Цель:
- Совершенствование умения писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть данную орфограмму в словах.
- Закреплять способы проверки написания слов способом подбора однокоренных слов.
Оборудование: Сборнику упражнений Т.В.Шкляровой, учебник по русскому языку Т.Г. Рамзаевой, карточки со словарными словами, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Орг.момент: Проверка готовности и посадка детей.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Словарная работа:
Новые словарные слова: Чувство, Здравствуй, Лестница (учащиеся обводят новые слова в облачко, выделяют орфограмму, ставят ударение)
На какую орфограмму эти слова? (непроизносимая согласная в корне слова)
Как мы проверяем такие слова? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко). А словарные слова нужно выучить и запомнить их написание.
А какое стихотворение мы знаем про непроизносимые согласные?
- Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
III. Объявление темы урока:
Над какой темой мы продолжаем работать? ( Непроизносимые согласные в корне)
Мы будем продолжать учиться писать и проверять слова с непроизносимыми согласными в корне.
IV. Работа над темой урока:
- Письмо по памяти (упр.№303). Взаимопроверка.
- Игра «Запомни, не зевай!»
На доске записана рифмовка из слов, прочитайте ее несколько раз, а затем запишите те слова, которые смогли запомнить.
Со…нце, чу…ство, праз…ник,
Сер…це и проказник,
Лес…ница и звез…ный,
Здра…ствуйте и поз…ний,
Злос…тный, неизвес…ный,
Мес…ный, чс…ный, чес..ный.
Учащиеся самостоятельно записывают слова, которые запомнили. Проверка проводится фронтально, учащиеся называют непроизносимую согласную, которую написали и подбирают проверочное слово.
V. Физкультминутка:
Покажите как движутся названые мною предметы, назовите их название в начальной форме вместе с вопросом.
- в небе самолеты… (что? – самолет)
- наблюдаем за птичкой… ( кто? – птичка)
- встретились с лягушатами… (кто? – лягушонок)
- познакомились с зайчонком… (кто? – Зайчонок)
- посидели на пеньке… (что? – пенек)
Молодцы! Отдохнули и запомнили, что если существительное отвечает на вопрос кто? это одушевленные предметы, а слова, отвечающие на вопрос что? – неодушевленные.
- Выполнение упражнения № 301. Подбор однокоренных слов и написание их вместе с подходящими по смыслу словом.
Счастье – счастливый человек.
По одному ученики работают у доски, остальные – в тетради.
- Работа по сборнику упражнений Т.В.Шкляровой стр. 36 № 147.
Спишите текст, вставьте зеленой ручкой орфограммы. Разберите по членам первое предложение. Во втором предложение надпишите над словами части речи.
Самостоятельная работа с фронтальной проверкой.
- Запись под диктовку, рядом писать проверочное слово.
Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный.
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный-
Этих слов не забывайте,
Букву т в них не вставляйте!
Вывод: Не во всех словах надо писать непроизносимые согласные. Всякий раз, если написание вызывает сомнение, нужно подбирать проверочное слово.
VI. Итог:
Обобщение.
Написание слов, с какой орфограммой отрабатывали на уроке?
Что необходимо помнить, чтобы избежать ошибок при написании слов с непроизносимыми согласными?
Послушайте стихотворение, в котором говориться о том, как проверить слова с непроизносимыми согласными:
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно нам…
Чтоб знать, как написать
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
VII. Рефлексия:
- Выполнение какого задания вызвало затруднение?
- Каким образом вы справились с затруднением?
- Кто запомнил правила в стихотворной форме? Помогите своим товарищам, которые не успели запомнить, выучить это правило.
Домашнее задание: Упр. №311, прописать по пять раз новые словарные слова.