Бинарный урок (математика + русский язык) по теме "Склонение числительных на уроках математики"

Разделы: Математика, Русский язык


Цели:

  1. Закрепить правила склонения числительных при решении математических заданий, читать и выполнять различные математические задания, правильно проговаривая числительные.
  2. Обеспечить практическое использование лингвистических знаний на разных уроках, способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе.

Предварительное задание.

Индивидуальное задание. Один учащийся готовит чтение фрагмента выступления диктора с телевидения.

Макет телевизора (для 10 класса).

Раздаточный материал.

  1. Карточки с заданием на склонение количественных числительных.
  2. Карточки с заданием на выбор правильного слова.
  3. Вырезанные из белой бумаги “ладони” по количеству учащихся в классе.
  4. Плакат с определением имени числительного.
  5. Пробковая доска (магнитная доска).

Техническое оборудование урока:

  • ноутбук,
  • проектор,
  • экран

Оформление доски.

(Название урока)

Эти трудные, трудные числительные…

(Эпиграф)

И сильно возлюбив искусство
Числительное, помыслил я,
Что без числа никакое рассуждение
Философское не слагается,
Всей мудрости матерью его полагая.
(Анания из Ширака – армянский математик VI века)

пятерка
пять
пятак
впятером
пятый

На доске размещены съемные карточки (на магнитах) со словами: пятерка, пятак, пять, впятером, пятый.

Ход урока

I. Слово учителя.

Сегодня на уроке вам будет представлена редкая возможность “алгебру гармонией разъять”. Мы соединим знания, полученные на уроках русского языка, с умениями решать математические задания.

II. Индуктор.

6 класс 10 класс
Учитель русского языка читает стихотворение и задает вопрос, что придает точность этому тексту:

По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног,
Это вместе шли куда-то

Петухи и поросята.

Учащиеся выходят на понятие числительного.

Учащийся, исполняющий роль телеведущего, зачитывает текст, допуская ошибки в склонении числительных (используется макет телевизора):

На протяжении 20 лет в XVII веке в разных странах, разными людьми был создан новый вычислительный аппарат в виде таблиц логарифмов. Таблицы десятичных логарифмов появились в 1620 г. Они были составлены профессором Кембриджского университета Генри Бригсом. Эти таблицы содержали логарифмы чисел от 1 до 20000 и от 90000 до 100000. Продолжил работу голландский математик Андриан Влакк, который в 1628 году издал таблицы логарифмов чисел от 1 до 100000. В России таблицы логарифмов впервые появились около 1700 года. Нынешние школьники в возрасте 15-16 лет изучают логарифмы на уроках математики.

Учитель русского языка просит оценить корректность текста и назвать ошибки.

III. Чтение темы и эпиграфа урока.

IV. Знакомство учащихся с целью урока.

2007 год объявлен годом Русского языка, что еще раз подчеркивает особую значимость нашего родного языка. Грамотная речь должна звучать не только на уроках русского языка, но и на других учебных предметах и вообще в повседневной жизни.

V. Выполнение заданий.

Задание 1. Работа со съемными карточками, размещенными на доске.

На карточках представлены слова разных частей речи. Учитель русского языка просит учащихся определить, какие из данных слов не относятся к числительным, снять лишние карточки и дать определение числительного.

После ответов учащихся на доску вывешивается плакат с определением имени числительного.

Комментарий учителя.

К данному определению можно добавить правило-помощник. Числительное – это число, которое можно поставить в ряд натуральных чисел.

Учитель математики повторяет с учащимися определение натуральных чисел.

После ответов учащихся на экран проецируется определение натуральных чисел.

Задание 2. Устное задание.

Учитель математики предлагает устно решить задачу.

6 класс 10 класс
Два соседа фермера вместе владеют 685 га земли, у одного на 125га больше, чем у другого. Сколько гектаров земли у каждого фермера?

Решение.

1) 685-125=560(га) удвоенные владения второго фермера;

2) 560:2=280(га) у второго фермера;

3) 280+125=405(га) у первого фермера.

Найти число, квадрат которого в произведении с 256 дает 1024.

Решение.

X2·256=1024

X2=4

X=±2

Комментарий учителя.

Что было сложнее решить или прочитать? Почему? В таких трудных ситуациях нам помогут правила склонения числительных. Давайте их вспомним.

На экран проецируется правило склонения количественных числительных (см. Приложение 1).

Задание 3. Практическое задание.

