Дидактическая цель:
- обобщить и систематизировать материалы по теме: “Антонимы”.
Методические цели:
- показать в игровой манере всевозможные приемы повторения антонимов,
- показать закономерность в появлении понятия “антонимы” как результат системных связей? основанных на противоположных значениях,
- познакомить учащихся с использованием антонимов в художественных произведениях.
Воспитательная цель:
- привить любовь к предмету, научить учеников творчески мыслить, участвовать в коллективной работе.
Наглядность:
- видеозапись мультипликационного фильма “Ну, погоди!”;
- индивидуальные карточки с дидактическим материалом.
Ход урока
- Приветствие гостей.
- Слово учителя.
Есть такие пары слов, которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то мы сытые, то голодные, то грустные, то веселые. Мы все каждый день ложимся спать, а утром встаем. Вот такие слова, которые имеют противоположное лексическое значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.
СПРЯТАННОЕ СЛОВО.
С Л А Д К И Й К О Н Ч А Т Ь З А Т И Ш Ь Е П Л О Т Н Ы Й Л Е Н И В Ы Й Д Л И Н Н Ы Й Т Е М Н О Т А - ГОРЬКИЙ - НАЧИНАТЬ
- БУРЯ
- РЫХЛЫЙ
- ТРУДОЛЮБИВЫЙ
- КОРОТКИЙ
– СВЕТ
Теперь записываем в тетрадях число и тему урока: – “Антонимы”.
Значит, антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. А все ли слова имеют противоположное значение?
Сейчас проверим.
ИГРА “СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ”
БОЛЬШОЙ (МАЛЕНЬКИЙ), МНОГО (МАЛО), СТАКАН, ВЫСОКИЙ (НИЗКИЙ), ВЕРБЛЮД, ВЕСЕЛЫЙ (ГРУСТНЫЙ), ДОМ, ХОРОШО (ПЛОХО), ЧАСЫ, ЧАЙ, КОНЕЦ (НАЧАЛО), СВЕТ (ТЬМА), МЕЛ, Я, ДЛИННЫЙ (КОРОТКИЙ), ТЫ, ГЛУБОКИЙ (МЕЛКИЙ), ОН, ЭТОТ, ЛЕВЫЙ (ПРАВЫЙ), ГОЛОВА, ПЕРВЫЙ (ПОСЛЕДНЫЙ), МЫ, ВЕРХНИЙ (НИЖНИЙ), ОСТРЫЙ (ТУПОЙ), ВЫ, ЖЕЛЕЗНЫЙ, ДВА, БЕЛЫЙ (ЧЕРНЫЙ), ДЕСЯТЫЙ, МОКРЫЙ (СУХОЙ), КТО, СЛАДКИЙ (ГОРЬКИЙ), СТО, ТРАМВАЙ, СКУПОЙ (ЩЕДРЫЙ), ТРОЛЛЕЙБУС, ИГОРЬ, ХРАБРЫЙ (ТРУСЛИВЫЙ), ВОЛГА, УМНЫЙ (ГЛУПЫЙ), КОТОРЫЙ, ЗОЛОТОЙ, ЧИСТЫЙ (ГРЯЗНЫЙ), ОН, РУКА, ДОРОГОЙ (ДЕШЕВЫЙ), СМЕЯТЬСЯ (ПЛАКАТЬ), РАДОВАТЬСЯ (ГРУСТИТЬ), САМОЛЕТ, ЗДОРОВАТЬСЯ (ПРОЩАТЬСЯ), ПОДНИМАТЬ (ОПУСКАТЬ), ВОДА, НАГРЕВАТЬ (ОХЛАЖДАТЬ), ЯБЛОКО, ГЛАЗА, ТРУД (БЕЗДЕЛЬЕ), ПЕСНЯ, ПРАВДА (ЛОЖЬ), МИР (ВОЙНА), СВОБОДА (РАБСТВО), ШУМ (ТИШИНА), УТЮГ, СИНИЙ, ЛЕД, ДРУГ (НЕДРУГ), ПРАВИЛЬНО (НЕПРАВИЛЬНО), ЧЕЛОВЕЧНЫЙ (БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЙ).
Вывод: Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый-черный), прилагательных, образованных от названия металлов.
