Русский язык
-
Творческая мастерская "Организация групповой работы как средство для развития познавательных способностей учащихся" 2008
Все мы говорим сейчас о том, что обучение должно носить развивающий характер, а одна из форм работы, которая предопределяет развивающий характер обучения и опирается на зону ближайшего развития ребёнка — групповая. Технология групповой работы подробно описана в трудах В.К. Дьяченко и Г.К. Селевко, но мне хотелось бы остановиться подробнее на психологическом аспекте введения данной технологии.
-
Методическая разработка урока по русскому языку в 5-м классе "Имя прилагательное". Путешествие по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-Звезда" 2008
Анализируя сказку О.Уайльда "Мальчик-звезда", учащиеся 5-го класса изучают тему "Имя прилагательное".
-
Закрепление изученного по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" 2008
На протяжении всего урока идет подготовка учащихся к написанию сочинения в публицистическом стиле о пейзажах И.Левитана с использованием придаточных изъяснительных. Приводятся искусствоведческие статьи А.Жуковой, воспоминания об И.И. Левитане, К.Г. Паустовского и М.В. Нестерова.
-
Занимательная учебная игра по русскому языку в 6-м классе "Путешествие в страну Словообразование" 2008
Повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж — важная задача школы. Её решение обеспечивается многими факторами, один из которых — подача материала в занимательной форме. Занимательность может быть использована на разных этапах урока и на уроках разных типов, но наиболее действенна она, по моему мнению, на уроках обобщающего повторения.
-
Урок-путешествие по островному государству Лингвистике 2008
Тема "Лексика. Словообразование. Правописание" достаточно сложна для пятиклассников. Она предполагает работу со словарями, первоначальное представление о корнях с чередованием, о/ё после шипящих, ы/и после ц. Кроме того, учащиеся знакомятся с признаками иноязычных и исконно русских слов. Конечно же, все это легче и лучше запоминается в нетрадиционной, занимательной форме. Именно поэтому я выбрала жанр путешествия, изготовив соответствующую карту. В теме урока слово "лингвистика" закрыто, учащиеся должны его "открыть".
-
Урок русского языка в 3-м классе "Различие падежей" 2008
На уроке идёт отработка умения определять падеж существительного, отработка запоминания нового словарного слова. Даны задания, способствующие развитию орфографической зоркости, что повышает мотивацию к учебной деятельности.
-
Анализ поэтического текста 2008
Открытый урок проводится в 8-м классе по специальном курсу "Выразительные средства русского языка". Курс читается с 5-го класса.
-
Урок — закрепление материала для 7-го класса в форме дидактической игры с элементами групповой, индивидуальной работы и работы в парах 2008
Правописание наречий — одна из сложных тем в 7-м классе, на мой взгляд. Обучающиеся зачастую путают их с такой частью речи, как существительное. Смысловых групп у наречия много, поэтому не всегда и не сразу дети их запоминают, а тем более различия в их написаниях (слитно, раздельно, через дефис). Эту задачу и помогает упростить мой урок. Большая плотность его позволяет опросить каждого ребёнка. Предлагая урок в форме дидактической игры.
-
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Открытый урок русского языка в 3-м классе 2008
Данный урок является заключительным по теме "Предложение". Материал урока способствует развитию творческих способностей учащихся. Широко используются межпредметные связи с уроками литературного чтения, музыки, изобразительного искусства.
-
Урок по развитию речи в 5-м классе. Музыкальное сочинение по произведению П.И. Чайковского "Времена года. Октябрь" 2008
Цель занятия по развитию речи в 5-м классе: попытаться звуки музыки переложить на музыку слова.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха" 2008
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни.
-
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе 2008
Предложенная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 11-х классах. Она поможет эффективно спланировать и организовать работу по подготовке к ЕГЭ. Методическим обеспечением программы представленного элективного курса может служить учебник "Русский язык. 10–11" авторов Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина.
-
Урок-диктант "Повторение по теме «Наречие»" 2008
Применяемые различные виды диктанта (тестовый, словообразовательный, графический, цифровой, выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, "безошибочный" и т.д.) позволяют учителю повторить объёмный материал по теме "Наречие", увидеть пробелы в знаниях учеников, организовать работу так, чтобы учебной деятельностью были охвачены все ученики. Задания, предлагаемые ученикам, имеют творческий характер и ориентированы на самостоятельное выполнение. Задания подобраны с постепенным наращиванием трудностей. Данный конспект урока может быть интересен и молодому учителю, и учителю-стажисту.
-
Программа элективного курса для учащихся 10-го класса "Информационное обеспечение лингвокраеведческой исследовательской работы 2008
В условиях модернизации образования, введения НРК в учебную деятельность методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивая планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий - исследовательская деятельность, которую я решила интегрировать с изучением лингвотопонимики. Так появилась программа элективного курса для учащихся 10-х классов. Данный курс позволит не только познакомиться с азами лингвотопонимической исследовательской работы, но и в полной мере раскроет информационное обеспечение самостоятельных изысканий.
-
"Парные согласные на конце и в середине слова", 2-й класс 2008
Данный урок позволит сформировать умение подбирать проверочные слова для написания парных согласных, развивать наблюдательность, обогащать словарный запас пословицами. Научит раскрывать смысл пословиц, бережно относиться к культурным ценностям русского народа.
-
Урок-зачет по теме "Частица", 7-й класс 2008
Урок-зачёт - одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определённых программой при изучении указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях. Уроки-зачёты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результаты учёбы.
