Тема урока: "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель:

  1. Совершенствование умения писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть данную орфограмму в словах.
  2. Закреплять способы проверки написания слов способом подбора однокоренных слов.

Оборудование: Сборнику упражнений Т.В.Шкляровой, учебник по русскому языку Т.Г. Рамзаевой, карточки со словарными словами, рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Орг.момент: Проверка готовности и посадка детей.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Словарная работа:

Новые словарные слова: Чувство, Здравствуй, Лестница (учащиеся обводят новые слова в облачко, выделяют орфограмму, ставят ударение)

На какую орфограмму эти слова? (непроизносимая согласная в корне слова)

Как мы проверяем такие слова? (Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы этот звук произносился четко). А словарные слова нужно выучить и запомнить их написание.

А какое стихотворение мы знаем про непроизносимые согласные?

- Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

III. Объявление темы урока:

Над какой темой мы продолжаем работать? ( Непроизносимые согласные в корне)

Мы будем продолжать учиться писать и проверять слова с непроизносимыми согласными в корне.

IV. Работа над темой урока:

  1. Письмо по памяти (упр.№303). Взаимопроверка.
  2. Игра «Запомни, не зевай!»

На доске записана рифмовка из слов, прочитайте ее несколько раз, а затем запишите те слова, которые смогли запомнить.

Со…нце, чу…ство, праз…ник,
Сер…це и проказник,
Лес…ница и звез…ный,
Здра…ствуйте и поз…ний,
Злос…тный, неизвес…ный,
Мес…ный, чс…ный, чес..ный.

Учащиеся самостоятельно записывают слова, которые запомнили. Проверка проводится фронтально, учащиеся называют непроизносимую согласную, которую написали и подбирают проверочное слово.

V. Физкультминутка:

Покажите как движутся названые мною предметы, назовите их название в начальной форме вместе с вопросом.

  • в небе самолеты… (что? – самолет)
  • наблюдаем за птичкой… ( кто? – птичка)
  • встретились с лягушатами… (кто? – лягушонок)
  • познакомились с зайчонком… (кто? – Зайчонок)
  • посидели на пеньке… (что? – пенек)

Молодцы! Отдохнули и запомнили, что если существительное отвечает на вопрос кто? это одушевленные предметы, а слова, отвечающие на вопрос что? – неодушевленные.

  1. Выполнение упражнения № 301. Подбор однокоренных слов и написание их вместе с подходящими по смыслу словом.

Счастье – счастливый человек.

По одному ученики работают у доски, остальные – в тетради.

  1. Работа по сборнику упражнений Т.В.Шкляровой стр. 36 № 147.

Спишите текст, вставьте зеленой ручкой орфограммы. Разберите по членам первое предложение. Во втором предложение надпишите над словами части речи.

Самостоятельная работа с фронтальной проверкой.

  1. Запись под диктовку, рядом писать проверочное слово.

Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный.
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный-
Этих слов не забывайте,
Букву т в них не вставляйте!

Вывод: Не во всех словах надо писать непроизносимые согласные. Всякий раз, если написание вызывает сомнение, нужно подбирать проверочное слово.

VI. Итог:

Обобщение.

Написание слов, с какой орфограммой отрабатывали на уроке?

Что необходимо помнить, чтобы избежать ошибок при написании слов с непроизносимыми согласными?

Послушайте стихотворение, в котором говориться о том, как проверить слова с непроизносимыми согласными:

Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать не ясно нам…
Чтоб знать, как написать
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.

VII. Рефлексия:

  • Выполнение какого задания вызвало затруднение?
  • Каким образом вы справились с затруднением?
  • Кто запомнил правила в стихотворной форме? Помогите своим товарищам, которые не успели запомнить, выучить это правило.

Домашнее задание: Упр. №311, прописать по пять раз новые словарные слова.