синичьих. А вылупятся вертишеята, такую грязь разведут, что после них там никто жить не захочет.
Задание № I. /На доске слова: канарейка, пищуха, лысуха/ По какому признаку они получили свое название?
Эту певчую птицу вы можете увидеть только в клетках. Она прижилась у человека и платит ему чудесным пением во все времена года. Родина птицы - Канарские острова, недалеко от берегов Африки. Оттуда птиц привезли к нам, в Европу.
По стволу дерева быстро продвигается маленькая серая птичка. На пути она обшаривает каждую щелку, каждую трещину, вытаскивая при этом оттуда насекомыx и их личинки. При этом она все время тихонечко попискивает.
Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая, ростом она с утку. На лбу у нее блестит светлая, кожистая пластинка, поэтому издали птица кажется лысой.
Задание №2. В таблицу надо вписать названия четырех рыб. Как называется каждая рыба, вы узнаете из их характеристик.
1. Эта рыба очень похожа на змею, длинная, гибкая, когда она плавает, то изгибается всем телом. /Вьюн/
2. А эта рыба любит песчаное дно. Она подолгу роется в песке, выискивает для себя пищу. /Пескарь/
3. Вместо плавников у этой рыбки колючки, которыми она защищается от врагов. /Колюшка/
4. Рыба получила свое название за большую голову.
/Головань/
1 в | ь | ю | н | ||||
2 п | е | с | к | а | р | ь | |
3 к | о | л | ю | ш | к | а | |
4 г | о | л | о | в | а | н | ь |
Этимология:
- Вы убедились, ребята, что названия многих птиц, рыб, бабочек даны по внешнему виду. Но всегда ли люди безошибочно давали название тем или иным животном? Давайте послушаем. /Выходит чтец в костюме/
1. Есть такая птичка козодой. Небольшая серовато-бурая птица. Неужели она действительно коз доит? Да нет, просто птичка днем прячется, а ночью вылетает на охоту, ловить мошкару, слепней да комаров. А люди думали, что они коз доят по ночам. Вот и получилось, что это название - ошибка людей. Отгадайте!
- Почему птицу назвали осоед? /Основная пища осы. Не прочь полакомиться жуками, шмелями, шершнями./
Поползень – главный признак поведения птицы - ее манера передвигаться по стволу /не только ползет она снизу вверх, но и сверху вниз/.
/На доске названия птиц с иллюстрациями/.
Флора: /вбегает в зал/
Эх, раз! Эх, два!
Колет старший брат дрова,
Почему ж один чурбак
Не развалится никак?
В чурбаке топор увяз -
Не расколешь вязкий ВЯЗ!
/вязкая древесина, его трудно колоть, расщепить, за это свойство дерево получило свое название/
Фауна:
- Рано ты вышла рассказывать о происхождении своих растений, Я еще не все сказала!
Посмотрите, кто к нам пришел? /Входит девочка в костюме лисы/
Из какой сказки? Какой она нам в сказках показана?
Лиса:
- Отгадайте мои загадки.
Иголку носит при себе, а не портниха,
Варит, а не повариха? /Пчела/
Зубастый зверек
Грызет с визгом дубок. /Пила/
Ночью спит на земле,
А утром убегает./Роса/
Что шумит без ветра? /Река/
п | ч | е | Л | а | |
п | И | л | а | ||
р | о | С | а | ||
р | е | к | А |
Давайте прочитаем, какое слово у нас вышло? Как меня в сказках называют? /Хитрой, умной, Патрикеевна - ответы детей/
Патрикей - имя старинное, происходит от латинского патриций, т.е. аристократ.
Давным-давно, лет 700 назад жил-был новгородский князь Патрикей. И так он прославился своей хитростью, изворотливостью, что имя Патрикей стало нарицательным, равнозначным хитрецу.
Флора:
- Перейдем в мир растений. /Выходят дети в костюмах/
Отгадайте загадки:
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок, и нет цветка. /Одуванчик/
Весь в пыли /хоть сил немного/
У дороги он торчит,
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид. /Подорожник/
Сценка: Послушаем сценку – спор двух наших гостей /Лопата и Лопух/.
- Я родственник лопаты. Что может быть схожего у тебя со мной? Ты растение, а я нет. Давай разберемся, в чем наше сходство?
Древний корень «лоп» означал плоскость, расширение, широкий лист, от него и образовалось слово лопух/ растение с широкими листьями/, лопата - орудие труда, по форме напоминающее лист. Теперь понятие слова лопоухий: человек с большими, как лопы, ушами.
Читают 2 ученика. /На доске иллюстрации/.
Колючий цветок.
Вот шиповника цветы –
Просто чудо красоты!
Яркие, пахучие
Ай, ай, ай! Колючие!
Ежевика.
Черного цвета, как малина вкусная.
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж,
- Вот и назван ЕЖЕВИКА.
Почему шиповник получил такое название? /ветки этого кустарника покрыты острыми шипами, которое больно царапают каждого, кто захочет его сорвать/. А ежевика?
1 Ученик:
Несколько слов о школе.
Семь ночей и дней в неделе,
Семь вещей у нас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал и карандаш,
И букварь, приятель ваш.