-
Осенние мотивы в лирике русских классиков XIX–XX веков. Путешествие в сентябрьский лес 2008
Урок предполагает предварительное путешествие в сентябрьский лес сначала учителя, который демонстрирует полученные материалы, делится впечатлениями, умело "вплетая" в свой рассказ научный материал, организуя целостную структуру урока. А затем - самих ребят, которые самостоятельно создадут путевые заметки или очерки, а также, возможно, представят собственные лирические произведения.
-
Памятка "Как работать над ошибками" 2008
Вашему вниманию предлагается памятка "Как работать над ошибками". Работа по ней проводится с первых уроков русского языка. Памятка распечатывается на двух листах с двух сторон и складывается книжечкой, что очень удобно при работе. Раздаётся каждому ученику. При проверке работы учитель исправляет ошибку и на полях ставит цифру - номер орфограммы по памятке. Ученик, получив тетрадь, после проверенной работы на третьей строке пишет: "Работа над ошибками", а с четвёртой - выполняет работу строго по памятке.
-
Конспект урока развития речи по русскому языку для 11-го класса: "Письмо другу. Яркое событие моей жизни. Обучение написанию дружеского письма" 2008
Работа представляет собой конспект урока развития речи по русскому языку для 11-го класса (можно использовать при профильном и непрофильном обучении). На примере писем М.А. Булгакова в ходе урока учащиеся повторяют отличие дружеского письма от делового, правила написания писем и основные композиционные элементы, а также закрепляют навыки написания дружеских посланий.
-
Использование афоризмов военной тематики на уроках русского языка 2008
В работе рассмотрена ассоциативная форма обучения грамоте на примере использования различных жанров афоризмов. Реализация воспитательных возможностей данного материала имеет основные направления: повышение познавательной активности учащихся путем знакомства с различными жанрами афоризмов, воспитание нравственных качеств (патриотизм, коллективизм, героизм), влияние на профессиональное самоопределение, воспитание интереса к труду военнослужащего.
-
Программа элективного курса "Метафора как номинативная единица в системе языка" 2008
Программа элективного курса "Метафора как номинативная единица в системе языка" рассчитана на учащихся 10–11-х классов общеобразовательных школ. Роль курса – в углубленном изучении одного из разделов русского языкознания, в совершенствовании и развитии важных литературоведческих знаний и умений учащихся, предусмотренных школьной программой. Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
-
"Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом" 2008
Урок по теме: "Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом" имеет своей целью формирование пунктуационных умений и навыков при однородных членах с обобщающим словом; показать, что однородные члены и обобщающие слова - понятия разных объектов (видовые и родовые, часть и целое); указать на определенное интонационное оформление обобщающих слов.
-
Что такое текст? 2008
Урок по теме: "Что такое текст?" ставит своей целью обобщить знания по теме "Текст", сформировать умения определять способы связи (параллельная, цепная) между частями текста; сформировать умения конструировать текст, используя известные способы и средства связи; совершенствовать навыки пунктуации и правописания.
-
Урок — творческое исследование в 6-м классе "Роль причастий и причастных оборотов в поэтической речи" (по УМК "Русский язык" под редакцией М.М. Разумовской) 2008
Урок в 6-м классе "Роль причастных оборотов в поэтической речи" - это анализ стихотворения Виктора Краско о русском языке, который в понимании поэта является чудом великим. Все в уроке: определение идейно-тематического содержания стиха, восприятие образно-эстетических особенностей текста, нахождение языковых средств, лингвистический эксперимент, ответы на проблемные вопросы, ассоциативное восприятие слова и грамматических понятий, цветового и смыслового значения звуков в слове - направлено на совершенствование языкового чутья, речевой деятельности, на воспитание чувства уважения к родному языку.
-
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку (методические и практические рекомендации учителю) 2008
В статье изложены необходимые и достаточные условия подготовки учащихся старших классов к ЕГЭ по русскому языку на этапе повторения и обобщения изученного материала. Большая роль на этапе практического обучения отводится конструированию опорно-логических схем, включающих существенные элементы учебной информации.
-
"О славянах и других народах. Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки", 5-й класс 2008
Уроки раздела "О языке" в 5-м классе помогают осознать тесную связь славянских языков, развивают ассоциативное мышление и информативную культуру, речь учащихся. Совершенствуются умения работы с лингвистическим текстом; морфемного и лексического разборов. Активизации восприятия помогают формы электронной презентации, эвристической беседы, различные виды анализа. Закрепляются навыки определения темы, основной мысли, ключевых слов, изложения. Занятия закладывают основы системной работы по изучению истории языка.
-
Математика в гостях у Русского языка в 4-м классе 2008
Математику мы приглашаем в гости на урок русского языка, когда уже познакомились с многозначными числами, местоимениями, склонениями существительных, лицом и спряжением глаголов.
-
Развитие творческих способностей учащихся среднего звена: из опыта работы 2008
В своей статье я описываю ряд методов и приёмов развития творческих способностей, которые применяю на своих уроках русского языка. Основные задачи педагогической деятельности, особенно гуманитарного профиля, — совершенствование устной и письменной форм речи, коммуникативных умений и навыков; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы для самовыражения.
-
Филологические игры и задачи на уроках лингвистики в средней школе 2008
На уроках русского языка, лингвистики я зачастую предлагаю детям игры в слова, связанные с филологической работой, задачи по поиску и построению слов. Они иллюстрируют богатство и возможности русского языка. Лексика таких упражнений отличается большим разнообразием. Такой разный лингвистический материал способствует успешному владению словом, повышению уровня грамотности.
-
Заимствованные слова 2008
Урок проводится в 6-м классе во время изучения темы "Лексика". Но элементы из предлагаемого мною урока можно использовать в I полугодии 10-го класса, когда повторяются разделы языкознания. На уроке используется технология сопоставительного анализа (русский язык и европейские языки), организуется дискуссия, проводится параллельное повторение стилистики, закрепляется умение работать со словарем.