Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок русского языка и литературы в 6-м классе на тему: "Поэзия русского слова" 2007

    Автор: Зайцева Марина Георгиевна

    Разрабатывая данный урок хотелось достичь определенных результатов, так как ученики шестого класса, можно сказать, находятся на одной из первых ступеней в овладении речью и анализа художественных произведений. Более того, важен и сам процесс овладения грамотной, образной, логической речью. Анализируя тексты произведений поэта, ребята учатся внимательному чтению, приобщаются к великому, могучему русскому слову, приобретают навыки анализа лирического произведения, задумываются о значимости языка в нашей жизни, говорят о многообразии средств, подчеркивающих и доказывающих живость и неповторимость языка.

  • Нулевые морфемы и их значения 2007

    Автор: Дуброва Надежда Владимировна

    В настоящее время все реже мы слышим правильную и красивую речь. Многие литературные слова с легкостью заменяются разговорными. Дети испытывают затруднения в словесном оформлении своих мыслей, не задумываются над словами, которые произносят. Прививать любовь к родному языку нужно в школе. Достичь этого можно, делая уроки "Русского языка" интересными и нестандартными. Изучение русского языка - богатейшая возможность для развития логического мышления, внимания, памяти учащихся.

  • Структурно-семантический анализ названий г. Белгорода при изучении темы "Словообразование" в 6-м классе на уроках русского языка 2007

    Автор: Носова Елена Сергеевна

    Особое место среди географических названий занимают названия внутригородских объектов - улиц, площадей, переулков, бульваров. Совокупность названий данного типа определяется как микротопонимика (от греч. микро "малый" плюс топоним - "имя места") города. Микротопонимы г. Белгорода многочисленны и разнообразны. Для юных исследователей этот материал очень интересен и познавателен не только с точки зрения истории города, но семантики и структуры самих микротопонимов, учащиеся узнают, что очень важно, - о русском языке и его истории.

  • Значения многозначного слова как его лексико-семантические варианты 2007

    Автор: Емельяненко Наталья Викторовна

    В результате поисково- исследовательской деятельности у учащихся появляется представление о слове как системе позиционно чередующихся вариантов и они создают модель многозначного слова как особой лексической единицы. В традиционных программах такая тема не рассматривается, включение же её в программу русского языка закономерно, так как у учащихся должно возникнуть представление о языке как системе, что прослеживается на всех уровнях: фонетическом, лексическом, морфемном, морфологическом, синтаксическом.

  • Урок риторики в 5-м классе "Будьте вежливы! Вежливый отказ" 2007

    Автор: Крупская Бэлла Владимировна

    Общая культура человека проявляется и в его вежливости. Наши дети много общаются, но не всегда соблюдают при этом правила этикета. На уроке учащиеся знакомятся с отказом как речевым действием, с помощью которого выражается отрицательная реакция на просьбу. Как сделать отказ вежливым? Какие бывают отказы? Ответы на эти и другие вопросы учащиеся "откроют" на данном уроке.

  • Урок русского языка "Письмо – эпистолярный жанр" 2007

    Автор: Грудинина Рада Владимировна

    Письмо, как эпистолярный жанр, незаслуженно забытый вид общения. По моему мнению, письмо - это источник эмоциональности и экспрессивности, это, если хотите, лирическое произведение, потому что автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания, основываясь на реальных событиях. Обращаясь к письму, мы вспоминаем родной язык, стараемся, чтобы речь наша была выразительной и правильной, придумываем свои языковые обороты и яркие примеры. А как порой важно выбрать единственно необходимое

  • Практическая работа по основным разделам русского языка 2007

    Автор: Сырова Наталья Александровна

    Практическая работа по основным разделам языкознания в 4-м классе (УМК "Гармония). Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка могут быть эффективным инструментом для повышения интереса к изучаемому, систематизации и обобщении знаний по русскому языку, позволяет развивать умения различать части речи, члены предложения, проводить различные виды разбора, опираясь на грамматическое значение слов. Такая работа позволяет обобщить знания по основным разделам русского языка, развивать мышление, творческие способности учащихся.


  • Сочинение на свободную тему в жанре эссе 2007

    Автор: Василенко Лариса Григорьевна

    Сочинение - один из самых трудных видов деятельности учащихся, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературы, контроля овладения учащимися навыками связной речи.

  • Урок по русскому языку в 7-м классе на тему: "Наречие как часть речи" 2007

    Автор: Стенина Наталья Николаевна

    Предлагаемая форма урока повышает интерес обучающихся к предмету. Используются методические приемы технологии РКМЧП. Урок способствует раскрытию мыслительных и творческих возможностей учащихся.

