Развитие коммуникативных и творческих способностей личности ребенка на уроках и во внеурочное время

Разделы: Русский язык


 

Введение

Все чаще и чаще в последнее время в педагогических изданиях говорится о реализации коммуникативной цели в обучении русскому языку. Это радует. Мне тоже захотелось поделиться своими мыслями по данной проблеме и методическими находками в этой области.

Мне кажется, что важнейшая цель учителя-словесника в наше время - формирование навыков общения. Еще А.Экзюпери утверждал, что общение – единственная постоянная роскошь, необходимая человеку. Где же ребенку приобрести умение общаться, если не на уроках русского языка, литературы и словесности. Ведь эти учебные предметы обязаны создавать импульсы, вызывающие стремление личности к самовыражению. А самым мощным импульсом в развитии человека является творчество. Потенциальная гениальность есть в каждом, поэтому учитель должен постараться найти и развить те крупицы душевного таланта, которые, бесспорно, имеются в любом ученике.

Потребность в творческом созидании заложена в самой природе человека. Ребенок, как и взрослый, стремится выразить свой внутренний мир и свое видение мира внешнего, окружающего. Принято считать, что дети уже рождаются творчески одаренными и, если им не мешать, они обязательно проявят свои способности, но мы, работающие с подростками, хорошо знаем, что потребность в творчестве в течение жизни реализуется далеко не полностью и не у всех.

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности, поэтому так велика, на мой взгляд, роль учителя в создании условий для самореализации личности ребенка. Ребенку нужно помочь освободиться от комплексов, мешающих ему жить, и дать возможность поверить в себя.

Творчество, по мнению психолога Л.Е.Выготского, является нормой детского развития, так как ребенок мыслит образами. Необычное лучше запоминается. Это свойство человеческой психики я и стараюсь использовать на уроках.

Для успешного овладения нормами русского языка многим детям необходима систематическая помощь взрослых. Часто родители, пытающиеся эту помощь оказать, разводят руками: и правила вместе повторяют, и домашние диктанты пишут, а толку нет. Нередко дети знают правила, но применять их на практике не умеют, а вернее, не успевают, так как при написании требуется быстрая мыслительная реакция, то есть мгновенное создание цепочки проверочных слов. Вот этой быстроты в реакции, скорости и точности часто и не хватает нашим детям, поэтому и относятся они к русскому языку (хотя знание его дается с детства) как к источнику бед, неудач и бесконечных огорчений.
Чтобы избежать такого устойчиво негативного отношения к родному языку, изучение правил грамматики я превращаю в игру, то есть перевожу логическое мышление в образное, более доступное и понятное детям.

Такой прием не только развивает воображение, но и позволяет ребенку быстро, качественно, и самое главное – без отрицательных эмоций запомнить правила.

Эту идею когда-то давно подала мне С.М.Бондаренко в брошюре «Беседы о грамотности». Ее грамматические сказки так заинтересовали нас с ребятами, что мы и сами стали их сочинять. Такая творческая работа окончательно убедила меня, что воображение и фантазия активно способствуют обучению. Если поначалу дети только подражали грамматическим сказкам, созданным писателями, то впоследствии они даже организовали соревнование на придумывание самой интересной ситуации для сюжета сказки. У меня накопился богатый материал по этой теме. Возможно, кому-то мой опыт будет любопытен и даст импульс для дальнейшего творчества.

Грамматические сказки учащихся шестого класса.

Кому нужны падежи?

В некотором царстве-государстве жили-были падежи.
Жили они дружно, друг с другом никогда не ссорились. Были они в ладу не только с собой, но и со всеми людьми. И люди благодарны были падежам за то, что те существуют на свете, иначе как бы они могли общаться друг с другом? Как можно говорить, писать, думать, не изменяя слов?
Каждый падеж был по-своему дорог и понятен людям, а было-то падежей - шесть братьев.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ давал всему живому и неживому имя;

РОДИТЕЛЬНЫЙ знал кого или чего нет рядом;

ДАТЕЛЬНЫЙ – самый добрый и щедрый - вечно что-нибудь кому-нибудь дарил;

ВИНИТЕЛЬНЫЙ уважали не меньше других, хоть он постоянно винил кого-то за проделки и все всегда видел;

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ – самый работящий падеж - вечно он что-нибудь выдумывал и чем-нибудь гордился, а последний –

ПРЕДЛОЖНЫЙ - знал все обо всем и обо всех помнил.

