Урок русского языка в 5-м классе по теме "Путешествие в страну Фонетика"

Разделы: Русский язык


Цели

Цели:

  • обобщить, закрепить сведения по фонетике;
  • выявить уровень знаний учащихся;
  • развивать познавательный интерес к русскому языку;
  • воспитывать любовь к слову и речевой культуре.

 Ход урока

I. Орг. момент.

II. Слово учителя.

Слайд № 1.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем путешествовать по стране “Фонетика”, проведем соревнования и выясним, кто же у нас в классе лучший знаток этой страны. За каждый правильный ответ я буду давать жетон, а в конце урока мы посчитаем у кого больше будет жетонов, тот и победитель.

Готовы к трудностям? Тогда вперёд!

III. Конкурсная программа.

1) Слайд № 2

Задание: даны слова, составьте из них пословицу, объясните её значение.

Хлеб, язык, дело, кормит, портит, и, и.

(Язык и хлебом кормит, и дело портит.)

- Запишите предложение, произведите его синтаксический разбор.

2) Задание: Вы уже знаете, что “фон” - означает звук, а “граф” - пишу. Эти части слова и определяют значения фонетика и графика. Что же изучает фонетика ? ( это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки). А что изучает графика? (она знакомит со способами обозначения звуков на письме). Но “фон” и “граф” могут образовывать и другие слова. (Слайд № 3)

. . . .

. . . . . . . фон

. . . . .

  . . .

. . . . граф (ия)

. . .

На схемах показаны некоторые из них . Количество точек обозначает здесь количество пропущенных букв. Какие же слова здесь зашифрованы?

(телефон, магнитофон, микрофон; биография, фотография, география)

3) - Вам известно, что звуки речи составляют слова, каждое слово обозначает какое-то понятие. Имеют ли такое свойство – обозначать понятие – звуки речи? Произнесите звуки:

(слайд № 4)

 [п] [р] [к] и [а] [о] [ы]

- Будет ли понятно, что вы хотели сказать, если вы произнесёте каждый звук в отдельности или в том порядке, в котором они даны?

Задание: составьте слова, используя только гласные или только согласные. Возможно это сделать? А теперь объедините их и составьте как можно больше слов, используя данные звуки.Запишите слова в тетрадь.

(парк, карп, парок, пар, пры [к],рак, порка, ры[п]ка …)

- Какой же вывод мы сделаем?

(Сами по себе звуки речи не обозначают какого-нибудь понятия, но если звуки подобраны определенным образом в слове, то они приобретают смысл).

4) - Послушайте стихотворение Я.Козловского, определите, почему так произошло, какая особенность звуков использована в нём?

Слайд № 5

Зевнул наборщик на работе и вместо “и” поставил “о”.

Поймёте вы, когда прочтёте, что получилось у него.

Маляр повесил кисть на гвоздь, глядит: пред ним

Не КИСТЬ, а КОСТЬ.

В ведре не СУРИК, а СУРОК.

В УГЛУ не веник, а ВЕНОК.

(Замена лишь одного звука в слове приводит к образованию слова с новым значением)

Задание: Отгадайте метаграммы –нужно заменить в слове одну букву другой - и тогда вы получите новое слово.

Слайд № 6

1.
С к в полях меня найдете,
С г романсы запоёте,
С в косички заплетете.
(колос-голос-волос)
2.
С ч летаю над волною,
С л не дам волкам покою,
С м рубашка-безрукавка.
(чайка-лайка-майка)

5) – Представьте, что вы у себя на кухне. Ух, сколько здесь разных предметов! Какие предметы вы видите? Подберите к ним проверочные слова и запишите полученные пары. Слайд № 7.

 Чашка, ложка, кружка, нож.

- На какое правило вы записали слова. Что нужно сделать, чтобы правильно написать данные слова?

(Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после согласного произносится гласный или другой согласный – [м] [л] [р] [н] )

Физкультминутка.

Назвали все предметы по порядку,
Теперь всех приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки – раз, два , три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три,
Мягкая посадка – раз, два, три.

- А теперь перед нами карта маршрута, по которому нам нужно с вами пройти. Итак, перед нами страна… ?

Слайд № 8 (карта)

 - Правильно, “Фонетика”. Посмотрите, какой извилистый путь предстоит нам пройти. Но я думаю, что вы справитесь со всеми трудностями, итак, в путь!

