Цель:
- дать общее представление о группах СПП по их
значению;
- сформировать понятие о придаточных
определительных, особенностях их структуры;
- совершенствование пунктуационных навыков.
Оформление: на доске – знать:
- основные группы СПП по их значению.
- признаки СПП с придаточными определительными.
уметь:
- находить главное и придаточное предложения.
- определять вид придаточного.
- определять средства связи придаточного с
главным.
- расставлять знаки препинания.
- составлять схемы СПП с придаточными
определительными.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Понятие об основных группах СПП.
1. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:
а) Сердце почувствовало (что?) недоброе.
(дополнение)
б) (чей?) Мой дом находится в новом районе.
(определение)
в) Мы добрались до дома (когда?) вечером.
(обстоятельство)
2. Подберём синтаксические синонимы: перестроим предложения так, чтобы они стали СПП.
а) Сердце предчувствовало, что случится что-то
недоброе.
б) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
в) Мы добрались до дома, когда наступил вечер.
3. Поставим вопросы к придаточным:
а) предчувствовало (что?)
б) дом (какой?)
в) добрались (когда?)
4. Сравним предложения и сделаем выводы:
С чем сходны по смыслу придаточные предложения?
( Со второстепенными членами предложения)
Вывод: три основные группы придаточных соответствуют второстепенным членам предложения: дополнению, определению, обстоятельству.
Учащиеся получают листы с напечатанной на них таблицей “Виды придаточных предложений”. Она заполняется по мере изучения придаточных.
Виды придаточных предложений
Вид придаточного |
Вопросы придаточного |
К чему относится |
Место придаточного |
Средство связи |
1. Определитель-ное | ||||
2.Местоименно-определительное | ||||
3. Изъяснительное | ||||
Обстоятельственные: |
||||
4.Степени | ||||
5. Образа действия | ||||
6. Места | ||||
7. Времени | ||||
8. Условия | ||||
9. Причины | ||||
10. Цели | ||||
11. Сравнительные | ||||
12. Уступительные | ||||
13. Следствия | ||||
14.Присоединительные |
IV. Слово учителя.
Основные группы СПП носят названия, сходные с названиями второстепенных членов предложения: определительные, изъяснительные и обстоятельственные (делятся на подгруппы).
Как мы определяем, какой второстепенный член перед нами? (Ставим вопрос)
Главное!!! Правильно задать вопрос!
Начнём с придаточных определительных.
1. Анализ предложений, данных в настенной таблице.
2. Чтение учебника на стр.44 (С.Г.Бархударов Русский язык 9 класс, 2005г), заполнение таблицы.
V. Закрепление.
1. Работа с карточками
1. Комната ( ) куда меня привели была похожа на
сарай.
2. Грош цена человеку ( ) который не может сломить
дурной привычки.
3. И боль ( ) что скворчонком стучала в виске
стихает.
4. И нищий наездник таится в ущелье ( ) где Терек
играет в свирепом веселье.
Задание: найти главное и придаточное, поставить вопрос, определить вид придаточного.
Схематический диктант ( читается предложение, не записывается, составляется только схема)
а) Над нами чистое и удивительно
прозрачное небо, какое бывает после первого
снегопада.
[ сущ.], (какое).
б) Я взбежал по маленькой лестнице, которая
вела в светлицу, и первый раз отроду вошёл в
комнату Марьи Ивановны.
[ сущ. , (которая), ].
в) Я ушёл в ту комнату, где уже все спали.
[ ту+ сущ.], (где).
г) В июльский день, когда уже нивами полной
и жёлтой ржи покрыты холмы и долы России, я ехал
на мельницу ловить рыбу.
[ сущ. , (когда), ].
д) В росистых лугах течёт речонка, что мне
так мила.
[ сущ.], (что).
VI. Подведение итогов урока.
1. Назовите основные группы СПП по значению.
2. Назовите основные признаки СПП с придаточными
определительными.
VII. Домашнее задание.
1. Таблица, учебник стр. 44, упр. 91.