Если бы не имелось падежей-братьев, обеднел бы язык людей, не смогли бы они написать красивых песен, не сложили бы стихов и сказок. Потому и берегут издавна люди братцев и живут с ними в мире и согласии.

(Холодова Света)

Хорошие друзья.

В одном сказочном городе жили Имена Существительные, которые во всем любили порядок и всегда все делали по правилам. Им нравилось склоняться по падежам и изменяться по числам, потому что так предписывали традиции.
Однажды в город прибыли заграничные слова. Понравились Существительные иностранцам, завязалась между ними тесная дружба. Однако вскоре гости почувствовали себя плохо, стало им нездоровиться.
Никто не мог понять, что происходит с гостями. И решили горожане обратиться к мудрецу. Осмотрел Мудрец приезжих и сказал, что местные правила им вредны и должны они покинуть город.
Жаль стало горожанам расставаться с иноземцами, и решили они придумать для них новое правило. В правиле этом говорилось, что существительным иноязычным разрешается отныне не склоняться по падежам и не изменяться по числам.
Это правило пришлось по душе иностранцам, и остались они жить в городе.

( Киселева Катя)

Разносклоняемые существительные.

Пришли как-то к ее Величеству Морфологии существительные БРЕМЯ, ВРЕМЯ, ВЫМЯ, ЗНАМЯ, ИМЯ, ПЛАМЯ, СЕМЯ, СТРЕМЯ, ТЕМЯ, ПУТЬ и со слезами признались, что склоняться не умеют.
Удивилась королева и велела падежам проверить информацию.

Результаты проверки ошеломили всех. Когда эти существительные ставили в РОДИТЕЛЬНЫЙ или ДАТЕЛЬНЫЙ падежи, они приобретали окончания существительных 3 склонения – И - В ТВОРИТЕЛЬНОМ падеже у них появлялось окончание 2 склонения – ЕМ.

Долго думала королева Морфология, как помочь своим подданным найти работу в стране слов и наконец-то придумала.
Она издала указ: «Слова БРЕМЯ, ВРЕМЯ, ВЫМЯ, ЗНАМЯ, ИМЯ, ПЛАМЯ, ПЛЕМЯ, СЕМЯ, СТРЕМЯ, ТЕМЯ и ПУТЬ назначить РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ».

С той поры эти слова так и стали называться. Но живется им ничуть не хуже, чем другим существительным.
Ведь они единственные и неповторимые, не поддающиеся законам склонения.

(Ананина Ира)

Две приставки.

Две приставки ПРЕ - и ПРИ -
Меж собой были дружны.
Но однажды ПРЕ - и ПРИ -
В спор вступили. Не смогли
Разобраться, кто важней,
Кто полезней и нужней.
- Я!- сказала важно ПРИ -
- Ты, подруга, посмотри:
Не приехать, не приблизить,
Не приделать, не приплыть
без меня…
Ну, как тут быть?
- Да, конечно, ты права!
Но скажи мне, как же я?
Одолеть могу преграды!
Украшать могу наряды!
Мне ведь тоже люди рады!
Так и спорят до сих пор.
Но мы знаем: ПРЕ - и ПРИ -
Обе очень нам нужны.

(Мякишева Лина)

Развитие креативных способностей ребенка – залог нравственного здоровья личности.

Многолетний опыт работы с детьми убедил меня, что потребность в творчестве необходимо поддерживать и стимулировать, создавать условия для самовыражения.
Опора на творческий потенциал ребенка на уроке и во внеурочное время делает учебный процесс увлекательным и позволяет личности повышать свою культуру.
Вера в ребенка, любовь к нему – основа развития и креативных способностей личности, и нравственного здоровья семьи, а значит, и общества.
Привожу примеры творческих работ учащихся 5-8 классов по некоторым темам.

Пейзажные миниатюры.

Зимнее утро.

В это трудно поверить сейчас, но ночью мела метель.
На дворе тихо. От свежего снега рябит в глазах. Он искрится, скрипит под ногами, лежит ровным белым ковром. Дворники с трудом убирают его с тротуаров. Чистый морозный воздух приятно холодит лицо. Ясное небо и звонкое чириканье воробьев, гоняющихся друг за другом, поднимают настроение. С такого утра хорошо начинать день.