Самостоятельная работа учащихся в индивидуальных карточках. Выполнение задания №1 (см. приложение).
Найти антонимы к словам:
ДА -……., ХОРОШИЙ -………, ДОМ -……., ВЕСЕЛО -…….., ДЕРЕВО -……., МИР -……, УТРО -………...
А теперь поиграем в ЛОТО. (Количество карточек зависит от числа учащихся. У учителя в конверте находятся антонимы к словам, находящимся на карточках. Побеждает учащийся, который быстрее закроет все слова в своей карточке).
ПРИМЕРЫ:
ВОСХОД | ДЕНЬ | ||
ШИРОКО | ЧИСТО | ПРЯМОЙ |
ДОБРЫЙ | ПЛЮС | ||
БЕДНЫЙ | МОРОЗ | ВЕЛИКАН |
Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.
Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЗНОЙ”,
Я В РЕКЕ В ТЕНИ ГУСТОЙ
И В БУТЫЛКЕ ЛИМОНАДА,
А ЗОВУТ МЕНЯ (ПРОХЛАДА).
Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЛЕТО”,
В ШУБУ СНЕЖНУЮ ОДЕТА,
ХОТЬ ЛЮБЛЮ МОРОЗ САМА,
ПОТОМУ ЧТО Я (ЗИМА).
Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “СМЕХ”,
НЕ ОТ РАДОСТИ, УТЕХ, -
Я БЫВАЮ ПОНЕВОЛЕ
ОТ НЕСЧАСТЬЯ И ОТ БОЛИ,
ОТ ОБИДЫ, НЕУДАЧ,
ДОГАДАЛИСЬ? ЭТО (ПЛАЧ).
Я – АНТОНИМ ШУМА, СТУКА,
БЕЗ МЕНЯ ВАМ НОЧЬЮ МУКА,
Я ДЛЯ ОТДЫХА, ДЛЯ СНА
НАЗЫВАЮСЬ (ТИШИНА).
А теперь эстафета.
(Учитель, на каждый ряд, раздает по листку со словами, для которых надо найти антонимы. Количество слов зависит от числа учащихся на каждом ряду. Смысл игры заключается в быстроте и правильности ответов.)
1. ГЛУПЕЦ –
2. БОГАТЫЙ –
3. БЕДА –
ГОРЬКИЙ – ПЕРВЫЙ – БЕЗДАРНЫЙ – ГРУБОСТЬ – ПЛОХОЙ – БЕЛЫЙ – ГРЯЗЬ – ПОДЪЕМ – БЕССЛАВИЕ – ДА – ПРАВДА – БЛИЖНИЙ – ДЕШЕВО – ПРОТИВНИК – БОЛЬШЕ – ЖЕСТОКИЙ – РАДОСТЬ – БУДУЩЕЕ – ЗДОРОВЫЙ – СВЕТ – ВВЕРХ – ЧЕРНЫЙ – СИЛЬНЫЙ – ТИШИНА – КРАСАВЕЦ – УМНЫЙ – ХОРОШО – ЛУЧШЕ – МЕНЬШЕ – ВЕСЕЛЫЙ – МАЛО – ВЕЧЕРОМ – ВНЕШНИЙ – НЕПРАВДА – ВОЙНА – ВПЕРЕД – ОБВИНЯТЬ – ВРАЖДА – ВСТРЕЧА –
Есть названия произведений, в основе которых есть антонимы: “ВОЙНА И МИР” Л.Н. Толстого,
“ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ” А.П. Чехова,
“ЖИВЫЕ И МЕРТВЫЕ” К.М. Симонова.
- Антонимы используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.
- Голова, у Ивана Ивановича, похожа на редьку хвостом вниз, голова у Ивана Никифоровича – на редьку хвостом вверх. (Гоголь).
- Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его тяжелым армяком, сбегал сперва на конюшню, за соломой, потом в кухню, за чашечкой молока. (Тургенев).
- Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле. (Твардовский). - Любишь брать – люби отдавать.
Самостоятельная работа учащихся в индивидуальных карточках. Выполнение задания №2 (см. приложение).
ПРАВОЙ РУКОЙ СТРОИТ, А ЛЕВОЙ РАЗРУШАЕТ.
ВЕЛИК ДЕНЬ ДЛЯ ЛОДЫРЯ, А ДЛЯ УДАРНИКА МАЛ.