Слайд № 9

 Первая остановка на станции “Гласная”

- Каких гласных звуков не хватает в данных словах?

каюта, земля

( [э] [о] [ы] )

Слайд № 10

 Станция “Согласная”

- Определите, сколько встречается в предложениях указанный звук.

[т] Документ подписан директором. ( 3:документ, подписан, директором)

[к] Язык мой – друг мой. (2: язык, друг)

[д] Дед Демьян ходил на молотьбу (4: дед, Демьян, ходил , молотьбу)

Станция “Алфавитная”

Слайд № 11

- Следующая остановка на станции “Алфавитная”. А кто мне скажет: что называется алфавитом?

- Сколько букв в алфавите?

- Сколько гласных букв в русском языке? (10) А согласных? (21) Чем они отличаются друг от друга?

- Чем отличается Ъ и Ь от остальных букв? (они не дают звука) - Распределите слова по алфавиту и запишите их:

Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Астрахань, Саранск, Минск, Рига, Архангельск.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

(Архангельск, Астрахань, Минск, Москва, Рига, Санкт-Петербург, Саранск, Саратов)

Слайд №12

 Станция “Орфографическая”

- Замените следующие словосочетания одним словом, запишите данные слова:

  • Спортивный бег (кросс).
  • Вид городского транспорта (троллейбус)
  • Популярная игра на льду (хоккей)
  • Товарищ по работе (коллега)
  • Обучение животных (дрессировщик)
  • Рисунки в журнале, газете, книге (иллюстрация)
  • Стоит на крыше, всех труб выше (антенна)

- Что общего у всех этих слов? ( в корне удвоенная согласная)

Слайд №13

 Станция “Орфоэпическая”

- Следующая остановка на станции “Орфоэпическая”

- Ребята, а для чего нам нужно ударение?

- На тему “Школа” запишите слова сначала с ударением на первом слоге, затем на втором, после – на третьем.

(школа, парта, ручка; учебник, пенал; ученик, перемена)

Слайд №14

 Станция “Разбор”

- Мы приближаемся к концу нашего путешествия. Осталась последняя остановка. Мы на станции “Разбор”.

- Замените словосочетания одним словом и произведите фонетический разбор данных слов.

Заросли высокой травы (бурьян – I вариант)

То, без чего птица не улетит (крылья – II вариант)

IV. Подведение итогов.

- Наше путешествие закончилось. Чем мы сегодня занимались на уроке? - Кто же стал у нас сегодня победителем?

(считаются жетоны)

Победители награждаются грамотами.

V.Домашнее задание

1) Тест.

  1. Какие буквы из указанных названы неверно?
  2. 1) б (бэ) 2) в (вэ) 3) г (гэ) 4) с (сэ)

  3. После Ж,Ш,Ч,Щ пишутся буквы Е,У,А, но не пишутся буквы Ы,Ю,Я. назовите слова, которые отступают от данного правила.
  4. 1)сч.стье
    2) ш.нель
    3) ч.шка
    4) ч.вство
    5) брош.ра
    6) пощ.да
    7) ж.ри
    8) параш.т

  5. Укажите слова , в которых звуков столько же, сколько букв:
  6. 1)рожь 2) въезд 3) яблоко 4) соль 5) лён 6) съемка 7) семья 8) лямка 9) здесь 10) известно 11) юг 12) ёлка

  7. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием:
  8. 1) лодка 2) пробка 3) скользкий 4) старушка 5) утка 6) город 7) гром 8) кружка 9) глотка 10) гладкий

  9. Найдите “третье лишнее” слово:
  10. 1) что 2) чтобы 3) нечто

    1) конечно 2) нарочно 3) игрушечный

    1) теннис 2) тема 3) текст

    1) свитер 2) ателье 3) тенор

  11. Найдите, какие из данных букв являются шипящими:
  1. ч 2) ж 3) ф 4) ш 5) х

 2) – Выполните задание по желанию. Выпишите из словаря 10 слов, в которых звуков больше, чем букв и расположите их в алфавитном порядке.

 Используемая литература:

  1. Е.А.Евлампиева “Внеклассные мероприятия по русскому языку”. Чебоксары, 1999 г.
  2. Б.Т.Панов “Внеклассная работа по русскому языку”. Москва “Просвещение”, 1980 г.
  3. Н.Е.Ушаков “Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах”. Москва “Просвещение”, 1971 г.