Урок-презентация по русскому языку в 7-м классе "Языковой портрет слова ЖИЗНЬ"

Разделы: Русский язык


Тип урока:

Урок применения знаний, полученных путем самостоятельной исследовательской работы учащихся

Образовательная цель урока:

Помочь учащимся увидеть неповторимость, значимость слова. Исследуя слово, учить применять полученные ранее знания по русскому языку и по другим предметам.

Воспитательная цель:

Воспитывать интерес, бережное отношение к слову и языку в целом.

Оформление урока:

На доске:

Жизнь прожить - не поле перейти”.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
А.С. Пушкин.

 Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье.
Б.Л. Пастернак

Любите жизнь, покуда живы.
Меж ней и смертью только миг.
А там не будет ни крапивы, ни роз,
Ни музыки, ни книг.
С.Я. Маршак.

Фотовыставка “Школьная жизнь”.

Выставка книг, в названии которых имеет место данное слово, как-то: Э.М. Ремарк “Жизнь взаймы”, А. Иванов “Жизнь на грешной земле”, Д. Лондон “Любовь к жизни”, “Чистенькая жизнь” (молодая женская проза), И.А. Бунин “Жизнь Арсеньева” и др.

 Ход урока

Слово учителя:

Мы знаем, что наука о языке является одной из самых серьезных, глубоких и увлекательных наук мира. Изучая язык, мы получаем не только конкретные знания, но и вникаем в национальную культуру, становимся богаче духовно, ибо умение понимать слово и восхищаться им – это ни с чем не сравнимое богатство. А восхищаться есть чем!

Слова умеют плакать и смеяться,

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Приказывать, молить и заклинать,

Способно слово, изменяя лад.

И, словно сердце, кровью обливаться,

И проклинают, и клянутся словом,

И равнодушно холодом дышать.

Напутствуют, и славят, и чернят.

На уроке мы будем говорить об одном из слов. Это слово “Жизнь”.  

План работы со словом написан на доске: 

  1. Значение слова (лексическое, грамматическое).
  2. Изобразительно-выразительные возможности слова.
  3. Жизнь слова в других языках.
  4. Слово в контексте культуры.

1.Работа над фонетической стороной слова

“Какое оно? Мягкое или твердое?...легкое или тяжелое?...мужественное или нежное?...звонкое или приглушенное?”. Ребята говорят, что [ж] – звонкий, твердый, не имеет парного мягкого, [з] –звонкий, мягкий звук, [н]-звонкий, мягкий. Выходит, что слово это и мягкое, и твердое; и звонкое, и приглушенное; и легкое, и тяжелое, как и сама человеческая жизнь.

2. Работа с лексическим значением слова

Ученики объясняют лексическое значение слова, затем читают словарную статью из “Школьного толкового словаря русского языка” М.С. Лапатухина (Словари лежат на партах).

  1. Совакупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования и движения материи, возникшая на определенной ступени ее развития. Возникновение жизни на земле.
  2. Физическое существование человека, животного. Рисковать жизнью.
  3. Деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях. Кипучая жизнь. Духовная жизнь.
  4. Реальная действительность. Превратить мечту в жизнь.
  5. Оживление, проявление деятельности, энергии. Улицы полны жизни.

Учащиеся видят, что слово не относится к нейтральной лексике, что жизнь – социально значимое слово. Обратимся к поэтическим строчкам, записанным на доске. Объясните лексическое значение слова Жизнь в них. Учащиеся говорят, что жизнь в пушкинских стихах как судьба человека, которая не сложилась или сложилась не так, как ему мечталось; у Пастернака жизнь – действия человека, дела, мысли, поступки – все во имя других людей; у Маршака жизнь – включает в себя все выше названное.

3. Знакомство с этимологией слова (Сообщение ученика)

Заимствовано из старославянского языка, от “жити”, восходит к индоевропейскому корню; латинский аналог – “vivo”, греческий – “biomat”. Суффиксальное производное (ср.: болезнь, боязнь, казнь) от “жити”.

4.Работа над словосочетаниями

Игра “Кто больше? (Вид задания взят у Л.И. Новиковой. Газета “Русский язык” - №17-2005 г.). Задание дается по рядам: 1 ряд составляет словосочетания существительное + прилагательное; 2 ряд – существительное + существительное; 3 ряд – существительное + глагол.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

духовная

безбедная

счастливая

заря

бояться

собачья

закат

делать

школьная

любовь к…

любить

голодная

чистенькая

(жизни и др.)

(жизнь и др.)

(жизнь и др.)

Легче выполнить задание 1 ряду, труднее 2 и 3, так как словосочетания существительное + прилагательное более употребительны в русском языке.

А можно ли употребить словосочетание существительное + наречие? Учащиеся затрудняются ответить. Обратимся к выставке книг. У Ремарка – “Жизнь взаймы”. Такие словосочетания редки в языке.

5. Далее приводятся примеры фразеологизмов со словом “жизнь” с комментариями учителя и учащихся.

