Урок обобщения и систематизации знаний умений и навыков по теме: "Имя прилагательное" (урок-модуль, 6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Ведущий модуль: Имя прилагательное (6 кл. ).

Урок-модуль: Систематизация и обобщение изученного по теме “Имя прилагательное”.

Цели урока:

I. Познавательный аспект.

1. Систематизировать специальные знания, умения и навыки:

  • закрепить умение опознавать прилагательное в словосочетании и предложении на основе учета их грамматического значения, морфологических признаков и синтаксической роли в предложении;
  • закрепить умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных;
  • систематизировать полученные знания и навыки правописания падежных окончаний прилагательных;
  • систематизировать полученные знания и навыки дефисного написания прилагательных;
  • систематизировать полученные знания и навыки правописания не с прилагательными, существительными и глаголами;
  • систематизировать полученные знания и навыки правописания суффиксов прилагательных и существительных;
  • систематизировать полученные знания и навыки правописания прилагательных, существительных и глаголов с ь;
  • закрепить умение использовать в речи прилагательные как средство изобразительности.

2. Развитие общеучебных умений и навыков:

  • развивать учебно-организационные умения и навыки;
  • развивать умение работать с текстом при работе с учебником;
  • развивать умение планировать свою работу при выполнении заданий;
  • развивать коммуникативные умения и навыки при работе в парах.

3. Формирование научного мировоззрения: расширение кругозора при помощи межпредметных связей (МХК, литература).

II. Развивающий аспект.

1. Развитие речи:

  • обогащать словарный запас при чтении художественных текстов и при составлении собственных предложений и текстов;
  • развивать коммуникативные свойства речи для развития монологической речи на языке предмета при написании сочинения-миниатюры.

2. Развитие мышления:

  • - развивать умение сравнивать правила написания частей речи, находить сходное и отличное;
  • - развивать умение анализировать, логически мыслить при выполнении заданий;
  • - развивать умение выделять главное, существенное при работе с текстом;
  • - развивать образное мышление при написании сочинения.

3. Развитие двигательной сферы:

  • - развивать моторику мелких мышц при оформлении работ.

III. Воспитывающий аспект.

  1. Развивать умение работать в режиме беседы при работе в парах.
  2. Воспитывать толерантность при работе в парах.
  3. Воспитывать самостоятельность как черту личности.
  4. Продолжить формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
  5. Продолжать учить доводить начатое до конца.
  6. Воспитывать аккуратность и дисциплинированность.
  7. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся (оформление работ, единый орфографический режим).

(УМ 1)

УЭ 0 Интегрирующая цель: в процессе работы над учебными элементами учащиеся должны:

I. 1. Знать правила написания:

  • не с прилагательными;
  • падежных окончаний прилагательных;
  • суффиксов прилагательных;
  • суффиксов и окончаний прилагательных после шипящих и ц;
  • дефиса в прилагательных;
  • ь в прилагательных.

2. Уметь применять знания, умения на практике:

  • распознавать прилагательное в словосочетании, предложении, тексте;
  • определять морфологические признаки прилагательного;
  • определять синтаксическую роль прилагательного;
  • правильно писать не с прилагательными;
  • правильно писать суффиксы и окончания прилагательных;
  • использовать в речи прилагательное как лексическое средство;
  • правильно писать падежные окончания прилагательных;
  • правильно употреблять ь в прилагательных.

3. Систематизировать полученные знания, умения и навыки:

  • написания не с существительными, прилагательными и глаголами;
  • написания суффиксов существительных и прилагательных после шипящих и ц;
  • написание падежных окончаний существительных и прилагательных;
  • написание ь в прилагательных, существительных, глаголах.

II. Развивать умение:

  • анализировать, логически мыслить при выполнении заданий;
  • выделять главное, существенное при работе с текстом;
  • образно мыслить при написании сочинения;
  • работать самостоятельно;
  • работать в режиме беседы (при работе в парах);
  • работать во времени;
  • аккуратно оформлять работу.

Ш. Продолжать формировать навыки самоконтроля (сличать с образцом) и взаимоконтроля.

Работать по принципу доверия.

Учебные элементы Учебный материал с указанием задания. Руководство по усвоению учебного материала.
Учебный модуль (УМ 2)

УЭ 1

Входной контроль.

Цель: диагностировать уровень подготовленности по теме “Имя прилагательное” на начальном этапе работы.

Задание 1.

I вариант.

