Цели.
- Обобщить знания учащихся по разделу “Словообразование”, осуществить “запуск” проектов по данному разделу, учитывая индивидуальные особенности и склонности детей.
- Развивать способность к логическому мышлению, креативность, умение высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, умение работать в группе.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других учеников.
Ход урока
I. Вступительное слово.
Любознательный человек, увидев всякую вещь, обычно интересуется, для чего она служит и как устроена. Вопрос об устройстве может относиться не только к творениям человеческих рук и ума, но и к растениям, животным, минералам. А мы с вами на предыдущих уроках задумывались над устройством слова. Какие морфемы мы изучили? (Корень, суффикс, приставку, окончание).
Все они являются составляющими слова (или почти все).
А сегодня итогом изучения раздела “Словообразование” будет написание сочинений, темы которых записаны на доске. Выберите ту, которая вам ближе и пишите сочинение…
Темы сочинений:
- Корень как самая важная и значимая часть слова.
- Приставка как самая важная и значимая часть слова.
- Значимость и важность суффикса в слове.
- Окончание – самая важная и значимая морфема.
II. Учащимся дается время для осмысления тем сочинений, неизбежно возникает трудность, так как суждения, выдвинутые в качестве тем сочинений, слишком категоричны и неоднозначны.
Какие трудности? Есть ли те, кто определился и выбрал тему №1? О чем вы будете писать в вашем сочинении (определите его тему). Каковы ключевые слова в данной теме? Определите идею вашего будущего сочинения (она выражена в формулировке темы сочинения).
Есть ли те, кто решился писать о приставке? А кто считает более значимым суффикс? Окончание?
III. Итак, мнения разделились. Сформулируйте группы в зависимости от выбранной темы сочинения. Обсудите в группе, о чем вы будете писать, почему вы считаете выбранную морфему наиболее важной и значимой в слове.
IV. Выступление группы, считающей корень самой важной частью слова. (В корне содержится общее лексическое значение всех однокоренных слов).
Обратите внимание на слова, записанные на доске, разберите их по составу:
- прыгнуть, перешагнуть, вынуть;
- привык-отвык, сомкнул-отомкнул, разул-обул.
Какие мы можем сделать выводы о корне, глядя на эти слова? Есть слова без корня и слова с корнями, значение которых без приставки, суффикса неясно (так называемые связанные корни). Тогда, может, стоит задуматься о том, действительно ли корень – самая важная и значимая часть слова?
V. Выступление группы – “защитников” приставок.
Добавление учителя.
Представьте, что вы сидите перед телевизором, а я говорю, называя лишь приставки: “вы- пере- в-”. Что вы сделаете с телевизором?
А теперь мы сидим на стульях, я говорю: “подо”. Что вы сделаете?
“Ото-” - а теперь? А ведь я называю только приставки, но вы все поняли! Какой вывод мы может сделать? (Приставки, как и корень, имеют лексическое значение).
К. Чуковский писал: “Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. Докажем это еще раз. Перед вами глагол писать. Образуйте от него с помощью приставок новые слова и запишите их в тетрадь. Слов получилось великое множество! Каждая из приставок внесла свой оттенок лексического значения:
- В – внутрь
- Вы – наружу
- Над – добавить
- При – прибавить
- За – начало
- До – завершение
Скажу по секрету, что раньше некоторые приставки, да и суффиксы были самостоятельными словами: въ ходить въ домъ – отсюда и сохранившееся лексическое значение. Но есть ведь слова и без приставок! И они прекрасно обходятся и без них!
VI. Выступление группы – “защитников” суффиксов.
Определите, к какой части речи будут принадлежать слова с такими суффиксами. Какое значение придают эти морфемы указанным вами частям речи?
- -оват - “немного”
- -енок- (-онок-) “детеныш
- -онер- “лицо”
- -щик - “профессия”
- -л- “прошедшее время”
- -ся - “возвратный суффикс, восходящий к местоимению”
Здесь представлены суффиксы, которые могут образовывать новые слова (словообразующие) и формы слова (формообразующие). Последний суффикс в слове определяет часть речи и окончание слова! Может, стоит все-таки писать сочинение о суффиксе как о самой важной морфеме в слове?
VII. А что же мы обделили вниманием окончания? Разве не это самая важная морфема? Она единственная изменяется в слове, и без нее мы никуда! На доске записаны слова:
Без неука рука без
Составьте предложение из этих отдельных, имеющих лексическое значение, но ничего не значащих пока слов. Что нам в этом поможет? Конечно же, окончание! Мы так были уверены в важности и значимости корня, так как он обладает лексическим значением. Посмотрите на предложение: есть ли в нем смысл?
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.
А можем ли мы определить части речи, его составляющие? Что в этом помогает?
А еще мы может определить грамматические признаки слов, составляющих это предложение. И поможет нам в этом…
Разберите по составу следующие слова в данном словосочетании:
Делая ловко
Какой вывод можно сделать? (Есть слова, которые обходятся и без окончания).
VIII. А теперь вернемся к темам наших сочинений. Что же нам делать? На какую тему писать? (Можно переформулировать вместе с ребятами тему, которая примерно будет звучать так: КАКАЯ МОРФЕМА В СЛОВЕ САМАЯ ВАЖНАЯ?). Достаточно ли вам материала, чтобы написать сочинение? Что тогда делать? (Идти в библиотеку, искать).
Можно, конечно, написать сочинение на лингвистическую тему, а можно продолжить эту работу в привычной для вас форме – создании исследовательского проекта.
IX. Могу порекомендовать вам следующие книги, которые помогут ответить на волнующий вас вопрос:
- Бодуэн де Куртэне “Введение в языкознание”;
- Иванов, Потиха “Занимательно о русском языке”;
- Панов “Изучение состава слова” и др.
X. Подведем некоторые итоги. Что было для вас открытием на сегодняшнем уроке? Что запомнилось больше всего?
XI. Напишите в “КОПИЛКУ ЗАБЛУЖДЕНИЙ” ваши записки: в чем раньше вы были уверены, а теперь думаете по-другому?
После того, как дети набрали материал, он может “вылиться” в проекты, форма которых выбирается ими самостоятельно. Возможные варианты:
- статья в научный журнал;
- лингвистическая газета;
- разработка урока на данную тему для учащихся других классов;
- создание мультимедийной презентации и др.