I. Актуальность выбора темы. Методические указания
1. В настоящее время издается много справочных материалов по разным предметам для детей младших классов. Но не всегда в них информация представлена правильно, часть важных сведений не входят в работу, а лишняя информация занимает значительное место. Кроме того, опасно, когда печатаются такие материалы с ошибками. Да и способ рассуждений, подходы, изложение материала могут быть другими, не такими, какими дает их учитель на уроке. Здесь важно соблюдать научный подход, логику изложения, способ оформления выводов, алгоритмов рассуждения. В разных учебниках, справочниках они даются по-разному. Но нужно и МОЖНО НАЙТИ универсальное решение проблемы, разработать методику применительно не только к обучению детей младшего школьного возраста, но и учащихся 5, 6 и других классов. Слайд № 1 (Приложение).
2. Учителя среднего звена школы, принимая в
пятый класс выпускников начальных классов, хотят
непременно получить грамотных учеников, которые
владеют навыками грамотного, каллиграфически
правильного письма. Но бывает, что школьники
испытывают большие трудности в обучении
русскому языку как в начальной школе, так и в
следующих классах. А порой неразрешенные
сложности становятся проблемами, которые,
накапливаясь, вызывают нелюбовь к предмету, а,
значит, и неуспех. Как сделать обучение
интересным, продуктивным, радостным?
Давайте, коллеги, думать вместе. Предлагаю начать
разговор с создания особой тетради, куда наши
ученики будут записывать главную информацию,
воспользоваться которой они могут в любое время
обучения в школе, а также дома. Такая
тетрадь-справочник заменит сразу несколько
учебников, в которых, к сожалению, все чаще и чаще избыточная
информация вытесняет необходимую, достаточную.
Слайд № 2.
3. Учение с увлечением. Успех здесь гарантирован: порядок рассуждений, грамотная речь, повышенный интерес к теме, уроку ведут к положительному результату быстрее, легче, доставляют удовольствие. На снимке: главные и второстепенные члены предложения больше не играют с нами в прятки. Слайд № 3.
4. Во 2 классе дети начинают знакомиться с орфограммами корня, а именно с написанием безударных гласных и парных согласных. Исходя из опыта работы ясно, что данные темы вызывают у учащихся определенные трудности, да и сами темы достаточно сложны для усвоения детьми не только начальных классов, но и школьниками среднего звена школы тоже. Данная схема заполняется последовательно, по мере изучения материала. Но уже на первом уроке детям можно сказать, что они будут знакомиться с тремя видами орфограмм корня. Слайд № 4.
Дети начальных классов лучше мыслят образами, поэтому пусть они доставят себе удовольствие нарисовать, раскрасить или просто по-своему украсить страничку, «оживив» ее.
5. Работа ведется одновременно по двум
направлениям: заучивание опасных
гласных (согласных) и правила, а также овладение
способами и приемами их проверки.
Эти пять безударных гласных необходимо иметь
некоторое время в поле зрения учащихся. Хорошо,
если учитель их демонстрирует на малой опорной
таблице в течение всего периода изучения темы
«Безударные гласные». Слайд № 5.
6. Знакомясь с грамматическим правилом, ученики, конечно, могут механически вызубрить его. Но какова цена такого заучивания? Осознанность в усвоении теоретического материала можно обеспечить, научив школьников работать с карандашом в руке. Для этого учу детей вчитываться в текст, находить и выделять (подчеркивать) главную информацию. Формирующиеся таким образом деловые навыки работы с информацией и будут предопределять гарантированный успех обучения. На уроке дети сравнивают свой вывод по теме урока с правилом в учебнике. Выделенная информация убеждает их в том, что сделанное ими открытие на основе наблюдений за словом верное. Так реализуется развивающая функция обучения, а дети получают радость открытия. Слайд № 6.
7. Сделав важное открытие, дети записывают в свой справочник два способа проверки безударных гласных. Слайд № 7.
8. Ни для кого не секрет, что ученики часто подбирают слова для проверки безударных гласных неправильно: то в проверочном слове ударение не падает на проверяемую гласную, а то и вовсе проверяют корневую гласную, которая стоит в сильной позиции. Это следствие не сформированного учителем умения пользоваться приемами подбора однокоренных слов или слов, в которых меняется их форма. Чтобы учащиеся научились правильно подбирать проверочные слова, надо дать им инструмент в руки. Таким инструментом и будет указанное направление действия: КАК изменять форму слова и подбирать однокоренное слово. Так расширяется и словарный запас учащихся, развивается их речь, внимание к слову, орфографическая зоркость. Слайд № 8.
9. В основном, подбирая проверочное слово, дети изменяют его форму. Подбор проверочных однокоренных слов всегда вызывает у них трудность. Значительно облегчает поиск таких слов знание приема (см. слайд № 9 в скобках). Следовательно, для овладения навыками подбора однокоренных слов надо упражнять детей в применении знаний, используя указанные приемы: задай вопрос, скажи ласково и т.д.