Выпишите из предложения прилагательное и произведите морфологический разбор.

Выпал пушистый первый снег и, словно покрывало, укрыл землю.

II вариант.

Прочитайте текст. Ответьте письменно на вопрос: к какому типу и стилю речи он относится?

Выпишите из текста прилагательное в ед. ч. , Т. п. .

Укажите его постоянные и непостоянные признаки. Подчеркните в 1 предложении прилагательные как члены предложения.

Широкий двор был весь покрыт белым, мягким снегом. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки.

Ш вариант.

Прочитайте стихотворение И. С. Никитина.

В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман,
Теплый вечер прозрачно румян.

Вот уж веет прохладой ночною;
Грезит колос над узкой межою;
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом лес отдает.

Кротко звезд золотое сиянье,
В чистом поле покой и молчанье:
Точно в храме стою я в тиши
И в восторге молюсь от души.

Запишите в два солбика: грамматические основы с краткими прилагательными, именные словосочетания с полными прилагательными.

Надпишите непостоянные признаки данных прилагательных.

Какие из выписанных прилагательных являются эпитетами? Подчеркните их.

Задание 2.

I вариант.

Выпишите качественные прилагательные. Образуйте все возможные степени сравнения.

В зимние звездные ночи лунный свет колдует над темными полями.

II вариант.

Выпишите качественные и относительные прилагательные из текста в два столбика. Образуйте, если это возможно, сравнительную степень относительных прилагательных.

Образуйте, если это возможно, сравнительную и превосходную степень относительных прилагательных.

Образуйте, если это возможно, сравнительную и превосходную степень качественных прилагательных.

Первый снег делает чудеса. Как красив становится лиственный лес! Он словно наряжается в изящное белоснежное кружево. Каждая веточка покрыта снегом. Доторонешься до нее – так и посыплются на тебя снежные хлопья.

III вариант.

В каких предложениях допущены речевые ошибки? Выпишите номера предложений.

  1. Февральские ветры сильнее январских.
  2. Лиственный лес более густой, чем сосновый.
  3. У этого берега река более мельче, чем у другого.
  4. Зима – самое лучшее время года.
  5. Родниковая вода самая вкусная.

Инструкция №1.

Сверьте свои ответы с приложением №1.

Если ответы верны, то поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ 1 №1 – 1 балл, в УЭ 2-

№2 – 1 балл. Приступайте к выполнению УЭ 4.

Если есть ошибки в задании №1, то поставьте в карточку учета знаний в УЭ 1 №1 – 0 баллов и выполните УЭ 2.

Если есть ошибки в задании №2, то поставьте в карточку учета знаний в

УЭ 1

№2 – 0 баллов и выполните УЭ 3.

Выполняется в тетради.

Проверьте правильность

(см. инструкцию №1).

Оцените свою работу.

Будьте объективны.

Выполняется в тетради.

Оцените свою работу.

Будьте объективны.

 

УЭ 2 Цель: актуализировать знания и умения по теме “Морфологические признаки прилагательного”.

Задание 1.

Откройте п. 53 учебника. Внимательно прочитайте план разбора. Если ошибка в определении постоянных или непостоянных признаков, то откройте учебник, прочитайте п. 47, 49, 50, 51, 52

Задание №2.

Выпишите прилагательное и произведите морфологический разбор.

Лес утонул в дремучих сугробах.

Сверьте свой ответ с приложением №2.

Если ответ верен, то поставьте в свою карточку в УЭ 2- 1балл. Приступайте к УЭ 4.

Если есть ошибки, обратитесь за помощью к учителю.

Выполняется в тетради.

Самоконтроль.

УЭ 3 Цель: актуализация знаний и умений по теме “Степени сравнения прилагательных”.

Задание 1.

Откройте п. 49 учебника. Внимательно прочитайте содержание.

Задание 2.

Выпишите из предложения качественное прилагательное и образуйте все возможные степени сравнения.

Мороз и солнце! День чудесный!

Сверьте свой ответ с приложением №3.

Если ответ верен, то поставьте в свою карточку учета знаний в УЭ3- 1 балл.

Приступайте к УЭ 4.

Если есть ошибки, обратитесь за помощью к учителю.

Выполняется в тетради.

Самоконтроль.

(УМ3)

УЭ 4

Цель: отработать навык постановки дефиса в сложных прилагательных.

Задание.

I вариант.

