Пояснительная записка
Снижение уровня речевой культуры разных слоев русского общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования (от начального до высшего). В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации утвердило Закон “О государственном языке РФ” (2005), Федеральную целевую программу “Русский язык” на 2006–2010 годы. Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.
Определенную ценность для внедрения в учебно-воспитательный процесс лицея юридического профиля предпрофильного курса “Практикум по культуре речи” представляют задачи Программы, в частности: обновление содержания и методов обучения русскому языку; усиление роли русского языка в сфере образования, а также увеличение количества образовательных учреждений, реализующих программы курса “Культура речи”.
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый - речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй - речь хорошая, “умелая, искусная” (Г.О.Винокур). Совершенствование речевой культуры - один из путей повышения общей культуры человека.
Программа курса предпрофильной подготовки “Практикум по культуре речи” является модифицированной, составлена на основе учебного пособия А.Г.Петряковой “Культура речи”, Г.Н.Ивановой-Лукьяновой “Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм”, Л.А.Введенской, Л.Г.Павловой, Е.Ю. Кашаевой “Русский язык и культура речи”, рекомендованных для студентов вузов. Курс расширяет кругозор учащихся, способствует осознанному выбору профиля дальнейшего обучения. Программа курса “Практикум по культуре речи” рассчитана на 17 часов.
Данный курс является предметно-ориентированным. Он составлен в соответствии со стандартом среднего и общего профессионального образовательного уровня. Программа предпрофильного курса “Практикум по культуре речи” служит основой для внутрипрофильной специализации обучающихся лицея, обеспечивает допрофессиональную подготовку учащихся, знакомит с основами профессиональной деятельности будущих юристов. Юрист должен излагать свои суждения предельно конкретно, ибо юриспруденция предполагает строгую определенность. Вместе с тем будущий юрист должен отбирать речевые средства с учетом ситуации, избегать тавтологии, многозначности, речевых ошибок.
Растет престиж специалистов с юридическим образованием, а, следовательно, повышается и уровень требований, предъявляемых к ним. Необходимым компонентом общей культуры специалистов любого профиля, в значительной степени определяющим успех их профессиональной деятельности, является свободное владение русским литературным языком, умение использовать его как инструмент эффективного профессионального и межличностного общения.
Курс включает в себя материал, выходящий за рамки школьной программы по русскому языку. Программа имеет прикладной характер и может быть использована для преподавания в классах юридического профиля.
Изучение курса окажется полезным, поможет в освоении гуманитарных дисциплин, что, несомненно, имеет первостепенное значение для компетентного выполнения профессиональных функций. Реализация программы предпрофильного курса способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету “Русский язык”, развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.
Цель курса: повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся, формирование умений и навыков культуры словоупотребления, произношения, использования грамматических форм для повышения качества допрофессиональной подготовки.
Задачи курса:
- на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций;
- совершенствовать умения и навыки в области русского литературного языка; развивать речь на основе введения в активный словарь новых терминов и слов;
- способствовать осознанному выбору обучающимся профиля дальнейшего обучения (в данном случае – юридического);
По окончании изучения курса “Практикум по
культуре речи” учащиеся должны знать:
уметь:
Формы и методы работы:
- мини-лекции;
- практикумы с элементами исследования;
- семинары с элементами дискуссий;
- зачетная работа (тест);
- круглый стол – дебаты.
Методы деятельности обучающихся:
- частично-поисковые,
- эвристические.
Оценка знаний, умений, навыков:
Возможны различные подходы к выбору форм контроля и оценки знаний. При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением зачета в форме конференции, на которой учащиеся могут выступить с публичной речью на заданную тему.
Список основной литературы:
Волошенко А.А., Параскевич Г.В. Сборник упражнений по стилистике, Минск, 1977
Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 8-9 классов. Для учащихся и учителей.
Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10-11 классов. Для учащихся и учителей.
Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник для 10-11 классов со справочным материалом и ключами. Для учащихся школ, гимназий, лицеев и педагогических училищ.
Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Николина Н.А., Михайлова О.М. Русский язык: учебное пособие для студентов-нефилологов.
Список дополнительной литературы:
Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - М.: Русский язык, 1993
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - М., 1968
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М.: Русский язык, 1976
Будагов Р.А. Как мы говорим и пишем. - М.: Изд. Моск. Ун-та, 1988
Валгина Н.С. Знаки препинания…зачем они? // Русская речь. - 1968. - №5
Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., Русский язык, 1990
Голанова Е.И. Как возникают названия. - М.: просвещение, 1989
Головин Б.Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. - М.: Высшая школа, 1988
Колесов В.В. Язык города. - М.: Высшая школа, 1991
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. - М.: Знание, 1982
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. О культуре русской речи. -- М.: Знание, 1987.
Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры… - М.: просвещение, 1987
Педагогичексое речеведение: словарь-справочник./ Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н. Мещерякова. Для студентов вузов и училищ, а также для учителей.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М.: Просвещение, 1988
Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. - М.: Книга, 1984
Сиротина О.Б. Русская разговорная речь. - М.: Просвещение, 1983
Скворцов Л.И. правильно ли мы говорим по-русски? - М.: Знание, 1983
Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. - М.: Просвещение, 1996
Успенский Л.В. Культура речи. - М.: Знание, 1976
Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. - М.: Русский язык, 1978
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Знаки препинания
Функции знаков препинания. Происхождение знаков препинания. Роль знаков препинания в тексте. Вариативность знаков препинания.
