Дидактическая игра.
Космическое путешествие в галактику “Глагол”.
Цели.
- Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения.
- Обучающая: повторение морфологических признаков имени существительного; закрепление знаний о глаголе (морфологических признаков и синтаксической роли) посредством игры; обучение умению делать морфологический разбор глагола.
- Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Повторение признаков имени существительного, определение синтаксической роли имени существительного и глагола.
Слайд №1 (Тема урока) (Приложение 1)
Слово учителя.
Сегодня мы совершим космическое путешествие в галактику “Глагол” под кодовым названием: “Морфологический разбор глагола”. Но сначала нужно получить допуск к полету. А для этого необходимо пройти небольшой тест. Вы и раньше совершали путешествия по частям речи русского языка. И теперь предстоит вспомнить признаки имени существительного.
Вопрос: как вы думаете, мы будем их вспоминать в любом порядке или каком-то определенном?
(Признаки имен существительных делятся на постоянные и непостоянные.)
Назовите постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
Учитель.
А теперь проверим, справились ли мы с вами с этой частью теста на допуск к полету.
Слайд № 2
(Признаки имени существительного)
Молодцы, но нас ждет еще вторая часть теста. Это текст, в нем нужно найти глаголы и, задав вопрос, подчеркнуть как члены предложения.
Работа у доски.
Текст.
Полет.
Космический корабль оторвался от Земли. Скоро начнется его полет в открытом космосе. Космонавты уже видят мерцающие звезды.
Ученики задают вопросы от существительного к глаголу, подчеркивают глагол (сказуемое).
Учитель.
И тут вы молодцы, справились с заданием. Вы все допущены к полету!
На столах у учеников – листы с напечатанными ракетами. (Приложение 2).
Теперь нужно подготовить свои космические корабли. Для этого на ракете запишите себя командирами и загрузите глаголы для исследований в космосе. Корабли, находящиеся справа по борту, загружают глагол – оторвался, а корабли, находящиеся слева по борту, глагол – начнется.
На доске – большая ракета, с ней работает учитель.
Ученики и учитель записывают свои глаголы на ракетах.
Учитель.
Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах! На старт! Пуск!
Вот мы уже направляемся к галактике, перед нами звездное небо.
Слайд № 3.
3. Уточнение целей урока, их конкретизация.
Учитель.
Задача сегодняшнего нашего путешествия - повторить морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль и научиться правильно выполнять письменный морфологический разбор глагола. Справиться со всем этим нам поможет посещение галактики “Глагол”.
Пока мы в пути к галактике, необходимо изучить карту галактики и маршрут следования внутри нее.
Слайд № 4.
Планеты и их спутники – морфологические признаки глагола.
4. Повторение морфологических признаков глагола.
Учитель.
Это карта немножко волшебная. Планеты на ней уже нанесены и даже есть их названия. А вот спутников не видно. Чтобы их увидеть, нужно назвать.
Работа с кластерами (морфологические признаки, способ их определения).
По мере определения признаков, появляются “спутники”. Определяются некоторые связи, например, что лицо можно определить только в прошедшем времени и т.д.
Вопрос: ребята, а не забыли ли мы рассмотреть на этой карте что-то очень важное для нас? (Синтаксическая роль глагола).
Вопрос: почему одни планеты голубого цвета, а другие коричневого?
(Так обозначены постоянные и непостоянные признаки глагола.)
5. Объяснение новой темы урока.
По окончании работы.
Учитель.
Вот теперь вы готовы к посещению самой галактики. Прослушайте мои инструкции. Нас ждет исследовательская деятельность. Поэтому мы должны в сектора ракет с планет и их спутников собрать необходимую для наших глаголов информацию, т.е. ее записать. Работать будете вместе со мной. Я тоже заполняю свою ракету.
Ученики в таблицу “Ракета” записывают морфологические признаки своих глаголов. Учитель, проходя по рядам, проверяет их записи, обращая внимание на правописание языковых терминов.
6. Закрепление материала.
Учитель.
А теперь, как и положено в научных экспедициях, нам нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Только тогда мы можем отправляться домой. А чтобы вы не запутались, перед вами будут вот такие небольшие карты галактики “Глагол”. (Приложение 3)
Сначала вы потренируетесь это делать вместе со мной. Мы сделаем морфологический разбор глагола, который на борту моей ракеты.
Слайд № 5
Учителем обращается внимание на правильное сокращение слов, постановку знаков препинания.
7. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.
Учитель.
Спасибо, вы мне очень помогли. Вряд ли бы мне удалось так быстро и хорошо справиться с этой работой без вас.
А теперь и вы должны выполнить свои отчеты. Для этого перед каждым из вас лежит “Бортовой журнал”. В нем вы должны сделать морфологический разбор своего глагола. А я буду вам помогать. (Приложение №3)
Учитель.
А теперь проведем небольшую научную конференцию не тему “Морфологический разбор глагола”.
(По окончании работы ребята устно проговаривают свои разборы.)
Сейчас вы можете проверить, все ли у вас на самом деле правильно.
Слайд № 6
Поднимите руки, кто сделал эту работу без ошибок? Кто допустил одну ошибку? Молодцы!
8. Итог урока.
Ну что ж. Пришло время покидать галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь “Звездные врата”. А там нас ждет житель галактики, служащий, который задаст несколько вопросов. Но первый вопрос мой, чтобы нам подготовиться к встрече с ним: “Путешествуя по галактике “Глагол”, какую тему русского языка мы изучали?”
(Тема: “Морфологический разбор глагола”)
Теперь я вас отпускаю на беседу с этим инопланетянином. Ответьте на все его вопросы, и мы сможем отправиться снова на Землю. Внимание! Мы на связи с “Звездными вратами”. Следите за вопросами: они будут исчезать только тогда, когда вы будете правильно отвечать.
9. Домашнее задание.
Слайд № 7
По окончании этого вида работы учитель говорит: “Вы все с этим справились. И на пути к Земле должны получить задание на дом, чтобы ваш отчет был полным).
Слайд №8
Домашнее задание.
Составить связный текст или отдельные предложения с данными глаголами.
Сделать морфологический разбор 2-3 глаголов.
Поднялся, летит, вращается, приблизился бы, посмотри.
10. Выставление оценок.
Слайд №9 (Полет к Земле)
Учитель.
Вы все успешно провели этот полет. Не справившихся с такой трудной научной работой нет. И все получаете медали за успешное освоение галактики “Глагол”.
Но есть такие капитаны кораблей, которые были более других активны и показали свои отличные и хорошие знания.
Ребятам раздаются карточки с оценками “5” и “4”, на обороте они должны написать имя и фамилию, чтобы оценку можно было бы поставить в журнал.
11. Окончание урока.