Цели и задачи урока:
- Закрепление и обобщение правил на безударную гласную в корне слова, непроизносимые и сомнительные согласные, правила написания букв и, у, а после шипящих, правописание чк, чн.
- Повторение правила постановки запятой при однородных членах.
- Закрепление правила постановки запятой в сложном предложении.
- Примирение двух королевств – Орфографии и Пунктуации.
- Дальнейшее развитие интереса к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
- Ребята, сегодня мы отправимся в сказочную страну Лингвинию. Почему туда? А потому, что именно в этой стране поссорились два королевства – Орфография и Пунктуация. Они никак не могут решить, кто из них важней. И король Лингвинии Лингвист I прислал нам письмо, в котором он просит помочь сдружить и примирить орфограммы и пунктограммы.
Для этого мы должны закрепить знания безударной гласной в корне слова, непроизносимых и сомнительных согласных, правила написания букв и, у, а после шипящих, правописание чк, чн; повторить правила постановки запятой при однородных членах и в сложном предложении.
Поэтому я разделю вас на две команды: 1 вариант (поднимите руки!) – королевство Орфографии, 2 вариант (поднимите руки!) – королевство Пунктуации.
На каждой парте лежит пакет сказочных королевских документов. В него входят листы с заданиями от Лингвиста I. Каждая команда отвечает на вопросы, адресованные ей. Если происходит заминка, слово предоставляется второй команде. За правильные ответы вы получите коронки примирения, которые подсчитаем в конце урока и поставим отметки. Способ ответа – желто-красные коронки. Приложение 1.
III. Повторение понятий “орфография” и “пунктуация”. “Вспомним теорию”
Записать число, классная работа, тема: “Повторение”.
- Первое задание от короля Лингвиста I на пути к примирению называется “Вспомним теорию”. Скажите, что изучает орфография? На этот вопрос должно ответить королевство Орфографии. Если вопрос вызывает затруднения, то отвечает королевство Пунктуации. (Орфография – раздел науки о языке, в котором изучается правильное написание слов.)
- Что изучает пунктуация? Отвечает королевство Пунктуации. (Пунктуация – раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.)
- Первый этап мы успешно преодолели. Молодцы и королевство Орфографии и королевство Пунктуации.
IV. Обобщение и систематизация знаний на лингвистическом материале
1. Чтение текста о Хансе Кристиане Андерсене (работа со сказочным королевским документом №1).
- А теперь Лингвист I предлагает обратиться к тексту, который поведает нам о великом датском сказочнике Хансе Кристиане Андерсене. Какие сказки Андерсена вы читали? (“Оловянный солдатик”, “Гадкий утенок”, “Дюймовочка”, “Снежная королева”, “Свинопас”, “Принцесса на горошине”, “Огниво”, “Пастушка и трубочист”, “Оле-Лукойе” и др.)
- Итак, прочитаем текст. Ребята, с этим документом мы будем работать на протяжении всего урока, он должен занимать главное, почетное место на вашей парте.
2. Орфографический анализ (непроизносимые согласные в корне слова).
- Мы должны вставить пропущенные орфограммы в словах этого текста. Начните со слова известны. Какая орфограмма пропущена в данном слове? (Непроизносимая согласная.)
- Правильно, это непроизносимая согласная. Какие слова нужно подобрать, чтобы проверить эту орфограмму? (Подобрать однокоренное слов, в котором этот согласный слышится отчетливо.)
- Подберите! (Известие.)
На доске: извес_ны – (известие).
- Запишем все вместе в тетради эти слова, выделим орфограмму. Хорошо, ребята! Жители Пунктуации нам тоже помогают, и мир между королевствами уже не за горами.
3. Комментированное чтение (работа со сказочным королевским документом №2).
- На правило с непроизносимой согласной бывает много ошибок. Чтобы их не допустить, король предлагает выполнить задание а сказочном королевском документе №2.
- Ребята, кто из вас саамы смелый и пойдет защищать свое королевство? (2 человека одновременно работают у доски.)
На доске:
Со_нце - … (солнышко).
Сер_це - … (сердечный).
4. Орфографический анализ (проверяемые согласные в корне слова).
- Найдите в сказочном королевском документе №1 слова с сомнительной согласной и объясните их написание. (Сказка, гадком. Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р.)
- Запишем эти слова вместе с проверочными.
На доске:
Ска_ка - … (сказывать), га_ком - … (гадок).
5. Зрительный диктант.
- Прочитайте предложение, а потом запишите его по памяти. Обратите внимание на орфограммы!
У хорошей сказки счастливая развязка.
6. Орфографический анализ (безударные проверяемые гласные в корне слова).
- В королевском документе №1 найдите слова с безударной гласной в корне слова и проверьте их. Кто пойдет к доске? (П_сателями - … (пишет), стр_ны - … (страны), з_вут - … (зов).)