(Мякишева Лина, 6 класс)

Природа отдыхает.

Декабрь. Как долго мы ждали тихого, спокойного дня. И вот он настал. Кончились снегопады и метели. Сумерки. На улице тихо. Неподвижно лежит ровный снежный ковер. Кажется, что безмятежные ели и тонконогие березки уснули под толстым белым покрывалом. Темное небо грузно нависло над поселком. Идет мелкий сонный снег. Я люблю такие тихие дни. На душе умиление и бескрайняя свобода. За окном ни звука. Природа отдыхает.

(Ситникова Аня, 6 класс)

Что за чудо эта рябина!

Что за чудо эта рябина! Посмотришь, даже глазу приятно! Стоит она, припорошенная снегом, как невеста. А из-под фаты выглядывают красные серьги, переливающиеся в лучах солнца, как бриллианты. Улыбнется, встряхнет головой и посыплется на землю дождь из белых, так же переливающихся снежинок. А вот прилетел поздравить невесту снегирь. Он одет в черный пиджак и красный фрак. Рябина в честь праздника угостила гостя своими янтарными ягодами. Ах, как вкусно, сладко! Спускается вечер, гостю пора улетать. Рябина долго машет ему вслед ветками и сыплет белым снегом… Но вот и она уснула.

(Теплякова Анна, 6 класс)

О чем чирикает воробей в ясный морозный день.

Чи-рик, с заботою своей,
Наверно, не от сытости
Хохлится серый воробей
На тротуарной сырости.
Под звон капель живет, клюет,
Чирикает вне сладости,
Готовый ринуться в полет
От кошкиной опасности.
Среди неспешных голубей
От суеты стремительный,
Храбрится серый воробей,
Но не теряет бдительность.
Наивно вертит головой,
Перебирая перышки,
И для него весь шар земной
Вращается на зернышке.

(Онофриенко Евгения, 8 класс)

Сотрудничество учителя и ученика как ступень к осознанной мотивации учения.

Современный урок – это прежде всего диалог. Диалог учителя и ученика.
Если раньше учитель-словесник пытался достичь двух наиболее важных целей: дать знания о языке как науке и научить грамотно писать и говорить, то сейчас этих умений явно недостаточно. Перед учителем на современном этапе поставлена более сложная задача – обучить ребенка владению языком как средством общения и познания мира.

Современный урок обязательно должен иметь коммуникативную направленность, должен реализовать потребность школьника в навыках речевого
поведения, то есть взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях.

Учитель и ученик – субъекты одного процесса, поэтому их отношения необходимо строить на правах партнерства. Задача учителя – направлять и организовывать ученический поиск, создавать условия для расширения и углубления объема знаний и умений. Я убеждена, что эффективность урока определяется уровнем самостоятельного поиска: когда интеллектуальная энергия учащихся находит выход в удовлетворении собственной познавательной активности, тогда никого не надо уговаривать или заставлять учиться. А убедили меня в этом уроки нестандартных форм.

Психологическая цепочка: отсутствие давления со стороны учителя – чувство комфортности и уверенности в своих силах и знаниях - создает предпосылки для раскрепощения эмоциональной сферы ребенка. Тогда даже у учащихся с низким уровнем развития появляется интерес к учебному материалу (а это уже ключ к интеллектуальному развитию личности). Учителю же нестандартный урок дает реальную возможность повысить самооценку слабоуспевающего ученика, показать ему, что он тоже имеет неплохие перспективы.

Групповые работы не только раскрепощают, но и, создавая ситуацию диалога, в котором востребовано мнение каждого ученика, обогащают ребенка коммуникативным опытом. В группе учащиеся с низким уровнем учебных навыков не только получают знания, но и, убедившись, что им не грозит плохая отметка, принимают посильное, а иногда и активное участие в обсуждении проблемы. Такой подход к учебному процессу позволяет учителю привлечь учащихся с высоким уровнем познавательной активности для обучения остальных, а учебный труд из принудительной обязанности превращается в средство постижения окружающего мира. Убедительным аргументом в пользу групповых форм обучения могут послужить творческие мастерские, лабораторные или исследовательские работы на уроках русского языка, проводимые мною в среднем звене.

Примеры таких уроков можно найти в приложении.