Урок русского языка в 5-м классе "Веселый урок" с применением мультимедийных технологий

Разделы: Русский язык


Untitled Document

Цели:

- выявление знаний учащихся по пройденным темам;
- сплочение коллектива, воспитание самостоятельности, чувства ответственности;
- привитие любви к русскому языку, укрепление стремления получать знания.

Начало

Ведущий.

Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать.

- Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и поиграть.
Сейчас слово предоставляется командам (название команд, девиз, капитан).

1 конкурс "Разминка"

За 3 минуты составить как можно больше слов из слова:

РЕСПУБЛИКА

2 конкурс "Синтаксический разбор предложения".

В болоте ярким ожерельем рассыпалась по кочкам румяная клюква

Проверка

3 конкурс «Домашнее задание» первой команды

- А сейчас, ребята, прослушайте сценку и ответьте на мои вопросы.

Саша: Матвей, а у меня дома овсянка!
Матвей. Подумаешь! У меня дома тоже есть овсянка.
Саша. Я люблю овсянку!
Матвей. И я люблю. Она желтая, красивая такая. И вкусная. Особенно с молоком!
Саша. Как это вкусная? Как это с молоком?
Матвей. Да так. А ещё хороша с маслом или сахаром. Объединение! Ух, пальчики оближешь!
Саша. Да ты про что говоришь?
Матвей. Как это – про что? Про овсянку!
Саша. Про какую овсянку?
Матвей. Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
Саша. И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела?
Матвей. Каша песни пела.
Саша. Какая тебе каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слышал что ли про такую? Пойдем ко мне мою овсянку слушать!
Матвей. Пойдем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

- Итак, в русском языке есть слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но значение имеют разное. Как называются эти слова? (омонимы)

Задание: Дайте краткое объяснение значению слова из каждой пары и составьте с ним словосочетание:

Составьте словосочетание с омонимами
Первая команда Вторая команда Третья команда
норка ключ кисть
глава очки нос
лук коса фокус

Составьте

4 конкурс «Домашнее задание» второй команды

- В русском языке есть слова, в которых есть расхождение в произношении и написании гласных. Послушайте стихотворение С. Михалкова «Словечки - колечки»

Ученик

Грустный, сонный, невеселый
Ежи наш пришел из школы,
(Входит с сумкой ученик)
Сел к столу, разок зевнул
И над книжками заснул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
(Входят три девочки. На груди у них рисунки: апельсин, сосна, колечко).

Вместе
Что ты, Ежи, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!
Апельсин. Я – никакой не «опельсын»!

Колечко (плачет)
Я - никакая не «калечка»!
Я до слез возмущена!

Сосна
Можно только лишь со сна
Написать, что я «сасна»!

Апельсин
Мы, слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Ежи, Ежи! Брось лениться!
Так учиться не годится!

Колечко
Невозможно без внимания
Получить образование.
Будет поздно! Так и знай!
Станет неучем лентяй!

Сосна
Если ты ещё хоть раз
Искалечишь, мальчик, нас-
Мы с тобой потупим круто.
Нашей честью дорожа,
Имя Ежи в полминуты
Переделаем в Ежа!

Вместе
Будешь ты ежом колючим!
Вот так мы тебя проучим!

Ученик

Ежи вздрогнул, ужаснулся,
Потянулся и проснулся.
Подавил зевоту-
Взялся за работу.

Ведущий.

Какое правило не знал Ежи? В каких словах допустил он ошибки? (Апельсин, сосна, колечко). Подберите к ним проверочные слова. Какое из этих слов нельзя проверить?

Ученик

Это очень интересно-
Знать, как сделаны слова,
Вот Федоту неизвестно,
Как же пишется трава,
Он не знает, например,
Что за буква после «р».
А ведь это, как забава:
Измени лишь слово травы-
Вмиг получится ответ:
«А» писать, - сомненья нет!

5 конкурс «Грамотей».

Все вы знаете части речи, члены предложения, морфемы. Разделите слова по группам:

Проверка

Проверь себя
Морфемы Части речи Члены предложения
корень прилагательное определение
окончание существительное подлежащее
постфикс местоимение дополнение
приставка предлог обстоятельсво
суффикс числительное сказуемое
  союз  

6 конкурс «Домашнее задание» третьей команды

Ученица.

Сегодня, друзья, у меня для вас совершенно особое задание. Я вам дам слова, а вы из них составьте рассказ, который должен быть интересным и обязательно веселым. Запоминайте слова: метро, пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, шимпанзе, домино, фортепьяно, пенсне, кафе.

1-й ученик. Тут и запоминать нечего!
2-й ученик. И сейчас из этих слов не только рассказ, мы поэму в стихах напишем!
1-й ученик. Правильно! Стихи!
Как – то рано поутру
С другом сели мы в метру.
2-й ученик
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне.
1-й ученик
А вернее, я и ты
Без пальта и без кашны.
2-й ученик
Любит кина детвора,
Если в кинах кенгура
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумках шимпанзу.
1-й ученик
Кенгуру в кафу зашел,
Занял нам свободный стол.
2-й ученик
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
1-й ученик
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
2-й ученик
Тут и взрослый сняв пенсню,
Хохотал на всю киню. Интересное кино!
1-й ученик
Жаль, что кончилось оно!
2-й ученик
В гардероб пора бежать - будут польта выдавать!
Ученица. Ну что же, друзья, у вас получилась песенка как раз про то, как не надо говорить.
Ученики (вместе). Почему?
Ученица. Да потому, что все эти слова не изменяются по падежам.
1-й ученик. Теперь все ясно.
Ученица. Подождите, ещё не все. Вот представьте себе: в зоопарке сидят шимпанзе - брат и сестра. Нельзя сказать, что брат – шимпанзе, а сестра – шимпанза. Нельзя потому, что по родам такие слова тоже не меняются.
2-й ученик. Значит, эти слова вообще никогда не изменяются?
Ученица. Никогда! И это надо знать всем ребятам.

(Автор сценки – Аркадий Хайт)

7 конкурс «Грамотей»

Определите склонение имен существительных
окно мышь книга юноша стол
рожь стул конь девочка солнце
дочь трава тишь краска ночь

Проверка

Проверь себя
Первое склонение Второе склонение Третье склонение

Книга

юноша

девочка

трава

краска

окно

солнце

стол

стул

конь

мышь

рожь

дочь

тишь

ночь

 

Подведение итогов, награждение.