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне слова? (Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.)
7. Орфографический анализ (буквы и, у, а после шипящих).
- Я вижу в данном тексте еще одну интересную орфограмму, которую вы изучали в начальной школе. Догадались, о чем я говорю? Правильно: жи-ши пиши с буквой и.
- Что вы знаете о правиле написания букв и, у, а после шипящих? (После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а.)
- Есть ли слова-исключения? (Да, есть: брошюра, парашют, жюри.)
- Запишем слово жители в тетрадях и выделим орфограмму. Кто пойдет к доске?
8. Списывание (работа со сказочным королевским документом №3).
- Лингвист I предлагает прочитать отрывок из веселого стихотворения Алана Милна. Найдите в тексте слова, в которых пишутся буквы и, а после шипящих. Выпишите их, подчеркните орфограмму. Кто пойдет к доске? (Жили, чащобе, хороший.)
- Чудесно! Как пишется это слово?
9. Комментированное чтение (работа со сказочным королевским документом №4).
- А сейчас прочитаем отрывок из стихотворения Ирины Токмаковой “В чудной стране”. Какая же орфограмма спряталась в выделенных словах? Правильно: чк-чн. Как пишем чк-чн?
Теперь обратитесь к тексту о Хансе Кристиане Андерсене и найдите слова с этой орфограммой. (Сказочник, Дюймовочка.)
- Выпишите эти слова, подчеркните орфограмму. Желающий – к доске.
Ребята, можно ли жить в мире с орфограммами?
А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в “Дождик радости”.
10. Элемент психологического тренинга “Дождик радости”.
11. Пунктуационный анализ (однородные члены предложения).
- Итак, мы вспомнили, по каким правилам живут орфограммы в королевстве Орфография. Королевство Пунктуации хорошо поработало. Час примирения уже близок.
А теперь давайте поговорим о законах в королевстве Пунктуации. Для этого обратимся к сказочному королевскому документу №1 и найдем предложение с однородными членами. Вы нашли такое предложение? Прочитайте. (Известны не только народные, но и литературные сказки.)
- Выпишем это предложение, поставим запятую. Ребята, какое это предложение – простое или сложное? Почему мы поставили запятую в простом предложении? (Запятая ставится между однородными членами, если однородные члены не соединены союзами или соединены союзами а, но.)
- Подчеркните однородные члены в этом предложении.
А есть ли в тексте еще предложения с однородными членами? Выпишем его. Подчеркнем однородные члены. (Да, есть: Его сказки о стойком оловянном солдатике, маленькой Дюймовочке, Снежной королеве и гадком утенке.)
12. Списывание (сложное предложение).
- На доске записано предложение из сказки Х.К. Андерсена. Спишите его и объясните постановку запятой. Кто хочет выйти к доске?
На доске:
Король разделся догола, и обманщики нарядили его.
- Какое это предложение – простое или сложное? (Сложное.)
- Из какой сказки Андерсена это предложение? (“Голый король”.)
13. Конструирование предложений по схемам (работа со сказочным королевским документом №5).
- А теперь усложним задание – сочините сказочные предложения по схемам и запишите их в тетради.
Опорные слова записаны на доске:
1) Сказки Учить
Добро
Дети
Удовольствие
Читать
2) Принцесса Выбежать
Двор
V. Резервные упражнения
Упражнения даются в том случае, если на уроке останется время.
1. “А знаете ли вы?..”
- Вставьте в предложения имена сказочных девочек и запишите их в тетради.
1) Б… очень подружилась с семью гномами. 2) Убегая из дворца, З… потеряла хрустальный башмачок.
2. РР. Лингвистический эксперимент. Восстановление авторского текста.
- Придумайте сложное предложение на волшебную, сказочную тему, употребив в нем слова солнце, сердце или любые другие, которые мы с вами записали.
Солнце горячее, а сердце … (доброе).
Солнце греет, а сердце … (любит).
VI. Итог урока
- Итак, ребята, какие правила мы повторили на уроке?
Можем ли мы с вами обойтись без орфограмм и пунктограмм? А можем мы определить, кто из них главнее? (Нет, не можем.)
- Почему? (Потому что важны и орфограммы и пунктограммы.)
- А удалось ли нам сдружить королевства? Я считаю, что мы примирили королевства, потому что вы работали слаженно, помогали друг другу. Не забывайте, ребята, что помощь – начало верной дружбы.
Выслушиваю ответы учеников; выставляю отметки.
- А вот что еще написано в письме Лингвиста I: “Я, Лингвиста I, благодарю учеников 5 класса! Молодцы, ребята, вы сумели примирить мои королевства! Теперь я уверен, что вы никогда не нарушите орфографических и пунктуационных правил!”
VII. Домашнее задание: попробуйте написать сказочное сочинение-миниатюру “В гостях у Лингвиста I”.