  • Эпистолярный жанр на страницах школьных тетрадей 2007

    Автор: Панова Галина Афанасьевна

    В статье рассказывается об интересной, пожалуй, уникальной форме взаимоотношений между учителем и учеником. Эта форма - письмо на страницах школьной тетради, в котором пишущий (ученик или учитель) могут поделиться горем или радостью, обозначить проблему как в социальном плане, так и в вопросах образования. Ученик может просить совета в сердечных делах либо объяснения учебного материала, не понятого им во время урока.

  • Преподавание русского языка. Урок развития речи "Учимся говорить" 2007

    Автор: Охлопкова Татьяна Алексеевна

    Урок составлен в нетрадиционной форме: урок-конкурс. Благодаря таким урокам у учащихся значительно повышается интерес к учебе и к предмету в частности. Цели урока: - научить выступать перед аудиторией; развивать умение правильно излагать свои мысли; укреплять веру в собственные силы.

  • Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе" 2007

    Автор: Уманская Людмила Тимофеевна

    Когда говорят о необходимости внедрения в школьную практику современных технологий, речь идет не только об использовании компьютеров. Современные технологии – это прежде всего новые пути "добывания" информации, новые взаимоотношения "учитель-ученик", деятельностный и личностно ориентированный характер обучения. Хотелось бы поделиться опытом проведения личностно-ориентированного урока с применением ИКТ.

  • Синтаксис и пунктуация. Повторение 2007

    Автор: Король Наталья Владимировна

    Представленный урок посвящен повторению и закреплению материала по теме "Синтаксис и пунктуация". Основная цель данного урока – научить учащихся правильно расставлять знаки препинания, вставлять пропущенные буквы, подчеркивать основы и составлять схемы предложений.

  • Интегрированный урок (русский язык + изобразительное искусство) "Ежели вы вежливы", (К.И. Чуковский. "Телефон"). Этикет телефонного разговора 2007

    Автор: Пронина Татьяна Геннадьевна

    Учащиеся закрепляют умения правильно скомпоновать сюжет и текст. Ребята работают над фоном и героями без детальной прорисовки, акварелью или гуашью. Важный воспитательный момент – содержания урока непосредственно связано с жизненными потребностями, так как умение правильно и вежливо разговаривать по телефону актуально в наше время новых технологий.


  • Дискуссия по культуре речи (русский язык в 10-м классе) 2007

    Автор: Гилева Лариса Владимировна

    Данное занятие проводилось в рамках школьной декады русского языка и литературы, посвященной 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева, поэтому уместен в дискуссии разговор о Лихачеве. Кроме уроков русского языка, у учащихся ведется элективный курс "Культура общения", на котором рассматривались правила общения и нормы устной речи.

  • Урок русского языка по теме: "Личные окончания глаголов" (повторение изученного в начальной школе) . 5-й класс 2007

    Автор: Федорова Ирина Геннадьевна

    Не всегда возможно удачно и быстро спланировать урок, найти интересный материал. Совершенствование знаний учащихся по предмету – кропотливая, каждодневная работа. Как обучать не всех, а каждого? Как научить детей самостоятельно добывать знания? Ответить на эти и многие другие вопросы мне помогает использование на уроках опорных конспектов.

  • Урок-повторение по русскому языку на тему: "Лексика". 5-й класс 2007

    Авторы: Козлова Анжелика Дмитриевна, Сагова Татьяна Сулеймановна

    Цели урока: обобщение знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы "Лексика"; формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний; воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям; развитие памяти, внимания, культуры речи, формирование чувства ответственности за результаты своего труда.

  • Урок русского языка по теме: "Употребление глаголов в речи". 6-й класс 2007

    Автор: Косилова Ольга Ивановна

    Почему так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? Эти вопросы являются ключевыми на первом двухчасовом занятии, посвященном данной теме. Работа организована так, чтобы учащиеся смогли наглядно проследить за использованием глаголов в прямом и переносном значении в различных стилях речи, научились сами употреблять глаголы в текстах различного характера.

  • Урок русского языка по теме: "Употребление имен прилагательных в речи. Роль эпитетов" 2007

    Автор: Косилова Ольга Ивановна

    На первом двухчасовом занятии по данной теме учащиеся в результате наблюдений приходят к пониманию роли имен прилагательных в речи и эпитетов, выраженных именами прилагательными. В ходе уроков шестиклассники не только обогащают свою память готовыми образцами для выражения своих впечатлений, но и учатся самостоятельно подбирать эпитеты и употреблять их в собственной речи.

