Цели урока:
- Образовательная: создать условия для систематизации знаний о синонимах и их функции в тексте.
- Развивающая: создать условия для развития умения употребления синонимов в речи.
- Воспитательная: способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда.
Тип урока: урок-практикум
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний и умений.
- Давайте вспомним, что такое синонимы. Приведите примеры синонимов.
(Синонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, но близкие по значению.)
- Чем отличаются друг от друга синонимы?
(Синонимы отличаются друг от друга различной степенью выражения основного смысла (хотеть – желать – жаждать); разными оттенками значения (хотеть, желать – “ощущать потребность в чем-либо, преимущественно более близком и доступном”, мечтать – “мысленно стремиться к чему-то более отдаленному), стремиться – “настойчиво добиваться чего-либо в действиях); разными сферами стилистического употребления (лелеять мечту – поэтическое; алкать – книжное, устаревшее; иметь охоту, спать и видеть – разговорные).
- Каково значение синонимов в нашей речи?
(Расширяя словарный состав языка, синонимы одновременно и обогащают наш язык, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению.)
- Какие типы синонимов вам известны?
(Приводится ряд примеров, на основе которых учащимся можно было бы сделать следующий вывод и сформулировать правило.
Различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические.
Лексические синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.
Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: лик–лицо-физиономия-мордашка; удовлетворительно–тройка-трояк.
Синтаксические синонимы – параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работу-приступить к работе; возле дома – около дома).
- Приведите по три собственных примера всех этих разновидностей синонимов .
(Правило и примеры записываются в тетрадях).
- Послушайте предложение и скажите, какую цель преследовал автор, используя целый ряд синонимов: Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж? (Чак.)
(В тетрадях записывается вывод: в художественной литературе используется прием нагнетания синонимов, чтобы достичь эффекта наибольшей выразительности. Такой прием последовательности, постепенности (обычно нарастающей) в расположении чего-нибудь при переходе от одного к другому называется градацией).
- Попробуйте составить свои примеры, используя данный прием.
3. Совершенствование имеющихся и формирование новых умений.
Упр.1. Прочитайте предложение. Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения.
Скоро захохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.
(Л.Кассиль)
Придумайте свое подобное предложение, описав ситуацию движения людей за окном.
Упр.2. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания или предложения.
Известный, популярный, знаменитый, прославленный, славный, знатный, именитый, мировой.
Продолжите работу самостоятельно: подберите синонимы к следующим словам, составьте сами синонимический ряд слов и укажите, чем будет отличаться каждый из синонимов. Особое внимание обращайте на стилевое отличие.
Голова, рука, глаза, синяк; ходить, писать, прикрыть; худощавый, смешной.
Упр.3. Отредактируйте отрывок. Исправьте стилистические ошибки, усильте экспрессивность текста, заменив отдельные слова более экспрессивными синонимами.
Павел расстегнул кобуру, взял блестящий револьвер и побежал домой. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на него внимания. Он взял лежавшую под сундуком тряпку и положил ее в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу, ведущей к старому кирпичному заводу.
Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них он спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил его кирпичами.
Упр.4. Объясните подбор синонимов в следующем отрывке из сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается Заяц…
- Эй, ты, Косой глаз, ты и волка не боишься?
- И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!
Это выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи. Улыбнулись даже старые зайцы…
Создайте собственный текст небольшого объема, насыщенный синонимами, выбрав в качестве сюжета рассказ о забавном случае в походе либо о трудностях, с которыми вы столкнулись в походе. Возможно использование собственного сюжета.
4. Рефлексия.
- Каковы наши достижения в решении учебной задачи урока?
- Какие проблемы возникали в процессе работы?
5. Домашнее задание.
Подберите ряды синонимов из сказок А.С. Пушкина, стихов С. Есенина, русских былин. Оформите свое высказывание в виде рецензии на выбранное произведение.