Цели:
- выявление знаний учащихся по пройденным темам;
- сплочение коллектива, воспитание самостоятельности, чувства ответственности;
- привитие любви к русскому языку, укрепление стремления получать знания.
Начало
Ведущий.
Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать.
- Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и поиграть.
Сейчас слово предоставляется командам (название команд, девиз, капитан).
1 конкурс "Разминка"
За 3 минуты составить как можно больше слов из слова:
РЕСПУБЛИКА
2 конкурс "Синтаксический разбор предложения".
В болоте ярким ожерельем рассыпалась по кочкам румяная клюква
Проверка
3 конкурс «Домашнее задание» первой команды
- А сейчас, ребята, прослушайте сценку и ответьте на мои вопросы.
Саша: Матвей, а у меня дома овсянка!
Матвей. Подумаешь! У меня дома тоже есть овсянка.
Саша. Я люблю овсянку!
Матвей. И я люблю. Она желтая, красивая такая. И вкусная. Особенно с молоком!
Саша. Как это вкусная? Как это с молоком?
Матвей. Да так. А ещё хороша с маслом или сахаром. Объединение! Ух, пальчики оближешь!
Саша. Да ты про что говоришь?
Матвей. Как это – про что? Про овсянку!
Саша. Про какую овсянку?
Матвей. Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
Саша. И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела?
Матвей. Каша песни пела.
Саша. Какая тебе каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слышал что ли про такую? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!
Матвей. Пойдем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
- Итак, в русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но значение имеют разное. Как называются эти слова? (омонимы)
Задание: Дайте краткое объяснение значению слова из каждой пары и составьте с ним словосочетание:
Составьте словосочетание с омонимами |
||
Первая команда | Вторая команда | Третья команда |
норка | ключ | кисть |
глава | очки | нос |
лук | коса | фокус |
Составьте
4 конкурс «Домашнее задание» второй команды
- В русском языке есть слова, в которых есть расхождение в произношении и написании гласных. Послушайте стихотворение С. Михалкова «Словечки - колечки»
Ученик
Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
(Входит с сумкой ученик)
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
(Входят три девочки. На груди у них рисунки: апельсин, сосна, колечко).Вместе
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!
Апельсин. Я – никакой не «опельсын»!Колечко (плачет)
Я - никакая не «калечка»!
Я до слез возмущена!Сосна
Можно только лишь со сна
Написать, что я «сасна»!Апельсин
Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи, Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!Колечко
Невозможно без внимания
Получить образование.
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!Сосна
Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас-
Мы с тобой потупим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!Вместе
Будешь ты ежом колючим!
Вот так мы тебя проучим!Ученик
Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту-
Взялся за работу.
Ведущий.
Какое правило не знал Ежи? В каких словах допустил он ошибки? (Апельсин, сосна, колечко). Подберите к ним проверочные слова. Какое из этих слов нельзя проверить?
Ученик
Это очень интересно-
Знать, как сделаны слова,
Вот Федоту неизвестно,
Как же пишется трава,
Он не знает, например,
Что за буква после «р».
А ведь это, как забава:
Измени лишь слово травы-
Вмиг получится ответ:
«А» писать, - сомненья нет!
5 конкурс «Грамотей».
Все вы знаете части речи, члены предложения, морфемы. Разделите слова по группам:
Проверка
Проверь себя |
||
Морфемы | Части речи | Члены предложения |
корень | прилагательное | определение |
окончание | существительное | подлежащее |
постфикс | местоимение | дополнение |
приставка | предлог | обстоятельсво |
суффикс | числительное | сказуемое |
союз |
6 конкурс «Домашнее задание» третьей команды
Ученица.
Сегодня, друзья, у меня для вас совершенно особое задание. Я вам дам слова, а вы из них составьте рассказ, который должен быть интересным и обязательно веселым. Запоминайте слова: метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе.
1-й ученик. Тут и запоминать нечего!
2-й ученик. И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем!
1-й ученик. Правильно! Стихи!
Как – то рано поутру
С другом сели мы в метру.
2-й ученик
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне.
1-й ученик
А вернее, я и ты
Без пальта и без кашны.
2-й ученик
Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумках шимпанзу.
1-й ученик
Кенгуру в кафу зашел,
Занял нам свободный стол.
2-й ученик
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
1-й ученик
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
2-й ученик
Тут и взрослый сняв пенсню,
Хохотал на всю киню. Интересное кино!
1-й ученик
Жаль, что кончилось оно!
2-й ученик
В гардероб пора бежать - будут польта выдавать!
Ученица. Ну что же, друзья, у вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.
Ученики (вместе). Почему?
Ученица. Да потому, что все эти слова не изменяются по падежам.
1-й ученик. Теперь все ясно.
Ученица. Подождите, ещё не все. Вот представьте себе: в зоопарке сидят шимпанзе - брат и сестра. Нельзя сказать, что брат – шимпанзе, а сестра – шимпанза. Нельзя потому, что по родам такие слова тоже не меняются.
2-й ученик. Значит, эти слова вообще никогда не изменяются?
Ученица. Никогда! И это надо знать всем ребятам.(Автор сценки – Аркадий Хайт)
7 конкурс «Грамотей»
Определите склонение имен существительных |
||||
окно | мышь | книга | юноша | стол |
рожь | стул | конь | девочка | солнце |
дочь | трава | тишь | краска | ночь |
Проверка
Проверь себя |
||
Первое склонение | Второе склонение | Третье склонение |
Книга юноша девочка трава краска |
окно солнце стол стул конь |
мышь рожь дочь тишь ночь |
Подведение итогов, награждение.