2 ученик:
Мы расскажем о некоторых учебных вещах и понятиях, так или иначе связанных со школой. Алфавит,_азбука, букварь.
/Рассказы детей/
3 ученик:
Слово азбука - откуда оно? По - древнерусски первая буква алфавита называлась «аз», вторая «буки», вот и получилось аз-буки, или азбука. /Сначала аз да буки, а потом науки. Гласит пословица./
4 ученик:
Слово букварь - "собрание букв", равно, как словарь - собрание слов.
5 ученик: Алфавит. А - буква похожа на перевернутую вниз рогами голову быка.. Бык на языке древних воинствующих народов Аравии назывался алеф. Вторая буква алфавита была похожа на дом. Дом назывался бот. Алефбот - получилось слово, но оно со временем поменялось и до нас дошло как алфавит.
Мел.
Мел - это мельчайшие остатки древней жизни на земле: раковин, обломков, скелетов вымерших морских животных. Мел откладывался в водоемах в течении миллионов лет. Так, на месте нынешнего Белгорода очень давно было теплое море, потом оно обмелело, а известняки остались, Вот из них и формируется мел. Слово "мел" - мелкий, мелеть - однокоренные.
Портфель.
Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинаются с этого порт:
Портсигар /сигаронос,/, портмоне /деньгонос/, портфель /листонос/.
/На доске/
Слово портфель образовано от двух французских слов: "порте" носить и "фель" лист. Теперь вы, конечно, догадались, что портфель назвали так потому, что в нем носят листы бумаги, тетради, книги.
Пенал.
Перо по-латыни будет пенна. А где хранятся перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал. Раньше писали настоящими гусиными перьями, затем металлическими пластинками.
Шпаргалка. Кто знает, что это? Кто пользуется ею? Зачем? Шпаргалка означает "лохмотья", "пеленка". В польском языке так назвали измаранный, негодный клочок бумаги. Интересно, поубавилось бы любителей составлять шпаргалки, если бы они узнали, что носят на урок или на экзамен грязные детские пеленки.
Каким бы, словом вы назвали героев из частушек? /На доске слова лодырь, балбес, неряха и т.д./
Лодырь.
Это, казалось бы, такое родное русское словечко, на самом деле - чужак, но тесно связанно с Россией. Занесли его к нам немцы, муштровавшие русских подмастерьев и управляющие помещичьими имениями, на старых немецких говорах «лоддэр» /теперь немцы говорит "лоттер"/ значило бездельник. Вот какое прозвище получили наши предки. Словечко прижилось на Руси.
Балбес. Ученика, невыучившего урок и читающего с запинками, называли заикой. А по-латыни заика - "балбус". Отсюда произошло слово балбес - "неуч, невежда, лентяй".
Неряха.
Не - это просто отрицание, а значит, должно существовать и слово ряха. Оно и впрямь живет в диалектах русского языка и означает "женщина - чистюля". Слово связано с основой «ряд», от которого образованы слова: наряд, нарядиться, суженый - ряженый.
Мы часто говорим о бестолковом человеке, неуче: "Он ни бельмеса не смыслит". В нашей речи это выражение появилось довольно давно, со времен татарского ига. "Бельмез" по-татарски "не понимаю". Однако и сами татары этому сочетанию придавали большой смысл. Невежду, ничего не знающего человека они называли бильмезом. По-русски это слово стало звучать как бельмес.
Итак, закончилось наше путешествие в мир слова! Я думаю, что праздник пробудит в вас интерес к живому слову, вызовет желание почаще заглядывать в книги и словари.
Все любят конфеты? А ведь это старинное слово восходит к латинскому "конфектум", что означало "приготовленное лекарство", пилюля. Сегодня от такого лекарства не откажется никто. Приглашаем на чаепитие.
Л И Т Е РА ТУ РА:
Арсирий А.Т. Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика русского языка. - М.: Экслибрис-Пресс, 1997
Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994
Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах, Путешествие в Страну Слов.- М.: Дрофа, 1995
Ушаков Н.И. Внеклассные занятия по русскому языку. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1971
Частушки о нерадивых учениках.
/Исполняют девочки/
А сейчас послушаем частушки.
Про ребят и про игрушки сочинила я частушки,
Прежде чем их записать, стала петь я и плясать.
Смотрит в зеркало Настюшка:
"Ах, какая же я душка!"
Ну и пусть сегодня в срок
Не успею на урок.
Кира в куколки играла
Весь урок под партою.
У доски потом молчала
Куклой перед картою.
Видик ночью посмотрел
Второклассник Коля,
А наутро захрапел
На уроке в школе.
Тряс и тряс портфель Тарас,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки всякий раз.
С ним играли в прятки.
По - геройски Лена с ленью
Воевала целый день,
Но к большому сожаленью.
Победила Лену лень.
Если ты моя подруга,
Из несчастья вызволи.
Подними скорее руку,
Чтоб меня не вызвали.
Если щурит Валя глазки,
Значит, ждет она подсказки,
Зря, не щурь, Валюша глаз,
Не подскажем в этот раз.
Закопченные кастрюли
Юля чистила песком,
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.
Я под краном руки мыла,
А лицо умыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Закричал: "Какой позор!"
Я пропела, что хотела,
Поплясала от души,
Выходи на круг, кто смелый.
Пой позвонче и пляши.