Замените данные прилагательные сложными прилагательными:

Завод, перерабатывающий мясо и молоко; русский и немецкий словарь;

ягоды красные с рубиновым оттенком; ученик, любящий трудиться;

покрывало из белого снега.

II вариант.

Выпишите из каждого предложения словосочетания типа прилаг. + сущ., распределив их в два столбика: в правый - те, в которых сложные прилагательные пишутся через дефис, во второй – пишущиеся слитно.

1. На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит (разно) цветным огнем.

2. Из-за холмов неожиданно показалось (пепельно) серое кудрявое облако.

3. (Русско) английский и (немецко) русский словарь называются переводными.

4. (Серебристо) белый снег осел шапками на ветвях деревьев.

III вариант.

Преобразуйте текст, заменяя, где это возможно, словосочетания типа сущ + прил сложными прилагательными.

Первая библиотека на Руси была основана Ярославом мудрым. Все книги в ней былина писаны от руки. Самая древняя рукописная книга на старом славанском языке была написана около 1000 лет назад, а рукописная книга Древней Руси (Остромирово Евангелие) – в середине XI века.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте сначала работу соседа самостоятельно, а затем сверьте ответы с образцом (см. приложение №4).

Если нет ошибок, то поставьте в УЭ4 – 2 балла, если 1 ошибка – 1 балл, если более 1 ошибок – 0 баллов. Приступайте к выполнению УЭ5.

Выполняется в тетради.

Взаимопроверка.

В случае затруднения обратитесь к учителю.

УЭ5 Цель: отработать навык правописания суффиксов прилагательных -к-, -ск-.

Задание.

I вариант.

Образуйте от данных существительных прилагательные с суффиксом к/ск.

1. июль

2. зверь

3. январь

4. богатырь

5. секретарь

6. немец

7. казак

8. Одесса

9. Украина

10. декабрь

11. Сибирь

12. село

Выпишите номера прилагательных с суффиксом к.

II вариант.

Образуйте прилагательные с суффиксом к/ск от данных существительных и распеределите их в два столбика:

Кавказ

сентябрь

ткач

француз

матрос

казак

Сибирь

Запишите в 1 или 2 столбик слова резий, низий, дерз. . ий.

III вариант.

Найдите и исправьте ошибку в суффиксах прилагательных.

  1. Дыхание близкой грозы уже веяло под окном.
  2. Узкая полоска неба висит над ущельем, как голубая хрустальная крыша сказочного дворца.
  3. Был ясный январский день.
  4. Многие древнерусские письма и документы процарапывались на березовой коре.
  5. Кавказская природа завораживала маленького Лермонтова.

Сверьте свой ответ с образцом выполнения в приложении №5.

Если все верно, поставьте в карточку учета знаний в УЭ 5- 3 балла; если 1 ошибка - 2 балла; если 2 ошибки- 1 балл; если более 2 ошибок -0 баллов.

Приступайте к УЭ 6.

Выполняется в тетради.

Оцените свою работу.

УЭ 6 Цель: отработать навык правописания н / нн в суффиксах прилагательных.

Задание.

I вариант.

Выпишите сначала прилагательные, у которых в суффиксе одна н, а потом прилагательные с двумя н в суффиксе. Образуйте от них краткие формы прилагательных.

  1. Как загадочен зимой листве…ый лес!
  2. Весе яя красавица медуница расцветает, как только сойдет снег.
  3. Горизонт моря сливается с серебря. . ым кипением утре его солнца.

II вариант.

Исправьте ошибки:

  1. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щеки.
  2. Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустыных полей.
  3. За трое суток до похолодания воробьиное бюро погоды забило тревогу.
  4. Королева осеннего леса – это осина.
  5. Листья осины могут быть желтыми, малиновыми, пурпурными, огнеными, багрянно-лиловыми, почти черными.

Выпишите номера тех предложений и слова, в которых допущены ошибки.

III вариант.

От данных существительных образуйте прилагательные и распределите их по количеству н в суффиксе на два столбика. Образуйте, если это возможно, краткие прилагательные и составьте с одним из них предложение.

Вечер, кожа, слюда, серебро, обед, солома, стекло, комиссия, овчина, цена. Приступайте к УЭ 7.

Выполняется на листочке под копирку.

Проверьте правильность.

Сравните с образцом (взять у учителя).

Оценивает работу учитель.

УЭ 7 Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания ь в прилагательных, существительных и глаголах.

Задание.

I вариант.

