Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Какая часть слова важнее?"

Разделы: Русский язык


Цели.

  1. Обобщить знания учащихся по разделу “Словообразование”, осуществить “запуск” проектов по данному разделу, учитывая индивидуальные особенности и склонности детей.
  2. Развивать способность к логическому мышлению, креативность, умение высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать, умение работать в группе.
  3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, терпимость к мнению других учеников.

Ход урока

I. Вступительное слово.

Любознательный человек, увидев всякую вещь, обычно интересуется, для чего она служит и как устроена. Вопрос об устройстве может относиться не только к творениям человеческих рук и ума, но и к растениям, животным, минералам. А мы с вами на предыдущих уроках задумывались над устройством слова. Какие морфемы мы изучили? (Корень, суффикс, приставку, окончание).

Все они являются составляющими слова (или почти все).

А сегодня итогом изучения раздела “Словообразование” будет написание сочинений, темы которых записаны на доске. Выберите ту, которая вам ближе и пишите сочинение…

Темы сочинений:

  1. Корень как самая важная и значимая часть слова.
  2. Приставка как самая важная и значимая часть слова.
  3. Значимость и важность суффикса в слове.
  4. Окончание – самая важная и значимая морфема.

II. Учащимся дается время для осмысления тем сочинений, неизбежно возникает трудность, так как суждения, выдвинутые в качестве тем сочинений, слишком категоричны и неоднозначны.

Какие трудности? Есть ли те, кто определился и выбрал тему №1? О чем вы будете писать в вашем сочинении (определите его тему). Каковы ключевые слова в данной теме? Определите идею вашего будущего сочинения (она выражена в формулировке темы сочинения).

Есть ли те, кто решился писать о приставке? А кто считает более значимым суффикс? Окончание?

III. Итак, мнения разделились. Сформулируйте группы в зависимости от выбранной темы сочинения. Обсудите в группе, о чем вы будете писать, почему вы считаете выбранную морфему наиболее важной и значимой в слове.

IV. Выступление группы, считающей корень самой важной частью слова. (В корне содержится общее лексическое значение всех однокоренных слов).

Обратите внимание на слова, записанные на доске, разберите их по составу:

  • прыгнуть, перешагнуть, вынуть;
  • привык-отвык, сомкнул-отомкнул, разул-обул.

Какие мы можем сделать выводы о корне, глядя на эти слова? Есть слова без корня и слова с корнями, значение которых без приставки, суффикса неясно (так называемые связанные корни). Тогда, может, стоит задуматься о том, действительно ли корень – самая важная и значимая часть слова?

V. Выступление группы – “защитников” приставок.

Добавление учителя.

Представьте, что вы сидите перед телевизором, а я говорю, называя лишь приставки: “вы- пере- в-”. Что вы сделаете с телевизором?

А теперь мы сидим на стульях, я говорю: “подо”. Что вы сделаете?

“Ото-” - а теперь? А ведь я называю только приставки, но вы все поняли! Какой вывод мы может сделать? (Приставки, как и корень, имеют лексическое значение).

К. Чуковский писал: “Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. Докажем это еще раз. Перед вами глагол писать. Образуйте от него с помощью приставок новые слова и запишите их в тетрадь. Слов получилось великое множество! Каждая из приставок внесла свой оттенок лексического значения:

  • В – внутрь
  • Вы – наружу
  • Над – добавить
  • При – прибавить
  • За – начало
  • До – завершение

Скажу по секрету, что раньше некоторые приставки, да и суффиксы были самостоятельными словами: въ ходить въ домъ – отсюда и сохранившееся лексическое значение. Но есть ведь слова и без приставок! И они прекрасно обходятся и без них!

VI. Выступление группы – “защитников” суффиксов.

Определите, к какой части речи будут принадлежать слова с такими суффиксами. Какое значение придают эти морфемы указанным вами частям речи?

  • -оват - “немного”
  • -енок- (-онок-) “детеныш
  • -онер- “лицо”
  • -щик - “профессия”
  • -л- “прошедшее время”
  • -ся - “возвратный суффикс, восходящий к местоимению”

Здесь представлены суффиксы, которые могут образовывать новые слова (словообразующие) и формы слова (формообразующие). Последний суффикс в слове определяет часть речи и окончание слова! Может, стоит все-таки писать сочинение о суффиксе как о самой важной морфеме в слове?

VII. А что же мы обделили вниманием окончания? Разве не это самая важная морфема? Она единственная изменяется в слове, и без нее мы никуда! На доске записаны слова:

Без неука рука без

Составьте предложение из этих отдельных, имеющих лексическое значение, но ничего не значащих пока слов. Что нам в этом поможет? Конечно же, окончание! Мы так были уверены в важности и значимости корня, так как он обладает лексическим значением. Посмотрите на предложение: есть ли в нем смысл?

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.

А можем ли мы определить части речи, его составляющие? Что в этом помогает?

А еще мы может определить грамматические признаки слов, составляющих это предложение. И поможет нам в этом…

Разберите по составу следующие слова в данном словосочетании:

Делая ловко

Какой вывод можно сделать? (Есть слова, которые обходятся и без окончания).

VIII. А теперь вернемся к темам наших сочинений. Что же нам делать? На какую тему писать? (Можно переформулировать вместе с ребятами тему, которая примерно будет звучать так: КАКАЯ МОРФЕМА В СЛОВЕ САМАЯ ВАЖНАЯ?). Достаточно ли вам материала, чтобы написать сочинение? Что тогда делать? (Идти в библиотеку, искать).

Можно, конечно, написать сочинение на лингвистическую тему, а можно продолжить эту работу в привычной для вас форме – создании исследовательского проекта.

IX. Могу порекомендовать вам следующие книги, которые помогут ответить на волнующий вас вопрос:

  1. Бодуэн де Куртэне “Введение в языкознание”;
  2. Иванов, Потиха “Занимательно о русском языке”;
  3. Панов “Изучение состава слова” и др.

X. Подведем некоторые итоги. Что было для вас открытием на сегодняшнем уроке? Что запомнилось больше всего?

XI. Напишите в “КОПИЛКУ ЗАБЛУЖДЕНИЙ” ваши записки: в чем раньше вы были уверены, а теперь думаете по-другому?

После того, как дети набрали материал, он может “вылиться” в проекты, форма которых выбирается ими самостоятельно. Возможные варианты:

  • статья в научный журнал;
  • лингвистическая газета;
  • разработка урока на данную тему для учащихся других классов;
  • создание мультимедийной презентации и др.