10. Парные согласные знакомы ученикам еще с 1 класса. Поэтому, основываясь на этих знаниях, следует обратить внимание на место данного звука (буквы) в слове, а также сравнить проверочное слово с проверяемым во избежание неосознанного подбора проверочных слов. Слайд № 10.
11. К сожалению, вариант проверки парных согласных со звуком [Н] практически не рассматривается на уроках. Однако детьми он легко усваивается и с успехом может применяться. Слайд № 11.
12. Варианты изменения формы слова уже рассматривались в предыдущей теме, поэтому особой трудности не вызывают. Нужно только открыть нужную страницу в справочнике и начать составлять образцы записей по аналогии с уже имеющимися. Слайд № 12.
13. Значительную трудность испытывают дети при написании слов с парными согласными в середине слова перед другими согласными, если они выражены именами прилагательными. Желательно иметь набор карточек с записью наиболее употребительных слов для их демонстрации, зрительного диктанта, самодиктанта, самостоятельной работы, экспресс-диагностики, объяснительного диктанта «Думай сам», «Проверь себя» и т.д. Слайд № 13.
14. Кроме представленных тем, в справочнике записываются алгоритмы рассуждений, порядок грамматического разбора предложений, слов, основные сведения из разных разделов русского языка («Синтаксис и пунктуация», «Морфология и морфемика» и т.д.).
Универсальность применения справочных материалов, созданных самими учениками состоит в том, что их можно использовать на разных этапах уроков (при изучении нового, закреплении, в самостоятельной работе), а также предусмотрительно ввести их в уроки обобщения, коррекции знаний и умений. Кроме того, использование справочника в условиях, когда учебника нет (учебные книги издаются в нескольких частях и необходимый материал остается зачастую недоступным), а также при подготовке домашних заданий делает его незаменимым. А накопление материала из класса в класс – целостным, системным трудом. Слайд № 14.
II. Из личного опыта
В течение ряда лет мои ученики ведут тетради-справочники. Дети отдают им предпочтение. Ведь зафиксированная ими информация последовательна, кратка, логична, конкретна, собрана по темам, хорошо проработана, а значит, усвоена. Воспроизведение ее не представляет трудностей, т.к. неоднократное периодическое обращение к тем или иным блокам, темам помогает быстро сориентироваться в записях, выбрать главное.
Успешность добывания информации и ее использование в самостоятельных практических действиях делают процесс обучения результативным, повышают учебную мотивацию. Желание учиться приходит тогда, когда есть положительный результат. Создание ситуации успеха при использовании справочника побуждает младших школьников к стремлению научиться быстрее, помогает стать увереннее, самостоятельнее.
К сожалению, ряд учебников изобилует информацией, которая разрозненна, дается на нескольких страницах, поиск ее занимает гораздо большее время, чем поиск той же информации в тетради-справочнике. Да и многословность выводов внимание учеников не привлекает. Поэтому ведение справочника организует работу детей, учит использовать ее при необходимости как на уроке, так и дома. Одновременно младшие школьники учатся вести записи, оформляя их в таблицах, схемах, соблюдая логику, определенную последовательность. Полученные навыки, разумеется, ценны и помогут учащимся в их дальнейшем обучении в более старших классах.
В своей практике я использую групповые формы работы, работу в парах. Это формирует у детей умение строить партнерские отношения, развивает в них ответственность за участие каждого в общем деле, а взаимопомощь и поддержка создают положительный эмоциональный фон, повышают возможность реализации творческого потенциала.
На уроках русского языка, литературного чтения, математики использую игровые технологии, проблемно-поисковую, здоровьесберегающие, на уроках естествознания («Мир вокруг нас») – технологию критического мышления, а также коммуникационные технологии.
Приоритетным направлением в работе является развитие личности учащихся, содружество семьи, школы. Совместные дела детей и их родителей, проявление интереса к успехам учащихся сплачивает коллектив класса и самих родителей. Забота родителей о детях, их участие в школьной жизни закрепляет успех и создает предпосылки к дальнейшему сотрудничеству.
Формула успеха такого сотрудничества детей, учителя и родителей представляет собой результат деятельности, где слагаемыми являются желание учиться, предоставление возможности реализовать свой потенциал (создание ситуаций), умение трудиться, чтобы достичь цели. Поэтому главным достижением считаю тот результат, когда дети могут сказать: «Я хочу, я могу, я умею».
Роль учителя при этом вижу в том, чтобы создать комфортные отношения, благоприятный климат, психологический настрой на работу. Осуществляю индивидуальный подход в обучении, воспитании. Разделяю педагогические идеи М. Монтессори «Помоги мне это сделать самому».