Урок в 6-м классе по теме "Правописание «не» с существительными"

Разделы: Русский язык


Ход урока.

I. Повторение

1) Проверка домашнего задания: морфологический разбор слов из упр. № 212

2) Повторяется орфография:

орф. № 31, 28, 29

Записать слова по видам орфограмм. I столбик - № 28, II- № 29, III- № 31

Поменяться тетрадями для проверки.

Орф.№28 ы-и после приставок

Орф.№29

Отдельно записать словарные слова

Разыскивать Причудливый Трибуна
Сверхинтересный Пришкольный Программа
Подытожить Прервать Территория
Дезинфекция привинтить Агрессия
Межинститутский Пребывая в школе Аппарат
  Предел терпению Профессия

1.Подняли руки, кто написал эти слова без единой ошибки

2.1 ошибка;

3.2 ошибки.

3)Диктуется предложение для разбора.

Во вражеском тылу партизаны вели беспощадную борьбу с неприятелем.

а) Открыть список изученных орф. и обозначить их.

Это орф. №1, 19, 2, 5.

б) Произвести синтаксический разбор предложения.

в) Найти слово с НЕ – неприятель; подобрать к нему синоним (враг), без НЕ и с НЕ.

Чем является НЕ в этих словах? (приставкой)

II – Новое.

Вывод №1

Как будет называться тема урока, если мы говорим о правописании таких слов?

Запишем тему урока!

Откроем тетрадь для правил и запишем этот пример.

Запишем слова: ненависть, ненастье, небрежность. Употребляются ли они без не?

Вывод №2.

1.Работа по по учебнику с.83, только 2.3 предложения.. обратить внимание, как пишется НЕ с существительными и попытаться сделать вывод №2.

Чтение правила с.84, там же ответить на вопрос: когда не с существительными пишется раздельно?

Обозначение орфограммы.

III Закрепление

Делается упражнение. Обозначит орфограмму, подобрать синонимы и антонимы.

Горе Несчастье Счастье
Беспорядок Непорядок Порядок
Болезнь Нездоровье Здоровье
Ложь Неправда Правда
Грубость Невежливость Вежливость
Подозрительность Недоверие Доверие
Враг Неприятель Приятель
порицание неодобрение одобрение

1) Приставка НЕ, как и всякая другая приставка, присоединяясь к словам, придает им новое значение, что мы и видим на примере этого упражнения. С помощью приставки НЕ образуются новые слова, служащие для обозначения предмета, явления, понятия.

2) А попробуйте образовать слова с приставкой НЕ от слов: дом, стол, рассказ, загадка.Почему нельзя образовать такие слова? (Так как нет содержания у слова; нет таких предметов).

3) Рассказ (в подтверждение этого послушайте рассказ)

  • Ты в зоопарке был?
  • Был.
  • Обезьян видел?
  • Видел.
  • Слона видел?
  • “Неслона” видел?
  • ?! (нет слова, если у него нет содержания).

4) № 213 (3 словосочетания)

Отсутствие внимания – невнимательность,

Отсутствие вежливости – невежливость,

Недостаток организованности – неорганизованность ( с этим словом составить предложение)

5) Во многих случаях приставка НЕ стала частью корня, поэтому слово без не НЕ, не употребляется.

№ 214 (на примере одного предложения)

6) Прослушать стихотворение – шутку.

а) Взять на заметку сущ. с НЕ:

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо – тихо,
И во всем была разбериха
И на взрачной клумбе у будки,
Голубые цвели забудки
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И,виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазную лужу.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа,
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна –смеяна,
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
(по Б.Заходеру)

в) Понятно ли содержание?

г) Почему так звучит стихотворение?

д) Записать несколько существительных, которые не употребляются без НЕ из текста стихотворения.

е) Есть и прилагательные, и наречия, и другие части речи, которые не употребляются без “НЕ”.

Загадки (Как напишем НЕ с существительным?)

7) Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (Книга).

Не море, не земля, а кораблям плавать нельзя (Болото).

Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь (Самолет).

Составить свои загадки по данному образцу.

8) Запишем пословицу (Как вы ее понимаете?)

  1. Не место красит человека, а человек место.
  2. Неправдой не проживешь.
  3. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  4. Умный человек с одного слова поймет, а невежде и сто слов не поможет.
  5. Недруг поддакивает, а друг спорит.

9) Подобрать синонимы общего рода к существительным, определяющим характер или качества человека.

Грубый, невоспитанный человек – невежа.

Необразованный, малосведущий человек – невежда.

10) Вставить слова с НЕ

а) Очень обидчивого человека, который не терпит шуток, называют…
б) Того, кому не сидится на месте, называют…
в) Того, кто ничего не знает, называют…

Положительные или отрицательные это черты характера?

Выборочный диктант

Записать только существительные с НЕ

11) Книга – друг человека. В ней открывается прекрасный мир, воспитывается не праздность, а доброта.

Читая книги, мы плачем над несчастиями и невзгодами людей, которые страдали от несправедливости, невежества, неравенства. Мы любим книги, где герои борются с неправдой.

Обозначить орф. 32.

12) Занести в словарь фразеологизмы, где НЕ пишется всегда рвздельно. Составить с любыми 2 предложения.

Не в меру, не с руки, не в ладах, не по сердцу, не в духе, не под силу, не по душе, не на шутку, кому не лень.

IV Итог

В тетрадь для правил заносится таблица.

 

Словарная работа

Различай значение!

яство (не явство)
дуршлаг (не друшлаг)
дикобраз ( не дикообраз)
эшелон (не эшалон)
досочка ( не досточка)
табурет ( не тубарет)