Жизни своей не жалеть – разг., экспресс.

Поступать самоотверженно, быть весьма усердным.

“-Уж коли я ничего не делаю…-заговорил Захар обиженным голосом: - стараюсь, жизни не жалею!” (Гончаров “Обломов”)

Жизнь на волоске - разг., экспресс.

Кто-то близок к гибели.

“Нет, я влюблен в Вас. Жизнь моя на волоске”. (Н.В.Гоголь “Ревизор”)

Не жизнь, а малина - прост., экспресс.

Одно удовольствие (о беззаботном, радостном существовании).

“Не жизнь, а малина! Все жалостно смотрят на тебя, везде, куда ни придешь…” (А.П. Чехов “В Париж!”)

Не на жизнь, а на смерть - экспресс.

  1. Не щадя своей жизни (сражаться, воевать)
  2. Решительная, беспощадная (битва, борьба)
  3. Жестоко и яростно (враждовать, воевать).

6. Об изобразительно-выразительных возможностях слова лучше говорить, работая с поэтическими текстами, которые предлагают ребята

Давайте жить и веселиться,
Давайте жизнию играть.
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам безумной подражать.
А.С. Пушкин  

Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин.
И прелести твой секрет
Разгадке жизни равносилен.
Б.Л. Пастернак

Наступили месяцы дремоты…
То ли жизнь действительно прошла,
То ль она, закончив все работы,
Поздней гостьей села у стола…
Н. Заболоцкий     

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей
М.Ю. Лермонтов.

Когда в кругу убийственных забот

Пусть всех имен не назову,

Нам все мерзит – и жизнь, как

Нет кровнее родни.

камней груда,

Не потому ли я живу,

Лежит на нас, - вдруг, знает

Что умерли они?

Бог откуда,

Нам на душу отрадное дохнет, Чем им обязан – знаю я.
Минувшим нас обвеет и обнимет И пусть не только стих,
И страшный груз минутно приподнимет Достойна будет жизнь моя
Ф.И. Тютчев Солдатской смерти их.
С.П. Щипачев

7. Слово “жизнь” в других языках

Сообщение ученицы о слове “жизнь” в английском языке.

Please, say a few words about meanings of the word “life”.

Life:

ability to function and grow distinguishes living animals and plants dead avis living things qualities. Events and experiences that characterize existence as a human being experiences of an individual human being period between birth and death period between the present and death business. Pleasure and social activities of the word liveliness interest> way of living biography fresh start or opportunity after a narrow escape

Students comment the definitions and express their opinions about them.

Сообщение ученицы о слове “жизнь” в немецком языке

В немецком языке множество сложных слов. И каждое слово, входящее в заново образованное, придает ему новое фонетическое произношение, новое значение.

Мы взяли слово “жизнь” (das Leben). И вот слова, в состав которых входит это слово:

das Lebensmittel - продукты питания
das Lebenskraft - Жизненная сила
das Lebenslauf - Биография
das Lebensmut - Бодрость
das Lebensalter - Возраст
das Lebensgrose - Натуральная величина
lebhaft- Оживленный
lebending- Живой
lebenslang- Всю жизнь
Leben und Freiban- Житье, бытье

8. Слово “жизнь” в контексте культуры.

Сообщение ученика об опере М .Глинки “Жизнь за царя”.

 В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приняла всенародный характер, враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Костромской губернии Ивана Сусанина. Он завел поляков, требующих указать им путь к Москве, в непроходимую лесную чащу, из которой они не смогли выбраться. Взбешенные враги убивают Сусанина. Эпилог оперы – грандиозная массовая сцена, завершающаяся величественным хором “Славься” - памятником народному патриотизму, когда за Родину, за родную Русь отдают собственную жизнь!

(Просмотр фрагмента оперы 3-4 мин.)

Сообщение ученика о телепередаче “Жизнь прекрасна!”.

Известные слова “Нам песня строить и жить помогает” в музыкальной передаче “Жизнь прекрасна!” убеждают зрителя и слушателя, что это не только слова. Молодые (и не очень), талантливые исполнители вживую, что важно, поют радостные и горькие, гневные и нежные, любимые народом песни. А ведь песня – это язык, это жизнь. В передаче много импровизации, зал принимает живое участие, активно поддерживая исполнителей. Ведущие, М. Швыдкой и Е. Перова, представители разных поколений, еще раз демонстрируют, что исполняемые песни были нужны, помогали “жить и строить” как 20, 10 лет назад, так и сегодня. Надо отдать должное ведущим: они умеют слушать, понимать, восхищаться, всем своим поведением подтверждая, что жизнь прекрасна! (Просмотр фрагмента телепередачи 3-5 мин.)

9. Заключительный этап урока.

Учитель обращается к строчкам С. Маршака, записанным на доске, “Любите жизнь, покуда живы”.

Звучит песня Э. Колмановского “Я люблю тебя, жизнь!” в исполнении учащихся.

10 Домашнее задание

Написать проект “Языковый портрет любимого слова”.

Срок исполнения – 2 недели.