2. Слово в нашей речи
Ударение. Разноместное ударение. Значение ударения в слове. История возникновения русского литературного произношения. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Омонимы, синонимы, антонимы. Неоднозначность понимания омонимов, омофоны, контекст для понимания смысла слов; значение синонимов; употребление паронимов, антонимов Паронимы. Фразеологизмы. Слова, вышедшие из активного употребления, ошибки в усвоении формы и значения фразеологизмов. Части речи как источник выразительности. Переносное значение фразеологизмов, этимология, особенности частей речи.
3. Качества хорошей речи
Соблюдение языковых норм, признаки нормы литературного языка, степени нормативности (строгая, нейтральная, более подвижная); нормы ударения, орфоэпические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы, лексические нормы.
4. Выступления в различных жанрах
Информационное выступление, его особенности. Виды информационных выступлений. Общие правила подготовки информационных выступлений. Рекламное выступление. Что такое реклама? Для чего нужно учиться рекламе? Правила подготовки устного рекламного выступления. Рассказы о себе и о событии. Автобиография. Свободный рассказ о себе. Правила рассказывания о событии. Похвальное слово. Правила подготовки похвального слова. Убеждающее выступление и его особенности. Убеждающая речь. Воодушевляющее выступление. Агитационное выступление. Собственно убеждающее выступление. Публичные дискуссии и современное общество. Дебаты: спор или обсуждение? Спор, дискуссия, полемика, диспут: сходство и различие. Подготовка дебатов. Правила для участников дебатов. Проведение дебатов. Участие зрителей.
Тематическое планирование курса “Практикум по культуре речи”
№ |
Дата |
Тема |
Количество часов |
Основные вопросы |
Формы и методы работы |
||
план |
факт |
||||||
Знаки препинания (4 ч) |
|||||||
1. | Функции знаков препинания | 1 |
Разграничение синтаксических единиц, отделение их друг от друга; выделение, обособление синтаксических единиц | Рассказ учителя, проблемный, частично-поисковый |
|||
2. |
Происхождение знаков препинания | 1 |
Пунктуация - наука о точках, происхождение названий знаков препинания | Рассказ учителя,
исследовательский, самостоятельная работа |
|||
3. |
Роль знаков препинания в тексте | 1 |
Значение знаков препинания для пишущего, говорящего; авторская пунктуация, авторский знак | Самостоятельная работа с текстом, лекция, беседа | |||
4. |
Вариативность знаков препинания | 1 |
Влияние контекста на постановку знаков препинания, влияние знаков на семантику, интонацию текста, стилистику | Практические задания, беседа, проблемные | |||
Слово в нашей речи (4 ч) |
|||||||
5. |
Ударение. Произношение | 1 |
Разноместное ударение. Значение ударения в слове. История возникновения русского литературного произношения | Объяснение учителя, репродуктивные, частично-поисковые | |||
6. |
Историзмы, архаизмы, неологизмы | 1 |
Слова, вышедшие из активного употребления, ошибки в усвоении формы и значения фразеологизма | Диспут, самостоятельная работа | |||
7. |
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы | 1 |
Неоднозначность понимания омонимов, омофоны, контекст для понимания смысла слов; значение синонимов; употребление паронимов, антонимов | “Мозговой штурм”, практические задания | |||
8. |
Фразеологизмы. Части речи как источник выразительности | 1 |
Переносное значение фразеологизмов, этимология, особенности частей речи | Деловая игра, упражнения | |||
Качества хорошей речи (4 ч) |
|||||||
9. |
Точность речи | 1 |
Нарушения точности речи, прием противопоставления | Рассказ учителя, упражнения | |||
10. |
Понятность речи | 1 |
Лексика ограниченной и неограниченной сферы, профессионализмы, жаргонизмы, термины, иноязычные слова | Объяснение учителя, самостоятельная работа | |||
11. |
Чистота речи | 1 |
Слова-сорняки, “языковая свобода”, вульгаризация языка, национальная вежливость | Деловая игра, практическая работа | |||
12. |
Правильность речи | 1 |
Соблюдение языковых норм, признаки нормы литературного языка, степени нормативности (строгая, нейтральная, более подвижная); нормы ударения, орфоэпические нормы, морфологические нормы, синтаксические нормы, лексические нормы. | Репродуктивные, частично-поисковые | |||
Выступления в различных жанрах (5 ч) |
|||||||
13. |
Информационное выступление, его особенности | 1 |
Виды информационных выступлений, общие правила подготовки | Упражнения, частично-поисковые | |||
14. |
Рекламное выступление | 1 |
Значение рекламы, правила подготовки рекламных выступлений, отличие рекламы от информации | Объяснение, исследовательские, проблемные | |||
15. |
Рассказы о себе и о событии | 1 |
Автобиография и ее схема; модель свободного рассказа; правила рассказывания о событии | Рассказ, самостоятельная работа | |||
16. |
Похвальное слово. Убеждающее выступление и его особенности | 1 |
Правила подготовки похвального слова; особенности воодушевляющего выступления, агитационного выступления, собственно убеждающего выступления | Рассказ учителя, беседа, проблемные методы, исследовательские, проектные |