Цели:
- Познакомить учащихся с учебным мозговым штурмом, закрепить знания об имени прилагательном.
- Развивать познавательные и творческие способности учащихся, умение работать в исследовательских группах, вести поиск оригинальных решений.
- Воспитывать чувство коллективизма, дружбы как нравственных начал человека.
Формы и методы:
- Поисковый метод.
- Исследовательская работа в группах.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Использование художественных средств описания.
- Творческие задания.
Оборудование:
- Наглядность: зимние пейзажи художника Шишкина
- Раздаточный материал.
- Аудиокассета П. И. Чайковский “Времена года”.
ХОД УРОКА
I. Организационная ситуация.
Приветствие. Готовность к уроку.
II. Лингвистическая разминка.
– Найдите ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
1) Самый вкусный сок.
2) Исполненный твёрдости, непреклонности
3) Много-много знающий.
4) Тот, которого очень ждут.
5) Полный сил, энергии.
6) Деятельный, по значению противоположный
пассивному.
– Кто уже готов? Озвучьте, что получилось. (Cлово дружба)
– Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (Cплоченность, коллективизм, поиск идей, ведь именно дружба, сплоченность помогли вам найти в кроссворде ключевое слово)
– А какие части речи помогли найти это слово? (Прилагательные)
– Над какой темой мы будем работать на уроке? Откройте тетради, запишите тему урока: “Употребление прилагательных в речи”.
– Целью сегодняшнего урока будет знакомство со способом поиска новых идей учебным мозговым штурмом и разрешение проблемы: Какова роль прилагательных в речи.
III. Слово учителя.
– Итак, ребята, именно дружба, сплоченность людей, помогают находить правильные решения в экстремальных ситуациях. Однажды в открытом океане моряки получили сообщение о вражеской торпедной атаке. Капитан собрал всю команду на палубе корабля. И все, начиная с младших матросов, отвечали на один вопрос: Как спастись в ситуации торпедной атаки? Каждый выдвигал свою идею. Все идеи были разные, даже абсурдные, дикие, нереальные. Корабельный кок предложил всем вместе подуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Им повезло. Торпедной атаки не было. Но капитан пришел к выводу, что даже “дикая” идея кока могла привести к настоящему решению (торпеду можно было притормозить мощной струей корабельной помпы). Так возник мозговой штурм как способ поиска новых идей.
Правила мозгового штурма таковы:
- Принимать все идеи, даже абсурдные.
- Никакой критики.
IV. Групповая работа.
– В группах есть руководители, выберите секретаря,
который будет фиксировать идеи.
На первом этапе создаем банк идей.
Рабочие группы получают задания, которые помогут
определить роль прилагательных в речи.
- Задание первой группе: у прилагательных не было своих рода, числа, падежа. Как помочь прилагательным обрести эти грамматические категории? (Попросить у существительных, предложить ему свои услуги взамен этих категорий)
- Задание второй группе: представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым)
На втором этапе нужно проанализировать
все свои идеи. Какие из них самые важные,
докажите!
На третьем этапе обработайте свои
результаты, сделайте окончательный вывод.
Подведение итогов работы в группах:
– К какому выводу мы пришли? Какова роль прилагательных? (речь с прилагательными богаче, образнее). Какое практическое применение могут найти ваши идеи? В этом нам помогут творческие задания.
Творческие задания в группах: у вас на столах лежат тексты, которые необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях.
Задание: опишите внешность человека, используя прилагательные.
“По улице идет человек. Ему немало лет. В руке портфель, на голове шляпа, одет в плащ”.
“По пустынной улице идет незнакомый человек. Ему немало лет. В правой руке он несет черный портфель, на голове старая шляпа. Одет он в темный плащ”.
– Сравните первый и второй варианты текста. Какой вывод из этого следует?
– Следующее задание: создайте портрет одного из своих одноклассников. Первая и третья группы используют прилагательные в описании портрета, а вторая и четвертая группы создают портрет без прилагательных.
После обсуждения результатов работы – вывод: в художественном описании внешности человека, интерьера, природы почти каждое четвертое слово – прилагательное.
– Послушайте внимательно музыку и рассмотрите иллюстрации. Опишите настроение, чувства, которые рождает в вас музыка. Назовите композитора и произведение.
V. Подведение итогов урока.
– Что нового узнали на уроке? Какие важные
проблемы мы решили? Поставьте в оценочных листах
степень своего участия в баллах от 0 до 10.
Запишите домашнее задание. Выберите себе задание
разной степени сложности.
Спасибо за сотрудничество.