1) Запишите в И. п. следующие словосочетания:

звездной ночью
в вечерней тиши
длинного плаща

2) Запишите в Р. п. следующие словосочетания:

интересные телепередачи
зажженные свечи

3) Запишите глаголы в н. ф. и во 2л. , ед. ч. :

борется за мир
испечем пирог
сжалились над собакой

4) Образуйте краткую форму прилагательного:

блестящий ответ
трескучий мороз
дюжий молодец

5) Образуйте простую сравнительную степень прилагательных:

мелкий
тонкий

II вариант.

Найдите лишнее слово:

  1. дремуч(?), тягуч(?), линюч(?), дочь(?).
  2. колюч(?), свеж(?), пахуч(?), несешься(?).
  3. багаж(?), рощ(?), сыпуч(?), помоч(?).
  4. катает(?)ся, свеж(?), шипуч(?), жгуч(?).
  5. реч(?), прикоснут(?)ся, взбираеш(?)ся, могуч(?).
  6. мел(?)че, тон(?)ше, коров(?)я, зряч(?).

III вариант.

Перестройте словосочетания в нераспространенные простые предложения.

Подчеркните прилагательные как члены предложения.

а) Колючий еж(?).
б) Пахучий ландыш(?).
в) Неуклюжий ослик.
г) Удивительно хороший день.
д) Жгучий солнца луч(?).

Исправьте ошибку:

а) Трястись как заячьий хвост.
б) Медвежья услуга.

Сверьте свои ответы с образцом в приложении №6.

Если ошибок нет, то поставьте в УЭ 7 – 3 балла, если 1 ошибка – 2 балла, если 2 и более– 1 балл. Приступайте к выполнению УЭ 8.

Выполняется в тетради.

Проверьте правильность.

Объективно оцените свою работу.

УЭ 8 Цель: отработать навык правильного написания падежных окончаний прилагательных.

Задание для I, II, II вариантов.

Разгадай чайнворд.

Чайнворд. Каждое слово здесь – прилагательное в указанном падеже единственного или множественного числа.

1. Алый – Д. п. ед. ч.

2. Ударный – Т. п. ед. ч.

3. Могучее – Им. п. или В. п. (если неод. ).

4. Единая – В. п. ед. ч.

5. Юный – Р. п. ед. ч.

6. Опытный - Тв. п. мн. ч.

7. Интересный — Р. п. мн. ч.

8. Хороший — Д. п. мн. ч.

9. Мирный — Р. п. ед. ч.

10. Отличный — Д. п. мн. ч.

11. Могучий — Тв. п. мн. ч.

12. Искусный — Р. или В. п. ед. ч.

13. Особый— Р. п. мн. ч.

14. Храбрый — Тв. п. мн. ч.

За правильность учитель выставляет 5 баллов в карточку учета.

Приступайте к выполнению УЭ 9.

Возьмите задание у учителя.

Выполните и сдайте на проверку учителю.

УЭ 9 Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания суффиксов и окончаний прилагательных и существительных после шипящих и ц.

Задание.

I вариант.

Запишите данные слова в два столбика:

в первый – те, в суффиксах и окончаниях которых пинется о, во вторых – те, в суффиксах и окончаниях которых пишется е.

пряж.. й

саранч.. й (к)

задач. й (в)

птиц. й

меж. й

башмач.. к

пятач.. к

платоч.. к

сыч.. нок

лавч.. нка

ближайш. . му

чуж.. м

глянц.. вый

холщ.. вый

II вариант.

1) Замените словосочетание сущ. + сущ. с предлогом словосочетаниями прил. + сущ. :

медвежонок из плюша
косынка из ситца
шуба из песца
сок из груш
пуля из свинца

2) Преобразуйте словосочетание прил. + сущ. в словосочетание прил. + сущ. :

дремучий лес
колючий ежонок

3)) Преобразуйте словосочетание прил. + сущ. в словосочетание прил. + сущ. :

больщая птица
чужая межа

III вариант.

12) Образуйте от данных существительных существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом. Выделите суффиксы.

Первый (снег) покрыл (луг) и (овраг).

2) Образуйте от данных существительных прилагательные.

(Свинец) тучи нависли над полем.

3) Согласуйте прилагательные, данные в скобках, с существительными. Укажите падеж и род прилагательных.

В половодье река стала (чужой), неприветливой.

Выпал первый снег, и в (дремучий) лесу стало светлее.

Сверьте свои ответы с образцом (через графопроектор).