6 класс – просклонять простые числительные (на столе у каждого учащегося находится раздаточный материал – карточка с заданием):

И. два, две три четыре пять шесть семь восемь девять десять
Р. двух ?.. ?.. пяти ?.. ?.. ?.. ?.. ?..
Д. двум ?.. ?.. пяти ?.. ?.. ?.. ?.. ?..
Т. двумя ?.. ?.. пятью ?.. ?.. ?.. ?.. ?..
П. о двух ?.. ?.. о пяти ?.. ?.. ?.. ?.. ?..

Комментарий учителя.

Склонять простые числительные пока еще умеют все. Проверим!

6 и 10 классы – решить математические задания, которые спроецированы на экран, проговаривая числительные вслух. Учитель математики предлагает решить данные задания в тетради и дать устные пояснения.

6 класс 10 класс
Вычислить.

1) - 89+43 (К минус восьмидесяти девяти прибавить сорок три или сумма минус восьмидесяти девяти и сорока трех равна минус сорока шести.)

2) (122+31)-159 (Из суммы ста двадцати двух и тридцати одного вычесть сто пятьдесят девять или разность суммы ста двадцати двух и тридцати одного и ста пятидесяти девяти равна минус шести.)

3) 27·11 (Произведение двадцати семи и одиннадцати равно двумстам девяноста семи.)

Решить уравнение.

4) 4·X=1000 (Произведение четырех и икс равно тысяче, или какое число в произведении с четырьмя дает тысячу.)

1) Вычислить а) log81 . (Логарифм одной трети по основанию восемьдесят один равен минус четырем.)

b) 100lg19. (Сто в степени десятичный логарифм девятнадцати равен тремстам шестидесяти одному.)

2)Решить уравнение 9·5Х-2=45. (Произведение девяти и пяти в степени икс минус два равно сорока пяти. Ответ: X=3)

3) Решить неравенство log2Х+log2(X+5)<1.

(Логарифм икс по основанию 2 плюс логарифм суммы икс и пяти по основанию 2 меньше 1).

Решение. X(X+5) <0; -5<X<0.

Ответ: (-5; 0)

Задание 4. Выбор правильного слова.

Учитель русского языка предлагает учащимся выбрать правильный вариант употребленного числительного в данных примерах (раздаточный материал):

С (пятистами, пятьюстами) рублями в кармане

Над (одной тысячей, тысячью, тысячей) случаев

О (пятистах, пятьюстах) жителях

В (ста, стах) метрах

Дом с (пятьюдесятью, пятидесятью, пятидесяти) комнатами

Разотрите масло с (двумястами, двухстами) граммами сахара

Три (первые, первых) урока он прогулял

Комментарий учителя.

А какое из данных числительных обладает родовыми различиями?

Учащиеся называют порядковое числительное (первых).

А как склоняются порядковые числительные?

После ответов учащихся на экран проецируется правило склонения порядковых числительных. (См. Приложение 2.)

Задание 5. Математические задачи с использованием количественных и порядковых числительных.

Учитель математики предлагает решить в тетрадях две задачи по вариантам, и два ученика работают с данными задачами у доски.

Предлагается правильно прочитать задачу, письменно решить ее и грамотно рассказать решение.

Решение может быть как выражением, так и по действиям с пояснениями.

  6 класс 10 класс
1 вар. Пассажир, стоящий на перроне, заметил, что первый вагон товарного поезда прошел мимо него в 13 часов 45 минут, а последний 53 вагон в 13 часов 55 минут. Какова скорость поезда, если известно, что длина каждого вагона 21 метр, а расстояние между вагонами 0,5 метра?

Решение. (21·53+0,5·52):2=569,5 (м/мин).

Найдите сумму первых пятнадцати членов арифметической прогрессии, если ее третий член равен -5, а пятый равен 2,4.

Решение.

1) (2,4+5):2=3,7 – разность ар. прогрессии

2) -5-2·3,7=-12,4 – первый член прогрессии

3) (2·(-12,4)+14·3,7)·15:2=202,5 – сумма 15 членов арифметической прогрессии.

2 вар. Со станции вышел товарный поезд, который за каждые 4 часа проходил 180 км. Через два часа вслед за ним вышел пассажирский поезд, который через 9 часов догнал товарный. С какой скоростью шел пассажирский поезд?

Решение.1) 180:2=90(км) прошел товарный поезд до выхода первого;

2) 90:9=10(км/ч) скорость сближения;

3) 180:4=45(км/ч) скорость товарного поезда;

4) 45+10=55(км/ч) скорость пассажирского поезда.

Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 10 см, а его площадь 24 см2. Найти его катеты.

Решение. Пусть Х и Y сантиметров длины катетов. Тогда получаем систему уравнений:

Ответ: 6 см, 8см.

Задание 6. Выполнение заданий с дробными числительными.

Учитель русского языка читает предложение:

Однажды Две Двенадцатых позвали Трех Тринадцатых:
- Давайте, Три Тринадцатых, пройдемтесь вечерком. (С. Погореловский.)

Предложение проецируется на экране. Учащимся предлагается записать данное предложение, выделить окончания в числительных.

Комментарий учителя.

Обратите внимание, что окончания двух слов, входящих в состав дробного числительного, отличаются, так как первая часть (числитель) склоняется, как количественное числительное, а вторая (знаменатель) имеет форму родительного падежа порядкового числительного.

Учитель математики читает стихотворение и задает вопрос:

Гордый Рим трубил победу
Над твердыней Сиракуз,
Но трудами Архимеда
Много больше я горжусь.
Надо нынче нам заняться,
Оказать старинке честь,
Чтобы нам не ошибаться,
Чтоб окружность верно счесть,
Надо только постараться
И запомнить все как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть.

(Сергей Бобров)

Что это за число?

Комментарий учителя.

Прочитайте правильно приближенное значение этого числа, о котором говорится в стихотворении. (Три целых один миллион четыреста пятнадцать тысяч девятьсот двадцать шесть десятимиллионных, число .)

Учитель математики дает задание с дробными числительными и предлагает решить их самостоятельно в тетрадях. После выполнения задания правильное решение проецируется на экран.

6 класс 10 класс
Знаменитый греческий ученый Пифагор на вопрос о числе его учеников ответил так: “Половина моих учеников изучает математику, одна четверть изучает природу, одна седьмая проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют 3 девушки”. Сколько человек обучалось у Пифагора?

Решение.

1) ++= составляют мужчины.

2) 1-= составляют девушки.

3) 3: =28 (чел.) обучались у Пифагора.

Вариант: Вместо этой загадки может быть задан следующий вопрос: какую часть составляет разность чисел 0,561и 0,539 от их суммы?

Решение. (0,561-0,539):(0,561+0,539)=0,02 или 2 процента

Решите неравенство. (0,5)Х-2,4 >0,25

Решение.

X-2,4<2;

X<4,4

 

Учитель русского языка предлагает учащимся выбрать из текста задания или решения дробное числительное и письменно просклонять его в 4 падежах (родительном, дательном, творительном, предложном).

Задание 7. Творческая работа учащихся.

6 класс 10 класс
Творческий диктант “Вести из леса”.

Заполнить пропуски в тексте числительными.

Много ли у птицы перьев?

Самая оперенная птица – лебедь. У него …перьев! Только … часть из них на теле, прочие на голове и великолепной шее.

У кряковой утки перьев меньше. А у голубя их всего ….

Составить краткие тезисы об истории родного города с использованием числительных для телеведущего Всезнамуса.

После выполнения задания учащиеся выборочно прочитывают получившиеся тексты.

VI. Домашнее задание.

6 класс 10 класс
На экран проецируется текст уже звучавшего стихотворения с вопросом:

По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать я также смог,
Что шагало тридцать ног,
Это вместе шли куда-то
Петухи и поросята.
А теперь вопрос таков:
Сколько было петухов?
Мне б хотелось также знать:
Сколько было поросят?

Учащимся нужно кратко записать задание, решить его дома, записать решение и просклонять письменно полученные числительные.

Заменить числами так, чтобы получились верные равенства.
  1. log0,2*=125,
  2. 81=27
  3. 6log2125·log52+2lg7·5lg7=
  4. 4*+2-11·4*=80
  5. =2,3-

Учащимся нужно решить задание, записать решение и нужно просклонять письменно любые два из полученных числительных.

VII. Рефлексия.

Учащимся предлагается проявить творчество и выразить свое отношение к изучаемой теме – написать синквейн. Для этого на столе у каждого ученика находится раздаточный материал – вырезанные из бумаги “ладони”.

Правила написания синквейнов проецируются на экран.

После выполнения задания учащиеся зачитывают выборочно получившиеся синквейны и прикрепляют “ладони” на пробковую или магнитную доску.

VII. Подведение итогов. Слово учителя.

Сегодня мы убедились, что знания склонения числительных нам необходимы, что это не такая простая задача и требует постоянной тренировки, в том числе и на уроках математики.