  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка (из опыта работы) 2007

    Автор: Кривегина Надежда Николаевна

    XXI век требует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, возможности разбираться в ситуации и находить решение. Школа должна помочь выжить ученику в столь сложное время, не потерять себя. В создании такой личности и помогают уроки творчества, на которых ребенок имеет возможность через работы малых форм раскрепоститься. Формируем у учащихся чувство слова, отношения к языку как к орудию мышления и языкового общения. С помощью уроков развития речи (творчества), учим школьников аргументированно выражать свои знания, убеждения. Обучая творчеству, - вооружаем умением осозновать проблему, формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи.

  • Система риторических упражнений тренировочного характера в разделе "Фонетика" 2007

    Автор: Онищенко Мария Васильевна

    С сожалением следует отметить, что вопросам техники речи в школьной программе уделяется очень мало места. Предлагаемая нами система заданий состоит из четырех разделов. Одна часть упражнений посвящена обработке четкого произношения и звукосочетаний. Вторая группа заданий, органично связанная с первым, предполагает работу над интонированием речи. Третий блок упражнений нацелен на устранение некоторых недостатков диалектного произношения. Четвертая часть посвящена упражнениям акцентологического характера.


  • Искусство речеведения: элективный курс по культуре речи 2007

    Автор: Горст Ольга Александровна

    Данный элективный курс построен с учетом принципов системности, научности, доступности, преемственности и перспективности, имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение речеведческих задач.

  • Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Описание состояния окружающей среды" 2007

    Автор: Абрамова Галина Алексеевна

    Для реализации цели урока – создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся на основе описания состояния окружающей среды – используются следующие формы и приемы учебной деятельности: повторение стилей и типов речи; определение темы урока; целеполагание; определение очередности этапов урока; работа со словарными статьями слов «среда», «состояние»; знакомство с теоретическим материалом учебника и составление презентации; практические упражнения по учебнику, с репродукциями картин, с музыкальными произведениями; рефлексия.

  • Урок русского языка на тему: "Сложные предложения с различными видами связи" 2007

    Автор: Шабернева Людмила Ивановна

    Данный урок предназначен для учащихся 9-го класса и проводится в процессе работы над темой в конце её изучения с целью углубленной подготовки к итоговому тестированию, а в перспективе – подготовки к ЕГЭ. Урок рассчитан на 1 час, он основан на комплексной работе с текстом упражнения из учебника. В течение урока идет поисковая работа, по форме и целям соответствующая заданиям уровней А, В и С из сборников подготовки выпускников к ЕГЭ.

  • Урок на тему: "Неопределенно-личные предложения" 2007

    Автор: Шабловская Зулфиря Ибрагимовна

    Урок формирует у учащихся умения находить, характеризовать и употреблять в устной речи неопределенно-личные предложения.

  • Разработка интегрированного урока по русскому языку в 7-м классе по теме: "Деепричастный оборот, или Нужны ли деепричастия поэзии?" 2007

    Автор: Бусыгина Млада Александровна

    Урок представляет собой интегрированную форму подачи материала по русскому языку (раздел "Деепричастие", 7-й класс) и литературе (поэтические образцы из стихотворений Ф.И. Тютчева). Особое внимание на уроке уделено методам исследования, творческой работе и более глубокому усвоению материала через обращение к классическим образцам русской поэзии, где широко используются в качестве изобразительных средств деепричастия и деепричастные обороты.

  • Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания 2007

    Автор: Стройкина Наталья Николаевна

    "Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли, - писал К.Д. Ушинский. Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности обучающихся в работе. Под самостоятельной работой при изучении русского языка мной понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.

  • Урок русского языка в 8-м классе. Творческая мастерская "Чудное мгновение" 2007

    Автор: Маскаленко Марина Александровна

    Данный урок обращает значительное внимание на психолого-педагогические аспекты развития устной речи. Показывает, как на основе ассоциативных связей можно составить творческую работу. Урок помогает ученику узнать себя во всём многообразии качеств личности, лучше узнать других, развивать мир чувств; а учителю - узнать свойства психики, особенности мышления ребёнка.


  • Интеллектуальная игра "Лингвистическое турне" в 8–9-х классах 2007

    Автор: Турантаева Айталина Николаевна

    Данное мероприятие проводилось в рамках недели русского языка и литературы в 8-9 -х классах. Интеллектуальные игры в настоящее время очень популярны.Такая форма работы позволяет повысить интерес к изучаемому предмету, систематизирует полученные знания.

  • Урок русского языка по теме: "Роль имени существительного в речи" 2007

    Автор: Парфенюк Елена Юрьевна

    Урок разработан для проведения в 7-м классе по программе М.М. Разумовской. На уроке учащиеся развивают навыки использования существительных в речи, образное и логическое мышления; овладевают навыками анализа текста. Ребята работают в группах.