УЧЕНЬЕ – СВЕТ, НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.
КТО ХОЧЕТ МНОГО ЗНАТЬ, ТОМУ НАДО МАЛО СПАТЬ.
КОРЕНЬ УЧЕНЬЯ ГОРЕК, ДА ПЛОД ЕГО СЛАДОК.
СЫТЫЙ ГОЛОДНОГО НА РАЗУМЕЕТ.
ПОЛНЫЙ КОЛОС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, ПУСТОЙ К НЕБУ ТЯНЕТСЯ.
Теперь творческий диктант с лексическим значением, то есть вспомнить или сочинить вторую часть пословицы, учитывая, что в ней должен быть антоним к тому наречию, которое есть в первой части.
Самостоятельная работа учащихся в индивидуальных карточках. Выполнение задания №3 (см. приложение).
ЛЕГКО СКАЗАТЬ, ДА
ВПЕРЕД БЕГИ, А
МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА
СМОТРИТ ВДОЛЬ, А(ТРУДНО ДОКАЗАТЬ).
(НАЗАД ОГЛЯДЫВАЙСЯ).
(ЖЕСТКО СПАТЬ).
(ВИДИТ ПОПЕРЕК).
Работа с учебником. Выполнение упражнения по выбору учителя.
Показ отрывка из мультипликационного фильма “Ну, погоди!”
Характеристика главных героев.
ВОЛК – ЗЛОЙ, НЕВЕЗУЧИЙ…..
ЗАЯЦ – ДОБРЫЙ, УДАЧЛИВЫЙ…
Самостоятельная работа учащихся в индивидуальных карточках. Выполнение задания №4 (см. приложение).
СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, красивые и уродливые, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
Самостоятельная работа учащихся в индивидуальных карточках. Выполнение задания №5 (см. приложение).
Найти антонимы в тексте.
ДВА ОХОТНИКА.
СРЕДИ ТАЙГИ, В СЕЛЕ, ЖИВУТ ДВА ДРУГА, ДВА СТАРЫХ ОХОТНИКА – ДЕД ЕГОР И ДЕД ИВАН. ДЕД ИВАН – ВЕЛИКАН, И ЗВЕРЯ ЕМУ ПОДАВАЙ ПОБОЛЬШЕ: МЕДВЕДЯ, КАБАНА, РЫСЬ. ДЕД ЕГОР ПОМЕНЬШЕ, ЗВЕРЯ ЛЮБИТ НЕВЕЛИКОГО: ЛИСУ, БЕЛКУ, СОБОЛЯ.
ДОМ У ДЕДА ИВАНА БОЛЬШОЙ. ДЫМ ИЗ ТРУБЫ КАК ВЫВАЛИТ, НА ДРУГОМ КОНЦЕ СЕЛА ВИДНО. У ЕГОРА ИЗБЕНКА МАЛЕНЬКАЯ. ДЫМОК НАД НЕЙ, КАК БЕЛИЧИЙ ХВОСТИК ПОДЫМАЕТСЯ. ОБА ОХОТНИКИ ИЗВЕСТНЫЕ.
Антонимы могут связывать смысловые части текста. Составьте небольшой текст, используя для связи его частей антонимы: правый-левый, справа-слева.
Например: один из возможных вариантов текста.
НА БЕРЕГАХ ОКИ.
ЧЕРЕЗ НАШ ГОРОД ПРОТЕКАЕТ КРАСАВИЦА ОКА. ПРАВЫЙ БЕРЕГ ЕЕ КРУТОЙ, ВЫСОКИЙ. НА ЭТОМ БЕРЕГУ И РАСКИНУЛСЯ НАШ ГОРОД. ЛЕВЫЙ БЕРЕГ ОКИ НИЗКИЙ. ВДОЛЬ НЕГО ЗЕЛЕНОЙ ПОЛОСОЙ ТЯНУТСЯ СОСНОВЫЕ ЛЕСА С ИХ СМОЛИСТЫМ АРОМАТОМ, С ИХ ЦЕЛЕБНЫМ ВОЗДУХОМ.
(Примерные темы текстов: “На берегах реки”, “Вид из окна”, “Любимый уголок природы”).
Выставление оценок учащимся.
Подведение итогов. Задание на дом.