Поставьте в карточку учета знаний в УЭ9 1 балл, если все верно, и 0 баллов, если есть ошибки.

Приступайте к УЭ 10.

Выполняется в тетради.

Проверьте через графопроектор.

Оцените свою работу самостоятельно. Будьте объективны.

УЭ10 Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания не с прилагательными, существительными и глаголами.

Задание.

I вариант.

Выпишите номера предложений, в которых не со словами пишется слитно.

1) Опять шумит, бушует (не) погода.

2) Это (не) серебристая ель.

3) Речка была (не) большая, но глубокая.

4) Нигде (не) дышится вольней родных лугов, родных полей.

5) Первый снег обычно долго (не) держится.

II вариант.

Выпишите группу слов, которые с не пишутся всегда слитно и которые с не пишутся то слитно, то раздельно:

  1. необычный, ненаглядный, недотрога;
  2. необычный, невежливость, неясный;
  3. неряха, непримиримый, негодовать;
  4. неизвестный, нелюдимый, невзгоды.

III вариант.

Спишите, исправляя ошибки:

  1. Яблоки не спелые, но уже вкусные.
  2. Малина в этом году некрупная, но сладкая.
  3. Сильный снежный буран неистовствовал всю ночь.
  4. Первый снег почти всегда приходит неожиданно.
  5. Ранней весной хвойный лес неблещет яркими красками. Лесную тишину нарушат вдруг веселые не громкие птичьи голоса.

Сверьте свой ответ с образцом (возьмите у учителя) и поставьте за правильно выполненное задание в УЭ 10 – 3 балла, если 1 ошибка – 2 балла, если 2 ошибки –

1 балл, если более 2 ошибок – 0 баллов.

Приступайте к выполнению УЭ 11.

Выполняется на листочке под копирку.
Сдайте листочек на проверку учителю, возьмите у учителя образец выполнения задания.

Проверьте свою работу и оцените.

УЭ11 Цель: творческое применение полученных знаний, умений, навыков (в новых условиях).

Задание.

I вариант.

1) Внимательно рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова “Первый снег”.

2) Какое впечатление на вас произвела картина художника? Дайте письменный ответ.

3) Составьте 5-6 словосочетаний типа прил. + сущ. в Р. п., ед. ч. Пользуйтесь словарем синонимов.

4) Выделите окончания существительных и прилагательных.

Выполняется в тетради.

Сдается на проверку учителю.

  II вариант.

1) Внимательно рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова “Первый снег”.

Какова основная мысль картины? Дайте письменный ответ.

2) Составьте 5-6 распространенных предложений. Используйте прилагательные –

Синонимы (см. словарь синонимов).

3) Выделите окончания существительных, прилагательных, глаголов.

III вариант.

1) Внимательно рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова “Первый снег”.

2) Составьте небольшой текст (7-8) предложений, уотребляя полные и краткие прилагательные. Опишите увиденное так, чтобы чувствовалось, какое впечатление на вас произвела картина художника.

Какую основную мысль вы будете раскрывать?

3) Выделите окончание существительных, прилагательных и глаголов.

Подчеркните как члены предложения качественных прилагательных.

Приступайте к УЭ 12.

 
(УМ 4)

УЭ 12

Выходной контроль.

Цель: проанализировать успешность овладения знаниями по теме “Имя прилагательное”.

Задание для I, II, III вариантов. Напишите проверочный диктант.

Выполняется на листочках.

 

(УМ 5)

УЭ 13

Итоги урока.

Цель: самоконтроль (рефлексия).

Резюме: самостоятельно оцените, достиг ли вы цели или нет.

Задание: вернитесь к началу урока и прочитайте, какие перед вами стояли цели.

Подсчитайте баллы в карточке учета знаний:

22-24 баллов – “5”,

17-21 баллов – “4”,

12-16 баллов – “3”.

Приступай к УЭ 14.

Выполняется устно.
(УМ 6)

УЭ 14

Домашнее задание.

Цель: ликвидировать пробелы в знаниях.

Выбери домашнее задание по результатам своей работы на уроке. Если допустил ошибки при выполнении

УЭ 4 - выполни упр. 331,

УЭ5 – упр. 327,

УЭ 6 – упр. 321,

УЭ 7 – упр. 274,

УЭ 8 – упр. 272

УЭ 9 – упр. 314,

УЭ 10 – упр. 308.

Запишите в дневники домашнее задание.